Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



12.11.2020 18:25:45
Автор: Дарья Иванова

   У каждого человека есть сильные и слабые стороны. И на войне, как правило, они особенно сильно проявляются. Кто-то отважно сражается за родину, мужественно защищает других людей, а кто-то прячется за спинами своих товарищей или вовсе предаёт их ради собственного спасения. Именно эту проблему, отражающую трусость, затрагивает Г.И.Бакланов в данном тексте.
   Автор раскрывает проблему на примере Долговушина, «безропотного», «молчаливо-старательного», которому не поручали что-то опасное, потому что знали, что он не справится. И были абсолютно правы: Долговушин, попав в тяжёлую ситуацию на войне, тут же бросился бежать, оставив старшину Пономарёва позади. Автор чётко демонстрирует поведением героя проявление трусости. Более того, Долговушин эгоистично «усмехнулся с превосходством живого над мёртвым», когда подумал о бездыханно лежащем старшине. Дело в том, что такому человеку совершенно безразлична чужая жизнь, даже если ему только что помогли, ведь он остался жив – и для Долговушина это самое главное.
   Теперь стоит рассмотреть такого героя как Пономарёв. Он не верил в «бестолковость» Долговушина и считал, что того можно исправить, «воспитать». Но, в конечном итоге, у него ничего не вышло. Несмотря на бегство Долговушина, Пономарёв всё равно не бросил его в трудный момент, до последнего старался помочь ему сбежать, и даже пожертвовал собой. Его поступок отражает мужество, героизм и милосердие.
   Таким образом, автор противопоставляет поведение двух солдат на войне, благодаря чему мы четко можем понять его позицию: какой бы трудной ни была ситуация, нужно думать не только о себе, но и о других, ведь только помогая друг другу, можно найти из неё выход.
   Я полностью согласна с автором. Всем людям, особенно на войне, тяжело в равной степени. И проявляя трусость, человек может столкнуться с самыми негативными последствиями. В первую очередь, это будут презрение и неуважение со стороны окружающих людей.
   В заключение хочется отметить, что данный текст учит нас не бояться трудностей, стремиться поддерживать друг друга и помогать слабым и беззащитным. Только так мы можем сделать наш мир лучше.
Количество слов - 314

Рецензент: Наталья Шилова
Здравствуйте, Дарья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста  : + 1 балл.
Проблема определена верно, однако сформулирована некорректно. Оптимальные способы формулировки проблемы: в виде утверждения (проблема поведения человека на войне) и в виде вопроса   (Как может проявить себя человек в экстремальной ситуации?).  
   
K2 - Комментарий: +5  баллов.
Пример 1   в сочинении приведен, пояснение дано.
Пример 2  в сочинении приведен, пояснение дано.
Взаимосвязь между примерами указана, но  не проанализирована.
   
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
   
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, однако тезис не соответствует позиции автора.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1  балл.
Ошибки:
логический сбой
У каждого человека есть сильные и слабые стороны. И на войне, как правило, они особенно сильно проявляются. Кто-то отважно сражается за родину, мужественно защищает других людей, а кто-то прячется за спинами своих товарищей или вовсе предаёт их ради собственного спасения. Именно эту проблему, отражающую трусость, затрагивает Г.И.Бакланов в данном тексте.

Описательно формулируя проблему, Вы говорите о двух типах поведения людей на войне, а подводя итог, упоминаете только один.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Сочинение  характеризуется разнообразием  синтаксических конструкций, однако встречаются речевые ошибки и недочеты, которые не позволяют точно выразить мысль.
Именно эту проблему ... затрагивает Г.И.Бакланов в данном тексте;
старался помочь ему сбежать...

K7  - Соблюдение орфографических норм  : + 3 балла.
Орфографических ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм  : + 1 балл.
Ошибки:
Но, в конечном итоге, у него ничего не вышло.
Запятые не нужны.
стоит рассмотреть такого героя ЗПТ как Пономарёв.

... до последнего старался помочь ему сбежать, и даже пожертвовал собой.
Запятая не нужна.
В первую очередь, это будут презрение и неуважение со стороны окружающих людей.
Запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических  норм: + 1 балл.
Автор чётко демонстрирует поведением героя проявление трусости ...
Нарушение управления.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
проблему, отражающую трусость,
Нарушение лексической сочетаемости.
Теперь стоит рассмотреть такого героя как Пономарёв. 1 балл.
     лексическая недостаточность ( рассмотреть поведение героя).
в конечном итоге...
Плеоназм
Несмотря на бегство Долговушина, Пономарёв всё равно не бросил его в трудный момент, до последнего старался помочь ему сбежать, и даже пожертвовал собой. Его поступок отражает мужество, героизм и милосердие
Неудачное употребление местоимений Чей поступок?
нужно думать не только о себе, но и о других, ведь только помогая друг другу, можно найти из неё выход.
Повтор.

К11 -  Соблюдение этических норм  +1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл.

Общие рекомендации : Дарья, Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ. Однако  следует  усилить работу над формулированием проблемы, анализом смысловой связи  между примерами в  комментарии, речевой точностью, пунктуационным оформлением текста. Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку