Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



12.11.2020 19:09:11
Автор: Lyubov Syabro

    Жизнь может поставить человека лицом к лицу со своими страхами. Некоторые люди довольно успешно справляются с такими ситуациями, другие же могут поддаться панике и показать свою трусость. Г. Бакланов в своём произведении "Южнее главного удара" затрагивает проблему проявления трусости.
    Главный герой произведения - повозочный Долговушин. За годы войны он себя никак не проявил, был человеком робкого десятка. Старшина Пономарёв не верил в бестолковость Долговушина и взял его на боевое задание. Но как только главный герой столкнулся со своим страхом - немцами, пустился наутёк, забыв о своём боевом товарище. Страх перед смертью заполонил его разум. Из-за свой трусости Долговушин потерял своего старшину, единственного человека который верил в него. Но ещё хуже то, что он не смог признаться товарищам о совершенном им поступке. Тем самым, он их ввел в заблуждения. Трусость показала главного героя как слабого человека, недостойного уважения своих сослуживцев.
    В данной ситуации стоит отметить поведения того самого старшины Долговушина - Пономарева. Во время обстрела старшина не думал о том, как спасти свою жизнь, а лишь старался помочь Долговушину найти наилучший путь отступления. Пономарёв поступил как доблестный солдат. Он не поддался паники, а незамедлительно проанализировал ситуацию и нашёл лучший выход из неё.
    Бакланов раскрыл тему трусости с помощью своего персонажа - Долговушина. Можно сделать вывод, что трусость - это порок человека, от которого нужно постараться избавиться. И я совершенно согласна с позицией автора. Нужно научиться не поддаваться бесконтрольному страху, а бороться с ним.
Количество слов - 232

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Lyubov!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Lyubov, в тексте только один персонаж проявляет трусость. Второго примера не найти. Это Вы должны были понять во время анализа текста и отказаться от выбранной формулировки проблемы. Здесь в центре внимания проблема поведения  людей  в критической ситуации. Именно эту проблему можно иллюстрировать, именно из этой проблемы вытекает главная идея текста, заключающаяся в том, что в критической ситуации человек должен вести себя стойко и благородно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не определена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, два тезиса (я их выделила цветом), что недопустимо. Нет обоснования тезиса - конкретного примера.

Бакланов раскрыл тему трусости с помощью своего персонажа - Долговушина. Можно сделать вывод, что трусость - это порок человека, от которого нужно постараться избавиться. И я совершенно согласна с позицией автора. Нужно научиться не поддаваться бесконтрольному страху, а бороться с ним.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Рекомендую придерживаться следующей композиции: лаконичное вступление + проблемный вопрос - комментарий - позиция автора -  собственная позиция - вывод. Вывода в Вашей работе нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь достаточно выразительная, синтаксические конструкции разнообразны.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Тем самым, он их ввел в заблуждения.
1) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

В данной ситуации стоит отметить поведения того самого старшины Долговушина - Пономарева.
1) Верно: поведениЕ.

2) В какой данной? На что Вы ссылаетесь?

Он не поддался паники, а незамедлительно проанализировал ситуацию и нашёл лучший выход из неё.
3) Верно: поддаться (чему?) паникЕ.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Но как только главный герой столкнулся со своим страхом - немцами, пустился наутёк, забыв о своём боевом товарище. Страх перед смертью заполонил его разум.
1) Некорректное употребление местоимения. Получается, страх заполонил разум старшины. Используйте синонимы.

Из-за свой трусости Долговушин потерял своего старшину, единственного человека который верил в него.
2) Повтор. Еще опечатка.

В данной ситуации стоит отметить поведения того самого старшины Долговушина - Пономарева.
3) Канцеляризм.
Бакланов раскрыл тему трусости с помощью своего персонажа - Долговушина.
4) Верно: проблему проявления трусости.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Г. Бакланов в своём произведении "Южнее главного удара" затрагивает проблему проявления трусости.
Корректно: в тексте. Мы работаем с фрагментом текста.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, композиционным и речевым оформлением сочинения.
Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку