Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



11.11.2020 15:04:02
Автор: Ксения Мартемьянова

             Г.Бакланов в тексте поднимает проблему трусости.
             Автор показывает солдата Долговушина, который за целый год службы в батарее не проявил свои способности, хотя он за это время и сменил множество должностей. Его считают «безропотным и молчаливо-старательным» и не отправляют на опасные задания, считая, что он не справится. Долговушин  даже не пытался возразить, когда его, не спрашивая, перевили в повозочные. Но новый старшина не верил в бестолковость солдата и хотел его перевоспитать.
             В тексте Г.Бакланов преподносит читателю пример, что за безропотным Долговушином стоит лишь желание уйти по течению, лишь бы его не убили. Старшина Пономарёв решается взять его на передовую. Оказавшись под обстрелом, солдат, «обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево», оставив старшину одного на поле. Отстреливаясь от немцев, Пономарёв отвлекал их от Долговушина, давая ему время убежать. Во время боя старшина погибает, а солдат спустившись под скат выжил и «где ползком, где сгибаясь и перебежками» вышел из-под огня. Дальше автор обращает внимание читателя на слова: «… тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он…». Читатель начинает понимать, что за бестолковость скрывается трус.
            Так же важен пример, где Долговушин возвращается к своим на огненные позиции. Свою трусость перед другими солдатами он прикрывает ложью в виде «как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого…». После этих слов автор вызывает у читателей презрение к солдату за его ложь. Он соврал, даже не смотря на то, что старшина прикрывал его на линии боя! Этими примерами мы видим низость поступков Долговушина.
            Я считаю, что трусость лишает у человека большинство его качеств и в числе них совесть. Этот человек никогда уже не сможет уйти от обмана и не станет уважаемым  человеком. А если ещё его обман подастся огласке, то его ждет всеобщее презрение.

Количество слов - 305

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Ксения!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

поднимает проблему трусости
проблему (чего?) проявления трусости

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена , не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора не выявлена.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: +0 баллов

Отношение к позиции автора не содержите  согласие,есть тезис, обоснование тезиса формально: нет конкретики..

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

В тексте Г.Бакланов преподносит читателю пример, что за безропотным Долговушином
Это тот же абзац: никакой новой мысли нет.

Так же важен пример
Не начинайте предложение с ТАКЖЕ

K6 - Точность и выразительность речи +  1 балл.

Ошибки:

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Так же важен пример
также= и
даже не смотря на то
производный предлог НЕСМОТРЯ НА

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

трусость лишает у человека большинство его качеств  и в числе них совесть.
присоединительное придаточное предложение- нужна запятая

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В тексте Г.Бакланов преподносит читателю пример, что за безропотным Долговушином
ДолговушинЫМ

проявил свои способности,
проявил способностЕЙ

Его считают «безропотным и молчаливо-старательным» и не отправляют на опасные задания, считая, что он не справится. Долговушин  даже не пытался возразить, когда его, не спрашивая, перевили в повозочные.
н.вр.- пр.вр. не "гуляйте" по временам
Так же важен пример, где Долговушин возвращается
ошибка в построении СП
лишает у человека
лишает (кого?) человека

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Автор показывает солдата Долговушина, который за целый год службы в батарее не проявил свои способности, хотя он за это время и сменил множество должностей. Его считают «безропотным и молчаливо-старательным» и не отправляют на опасные задания, считая, что он не справится.
тавтология

считают «безропотным и молчаливо-старательным» и не отправляют на опасные задания, считая, что он не справится.
тавтология

преподносит читателю пример
показать пример, преподнести урок
уйти по течению
плыть по течению
за безропотным Долговушином стоит лишь желание уйти по течению, лишь бы его не убили. Старшина Пономарёв решается взять его на передовую.
повтор слова ЕГО
ЕГО не убили - кого именно? героя, желание, течение. Неумелое употребление местоимений.
толково, применяясь к местности, действует он…». Читатель начинает понимать, что за бестолковость скрывается трус.
тавтологиябестолковостьЮ (считаю за описку, на ЕГЭ могут ошибку по К9 вынести)
ложью в виде
Нарушение стиля (разг.)
старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого…». После этих слов автор вызывает у читателей презрение к солдату за его ложь.
повтор слова ЕГО. Цитату не имеем права трогать- поработайте со своим предложением.

автор вызывает у читателей презрение к солдату за его ложь. Он соврал,
Он- автор иди герой? Неумелое использование местоимений.
соврал- разговорное слово (нарушение стиля)
Этими примерами мы видим
С помощью этих примеров автор показывает...
Этот человек никогда уже не сможет уйти от обмана
Какой? Вы писали про совесть. Неуместное использование указательного местоимения.
Этот человек никогда уже не сможет уйти от обмана и не станет уважаемым  человеком. А если ещё его обман подастся огласке, то его ждет всеобщее презрение.
повтора слова ОБМАН
Неудачное использование мест. ЕГО. Кого или чего? Обман, человек?

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации:
Ксения, обратите внимание на структуру этого вида работы.
Следует усилить работу над речью (особенно страдает работа обилием повторов и неудачным использованием местоимений) и грамматикой.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку