Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



12.11.2020 18:25:45
Автор: Дарья Иванова

   У каждого человека есть сильные и слабые стороны. И на войне, как правило, они особенно сильно проявляются. Кто-то отважно сражается за родину, мужественно защищает других людей, а кто-то прячется за спинами своих товарищей или вовсе предаёт их ради собственного спасения. Именно эту проблему, отражающую трусость, затрагивает Г.И.Бакланов в данном тексте.
   Автор раскрывает проблему на примере Долговушина, «безропотного», «молчаливо-старательного», которому не поручали что-то опасное, потому что знали, что он не справится. И были абсолютно правы: Долговушин, попав в тяжёлую ситуацию на войне, тут же бросился бежать, оставив старшину Пономарёва позади. Автор чётко демонстрирует поведением героя проявление трусости. Более того, Долговушин эгоистично «усмехнулся с превосходством живого над мёртвым», когда подумал о бездыханно лежащем старшине. Дело в том, что такому человеку совершенно безразлична чужая жизнь, даже если ему только что помогли, ведь он остался жив – и для Долговушина это самое главное.
   Теперь стоит рассмотреть такого героя как Пономарёв. Он не верил в «бестолковость» Долговушина и считал, что того можно исправить, «воспитать». Но, в конечном итоге, у него ничего не вышло. Несмотря на бегство Долговушина, Пономарёв всё равно не бросил его в трудный момент, до последнего старался помочь ему сбежать, и даже пожертвовал собой. Его поступок отражает мужество, героизм и милосердие.
   Таким образом, автор противопоставляет поведение двух солдат на войне, благодаря чему мы четко можем понять его позицию: какой бы трудной ни была ситуация, нужно думать не только о себе, но и о других, ведь только помогая друг другу, можно найти из неё выход.
   Я полностью согласна с автором. Всем людям, особенно на войне, тяжело в равной степени. И проявляя трусость, человек может столкнуться с самыми негативными последствиями. В первую очередь, это будут презрение и неуважение со стороны окружающих людей.
   В заключение хочется отметить, что данный текст учит нас не бояться трудностей, стремиться поддерживать друг друга и помогать слабым и беззащитным. Только так мы можем сделать наш мир лучше.
Количество слов - 314

Рецензент: Наталья Шилова
Здравствуйте, Дарья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста  : + 1 балл.
Проблема определена верно, однако сформулирована некорректно. Оптимальные способы формулировки проблемы: в виде утверждения (проблема поведения человека на войне) и в виде вопроса   (Как может проявить себя человек в экстремальной ситуации?).  
   
K2 - Комментарий: +5  баллов.
Пример 1   в сочинении приведен, пояснение дано.
Пример 2  в сочинении приведен, пояснение дано.
Взаимосвязь между примерами указана, но  не проанализирована.
   
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
   
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, однако тезис не соответствует позиции автора.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1  балл.
Ошибки:
логический сбой
У каждого человека есть сильные и слабые стороны. И на войне, как правило, они особенно сильно проявляются. Кто-то отважно сражается за родину, мужественно защищает других людей, а кто-то прячется за спинами своих товарищей или вовсе предаёт их ради собственного спасения. Именно эту проблему, отражающую трусость, затрагивает Г.И.Бакланов в данном тексте.

Описательно формулируя проблему, Вы говорите о двух типах поведения людей на войне, а подводя итог, упоминаете только один.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.
Сочинение  характеризуется разнообразием  синтаксических конструкций, однако встречаются речевые ошибки и недочеты, которые не позволяют точно выразить мысль.
Именно эту проблему ... затрагивает Г.И.Бакланов в данном тексте;
старался помочь ему сбежать...

K7  - Соблюдение орфографических норм  : + 3 балла.
Орфографических ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм  : + 1 балл.
Ошибки:
Но, в конечном итоге, у него ничего не вышло.
Запятые не нужны.
стоит рассмотреть такого героя ЗПТ как Пономарёв.

... до последнего старался помочь ему сбежать, и даже пожертвовал собой.
Запятая не нужна.
В первую очередь, это будут презрение и неуважение со стороны окружающих людей.
Запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических  норм: + 1 балл.
Автор чётко демонстрирует поведением героя проявление трусости ...
Нарушение управления.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
проблему, отражающую трусость,
Нарушение лексической сочетаемости.
Теперь стоит рассмотреть такого героя как Пономарёв. 1 балл.
     лексическая недостаточность ( рассмотреть поведение героя).
в конечном итоге...
Плеоназм
Несмотря на бегство Долговушина, Пономарёв всё равно не бросил его в трудный момент, до последнего старался помочь ему сбежать, и даже пожертвовал собой. Его поступок отражает мужество, героизм и милосердие
Неудачное употребление местоимений Чей поступок?
нужно думать не только о себе, но и о других, ведь только помогая друг другу, можно найти из неё выход.
Повтор.

К11 -  Соблюдение этических норм  +1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл.

Общие рекомендации : Дарья, Ваше сочинение позволяет судить о том, что Вы владеете навыком написания сочинения в формате ЕГЭ. Однако  следует  усилить работу над формулированием проблемы, анализом смысловой связи  между примерами в  комментарии, речевой точностью, пунктуационным оформлением текста. Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку