Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости, подлости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



12.11.2020 17:21:03
Автор: Александр Карпенок

   В своем рассказе Г. Бакланов повествует о маленьком , никчемном человечишке, поднимая проблему подлости, трусости, приспособленчества.
   Дело было во время войны. Автор рассказывает о двух военнослужащих. Один из которых был старшиной, а другой простым повозочным, звали которого Долговушин. Итак, этот совершенно бестолковый повозочный был переведен и попал под начало старшины Пономарёва. Отправились как-то старшина с Долговушиным на наблюдательный пункт, под самый обстрел. И что в итоге? Наткнулись на немца. Долговушин, по всей своей трусливой натуре, пустился наутек, оставив старшину один на один с врагом. Ползущий Долговушин, мелькая каблуками, уж было дополз до ската, в то время как старшина выпускал последние патроны своего нагана. В результате, Долговушин в целости и невредимости добрался до огневых позиций. В то время как храбрый старшина был уже убит. В лагере Долговушин рассказывал о своих несбывшихся подвигах - как они отстреливались, как старшину убило и он пытался тащить, его мертвого. Мало того, что этот мерзавец повёл себя как последний трус, оставив старшину погибать, он ещё и соврал, позабыв о самом главном, поставив под угрозу всех своих сослуживцев. Ведь он прекрасно знал, что немцы уже у них в тылу. И при любой попытке отступить, каждый попадет под огонь пулемета. И обо всем этом он знал, и не сказал, фактически поставив всех своих под дуло пулемета.
   Позиция автора видна в следующем: "Где ползал, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин "богом ушибленный", поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.". Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем: говоря об изменении положения тела Долговушина в процессе ходьбы и об изменении локаций, можно сделать следующий вывод. Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного. Из любой ситуации он найдет выход, в большинстве случаев, в свою пользу, совершенно не думая о других.
   С позицией автора я смело могу согласиться, так как считаю таких людей отвратительными. И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. Это такой намек на то, что он низкий человек, пресмыкающийся.
   В заключение хочется сказать, что в какой бы ситуации человек не находился, нужно в первую очередь оставаться человеком и не быть равнодушным по отношению к другим.
Количество слов - 359

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Александр!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

В своем рассказе Г. Бакланов повествует о маленьком, никчемном человечишке, поднимая проблему подлости, трусости, приспособленчества.

Совет: старайтесь так не писать вступление. Если не знаете, как начать сочинение, лучше сразу обозначайте проблему.
K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий представляет собой пересказ, что является недопустимым.


Дело было во время войны. Автор рассказывает о двух военнослужащих. <...>. Отправились как-то старшина с Долговушиным на наблюдательный пункт, под самый обстрел. И что в итоге? Наткнулись на немца. Долговушин, по всей своей трусливой натуре, пустился наутек, оставив старшину один на один с врагом.<...>

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Самое главное вы всё-таки написали, но зачем через такие дебри шли к этому?

Позиция автора видна в следующем: "Где ползал, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин "богом ушибленный", поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.". Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем: говоря об изменении положения тела Долговушина в процессе ходьбы и об изменении локаций, можно сделать следующий вывод. Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного. Из любой ситуации он найдет выход, в большинстве случаев, в свою пользу, совершенно не думая о других.

Цитата приведена неуместно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис размыт, обоснования тезиса нет.

С позицией автора я смело могу согласиться, так как считаю таких людей отвратительными. И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. Это такой намек на то, что он низкий человек, пресмыкающийся.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Есть логические ошибки в формулировке авторской позиции и обосновании собственного мнения.

Что, например, выражает эта мысль?


С позицией автора я смело могу согласиться, так как считаю таких людей отвратительными. И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет. Это такой намек на то, что он низкий человек, пресмыкающийся.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Ошибки:

Есть нарушения точности выражения мысли. Наличие однообразных грамматических конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки: 1


Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем...
Ошибка в правописании местоимения с предлогом. Не путайте омонимичный случай с наречием "по-моему". Правописание зависит от контекста.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки: 8


Долговушин, по всей своей трусливой натуре, пустился наутек, оставив старшину один на один с врагом.
Лишние запятые (данная конструкция не является вводной, уточняющей).
В лагере Долговушин рассказывал о своих несбывшихся подвигах - как они отстреливались, как старшину убило и он пытался тащить, его мертвого.
Тире вместо двоеточия. Лишняя запятая.

Мало того, что этот мерзавец повёл себя как последний трус, оставив старшину погибать, он ещё и соврал, позабыв о самом главном, поставив под угрозу всех своих сослуживцев.
Лишняя запятая.
И обо всем этом он знал, и не сказал, фактически поставив всех своих под дуло пулемета.
Лишняя запятая между однородными членами предложения.
Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного.
Союз КАК используется в значении "в качестве", поэтому запятая не нужна.

Из любой ситуации он найдет выход, в большинстве случаев, в свою пользу, совершенно не думая о других.

Выражение "в большинстве своём" не является вводной конструкцией.


И, неспроста, почти в каждой ситуации Долговушин ползет.

И снова лишние запятые.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки: 4

Неправильно построено сложное предложение  (парцелляция):


Автор рассказывает о двух военнослужащих. Один из которых был старшиной, а другой простым повозочным, звали которого Долговушин.
В результате, Долговушин в целости и невредимости добрался до огневых позиций. В то время как храбрый старшина был уже убит.
Ведь он прекрасно знал, что немцы уже у них в тылу. И при любой попытке отступить, каждый попадет под огонь пулемета
Неправильное построения предложения с однородными членами предложения:

Итак, этот совершенно бестолковый повозочный был переведен и попал под начало старшины Пономарёва.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки: 6

Смысловая избыточность (тавтология)


Ползущий Долговушин, мелькая каблуками, уж было дополз до ската, в то время как старшина выпускал последние патроны своего нагана.
Нарушена структура фразеологизма "в целости и сохранности":

В результате, Долговушин в целости и невредимости добрался до огневых позиций
Использование разговорных, просторечных слов:

Мало того, что этот мерзавец повёл себя как последний трус, оставив старшину погибать, он ещё и соврал, позабыв о самом главном, поставив под угрозу всех своих сослуживцев.
Нарушение лексической сочетаемости, неуместное использование слов другого стиля:
Именно эти слова, по-моему мнению, являются позицией автора и заключается это в следующем: говоря об изменении положения тела Долговушина в процессе ходьбы и об изменении локаций, можно сделать следующий вывод.
Нарушение лексической сочетаемости:
Автор преподносит нам Долговушина, как человека изворотливого, трусливого, эгоистичного.
Повторы
Ведь он прекрасно знал, что немцы уже у них в тылу. И при любой попытке  отступить, каждый попадет под огонь пулемета. И обо всем этом он знал, и  не сказал, фактически поставив всех своих под дуло пулемета.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Неверно назван жанр произведения Г. Бакланова (рассказ вместо романа). Совет: не нужно указывать жанр произведения, если Вы не знаете это на 100% (велика вероятность ошибки).

Общие рекомендации: Александр, следует усилить работу над всеми компонентами сочинения: содержанием, речевым оформлением, грамотностью. Обратите особое внимание на комментарий. В Вашей работе это было самое слабое звено. Советую смотреть бесплатные вебинары по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ  на сайте "Могу писать". Первый вебинар прошёл 1 февраля. Старайтесь! У Вас всё получится! Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 7

Возврат к списку