Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



05.11.2020 16:00:36
Автор: Максим Бродский

    Прочитанный мной текст писателя Г.Бакланова затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое трусость? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему трусости человека в самый ответственный момент. Постараюсь прокомментировать её.
    Известный писатель повествует нам о тех страшных временах Великой Отечественной войны. Он обращает внимание на героя рассказа по фамилии Долговушин, который вёл службу в армии и боялся попасть в пехоту. Он не мог заслужить уважения своих сослуживцев, так как был весьма бестолков. Сначала он служил в батарее, а потом и вовсе стал повозочником. Каждый раз когда его хотели отправить на очередное задание, то отправляли другого, потому что считали - что Долговушин не справится. И вот он попал под крыло старшины Пономарёва, который казалось бы увидел в нём человека и решил отправить воевать его на линию фронта, на самую передовую. Но оказалось, что Долговушин  увидев немецких солдат, сразу же кинулся бежать в обратную сторону от передовой, испугавшись и бросив на произвол судьбы старшину Пономарёва. Старшина погиб благодаря трусости и самовлюблённости Долговушина. Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: «неверие в порядок и разумность, существующие в армии». Звучит мысль о том что трусость и полная безответственность Долговушина помогли сохранить ему жизнь, он ловко и шустро убегал от пуль противника боявшись за свою жизнь, но ему было абсолютно безразлично на жизнь старшины Пономарёва, который хотел воспитать в нем отважного человека. Кроме того когда он вернулся обратно к огневым позициям своих сослуживцев, он воспользовавшись этой ситуацией просто нагло солгал, сказав что они вместе со старшиной отстреливались, как он тащил мёртвого старшину, который умер на его глазах и показал пустой диск автомата, тем самым поднял свою репутацию, поменяв мнение других о себе и получив уютную, спокойную должность каптёра.
    Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в том, что главный герой повествования мало того что проявляет признаки трусости, лени, и безотвественности, так ещё и не верит в здравый смысл и порядок в армии.
    Придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Он прав. Действительно, Долговушин - это явный пример безответственности, он не понимает что он на войне, которая является освободительной и требует максимальной стойкости и храбрости русского война, который сражается за свою родину.
    Писатель М.Шолохов тоже обращался к проблеме трусости. Например, в книге «Судьба человека», которая так же повествует о тяжёлых судьбах людей во время Великой Отечественной войны, человек по фамилии Крыжнёв хотел спасти свою жизнь, путём выдачи информации о его сослуживцах немцам. Следовательно, он проявил трусость, безответственность, самовлюблённость, а так же предательство по отношению к своей родине. Ему безразлична судьба других людей, так как он рискует потерять жизнь, соответственно он пойдёт на всё ради спасения своей жизни. Но вскоре он понимает, что он предал родину и спокойно принимает смерть от рук своих же товарищей.
    Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я будучи старшеклассником часто замечаю, как такие же ребята моего возраста унижают, избивают, вымогают деньги и в целом запугивают ребят из более младших классов, следовательно причиняя им моральный ущерб.        А заступиться страшно, потому что понимаю, что так же пострадаю. Но я действительно уверен, что на мне лежит ответственность, как на старшекласснике, на которого должны равняться ребята младших классов. И проявление трусости в данной ситуации, не будет оправдывать мой возраст - как личность, которая заканчивает среднее образовательное учреждение.
    Думаю, что мне удалось доказать, что проблема трусости обозначенная Г. Баклановым, актуальна. На самом деле на данную тему можно рассуждать бесконечно и это выбор каждого человека, но так или иначе проявление трусости это негативный характер личности, который не должен решать будет человек жить или нет, таким образом человек должен всегда стараться совладать со своей трусостью. Книги и случаи из жизни – тому подтверждение.
Количество слов - 587

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Максим!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Рекомендуем формулировать проблему в виде вопроса (В чем проявлялась трусость на войне?) либо в виде конструкции "проблема + отглагольное существительное + ключевое слово темы" (проблема проявления трусости на войне). В Вашей формулировке допущена речевая ошибка - лексическая несочетаемость.

K2 - Комментарий + 2 балла

Максим, в комментарии Вы практически пересказали текст. В этом пересказе я с трудом обнаружила пояснение к первому примеру. Вы не привели второй пример, это и понятно: в тексте нет другого персонажа, который проявил трусость. Знаете, почему у Вас получился слабый комментарий? Вы взяли далеко не основную проблему. К главной проблеме ВСЕГДА можно подобрать два примера и ВСЕГДА обнаружить связь между ними. Внимание автора привлёк вопрос: как люди должны вести себя в критической ситуации? Мы видим, как ведут себя на поле боя Долговушин и Пономарёв. Писатель на стороне старшины. Его поведение  - некий нравственный идеал. Отсюда вытекает основная идея текста, заключающаяся в том, что в критической ситуации люди должны вести себя благородно и самоотверженно.

Комментарий следует сократить как минимум в два раза. Учитесь писать эту часть сочинения лаконично, емко.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Мысль автора должна содержать оценку, некую мораль. Неужели Г.Я.Бакланов написал этот текст только ради того, чтобы рассказать о трусости персонажа? Это не так. Писатель обличает этот порок. Мы так не должны поступать. Вот она, основная идея текста.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Прочитанный мной текст писателя Г.Бакланова затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое трусость? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему трусости человека в самый ответственный момент.
1) Неудачное вступление, логический перекос. Зачем говорить о том, что автор затрагивает важные вопросы, если писать Вы будете лишь по одному?

Известный писатель повествует нам о тех страшных временах Великой Отечественной войны.
2) Местоимение ТЕХ ни на что не указывает.
Передо мной тоже как-то стояла такая проблема.
3) Какая такая? Местоимение ТАКАЯ ни на что не указывает.
Книги и случаи из жизни – тому подтверждение.
4) Потверждение тому, что люди должны "совладать с трусостью"?. Вы себе противоречите, так как пример из текста Бакланова - это пример проявления трусости.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Например, в книге «Судьба человека», которая так же повествует о тяжёлых судьбах людей во время Великой Отечественной войны, человек по фамилии Крыжнёв хотел спасти свою жизнь, путём выдачи информации о его сослуживцах немцам.
1) Верно: ТАКЖЕ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

И вот он попал под крыло старшины Пономарёва, который казалось бы увидел в нём человека и решил отправить воевать его на линию фронта, на самую передовую.
1) Не обособлено вводное слово

Каждый раз когда его хотели отправить на очередное задание, то отправляли другого, потому что считали - что Долговушин не справится.
2) Не обособлено придаточное предложение.

3) Вместо тире перед ЧТО нужна запятая.

Но оказалось, что Долговушин  увидев немецких солдат, сразу же кинулся бежать в обратную сторону от передовой, испугавшись и бросив на произвол судьбы старшину Пономарёва.
4) Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Звучит мысль о том что трусость и полная безответственность Долговушина помогли сохранить ему жизнь, он ловко и шустро убегал от пуль противника боявшись за свою жизнь, но ему было абсолютно безразлично на жизнь старшины Пономарёва, который хотел воспитать в нем отважного человека.
5) Нужна запятая перед ЧТО.

6) Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Кроме того когда он вернулся обратно к огневым позициям своих сослуживцев, он воспользовавшись этой ситуацией просто нагло солгал, сказав что они вместе со старшиной отстреливались, как он тащил мёртвого старшину, который умер на его глазах и показал пустой диск автомата, тем самым поднял свою репутацию, поменяв мнение других о себе и получив уютную, спокойную должность каптёра.
7)  Не обособлено вводное слово.
8)  Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
9)  Не обособлено придаточное предложение (голубым зеленым цветом).
Основная идея автора заключается в том, что главный герой повествования мало того что проявляет признаки трусости, лени, и безотвественности, так ещё и не верит в здравый смысл и порядок в армии.
10) Лишняя запятая перед И.
Действительно, Долговушин - это явный пример безответственности, он не понимает что он на войне, которая является освободительной и требует максимальной стойкости и храбрости русского война, который сражается за свою родину.
11) Не обособлено придаточное предложение (голубым зеленым цветом).
Например, в книге «Судьба человека», которая так же повествует о тяжёлых судьбах людей во время Великой Отечественной войны, человек по фамилии Крыжнёв хотел спасти свою жизнь, путём выдачи информации о его сослуживцах немцам.
12) Лишняя запятая.
Ему безразлична судьба других людей, так как он рискует потерять жизнь, соответственно он пойдёт на всё ради спасения своей жизни.
13) Не обособлено вводное слово.
Я будучи старшеклассником часто замечаю, как такие же ребята моего возраста унижают, избивают, вымогают деньги и в целом запугивают ребят из более младших классов, следовательно причиняя им моральный ущерб.        
14)   Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
15)   Не обособлено вводное слово.
На самом деле на данную тему можно рассуждать бесконечно и это выбор каждого человека, но так или иначе проявление трусости это негативный характер личности, который не должен решать будет человек жить или нет, таким образом человек должен всегда стараться совладать со своей трусостью.
16) Не обособлено вводная конструкция (красным цветом).
17) Не обособлено вводная конструкция (лиловым цветом).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Звучит мысль о том что трусость и полная безответственность Долговушина помогли сохранить ему жизнь, он ловко и шустро убегал от пуль противника боявшись за свою жизнь, но ему было абсолютно безразлично на жизнь старшины Пономарёва, который хотел воспитать в нем отважного человека.
1) Нарушение управления. Верно: ему была безразлична жизнь.

Кроме того когда он вернулся обратно к огневым позициям своих сослуживцев, он воспользовавшись этой ситуацией просто нагло солгал, сказав что они вместе со старшиной отстреливались, как он тащил мёртвого старшину, который умер на его глазах и показал пустой диск автомата, тем самым поднял свою репутацию, поменяв мнение других о себе и получив уютную, спокойную должность каптёра.
2) Нанизывание придаточных - грамматических ошибка в построении СПП.  
Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я будучи старшеклассником часто замечаю, как такие же ребята моего возраста унижают, избивают, вымогают деньги и в целом запугивают ребят из более младших классов, следовательно причиняя им моральный ущерб.  
3) Временной разнобой.
И проявление трусости в данной ситуации, не будет оправдывать мой возраст - как личность, которая заканчивает среднее образовательное учреждение.
4) Корректно: не будет оправдывать меня, человека, оканчивающего среднее образовательное учреждение.

Думаю, что мне удалось доказать, что проблема трусости обозначенная Г. Баклановым, актуальна.
5)   Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Достаточно убрать первый союз.

К10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Известный писатель повествует нам о тех страшных временах Великой Отечественной войны.
1) Некорректное употребление местоимения НАМ. Ясно, что нам, читателям.

Он не мог заслужить уважения своих сослуживцев, так как был весьма бестолков. Сначала он служил в батарее, а потом и вовсе стал повозочником.
2) Повтор.
Звучит мысль о том что трусость и полная безответственность Долговушина помогли сохранить ему жизнь, он ловко и шустро убегал от пуль противника боявшись за свою жизнь, но ему было абсолютно безразлично на жизнь старшины Пономарёва, который хотел воспитать в нем отважного человека.
3) Избыток местоимений, обедняющий речь и затрудняющий восприятие смысла.
Действительно, Долговушин - это явный пример безответственности, он не понимает что он на войне, которая является освободительной и требует максимальной стойкости и храбрости русского война, который сражается за свою родину.
4) Человек не может быть примером. Верно: поведение Долговушина.
Я будучи старшеклассником часто замечаю, как такие же ребята моего возраста унижают, избивают, вымогают деньги и в целом запугивают ребят из более младших классов, следовательно причиняя им моральный ущерб.  
5) Некорректное употребление местоимения. Ущерб, по-Вашему, причиняли классам.

И проявление трусости в данной ситуации, не будет оправдывать мой возраст - как личность, которая заканчивает среднее образовательное учреждение.
6) Данный - канцеляризм.
7) Смешение паронимов. Верно: оканчивает.
На самом деле на данную тему можно рассуждать бесконечно и это выбор каждого человека, но так или иначе проявление трусости это негативный характер личности, который не должен решать будет человек жить или нет, таким образом человек должен всегда стараться совладать со своей трусостью.
8) Тема - выбор каждого человека? Рассуждение - выбор каждого человека?
9) Проявление трусости  - это не характер. И еще характер у Вас решает, будет ли жить человек. Как это прикажете понимать?
10) СВОЕЙ -  здесь плеоназм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: сократить объем сочинения, усилить работу на анализом текста, поиском главной идеи, проблемы, построением комментария, речевым оформлением сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 8

Возврат к списку