Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема лжи
-
Текст: А. Куприн. Святая ложь
1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана показывает всю суть его выдумок. С одной стороны, Ивану приходится создавать перед матерью иллюзию его загруженной, но не совсем бедной жизни. Этим образом он пытается не разочаровать дорогого родителя, прикрывая всю истину на благо любимой. С другой стороны, его матушка узнала о том, что это всего лишь фантазия, но заворожённая волшебной сказкой, она решает промолчать, однако ей это идет как на пользу, так и на вред. Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а последствия укрытого предугадать нельзя.
Позиция автора текста довольна ясна. А. Куприн сравнивает святую ложь с цветком, трепетным и стыдливым, который увядает от прикосновения. А также он считает, что обман Ивана, оставшись нетронутым, выльется в хорошую, тихую, и долгую жизнь Ванюши с его матушкой.
Нельзя не согласится с автором текста в том, нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим. Что бы обосновать данную точку зрения мне хотелось бы привести пример из произведения А. Пушкина “Капитанская дочка” Когда главный герой скрыл причастие капитанской дочки к главе бандитской шайки, и в том числе к ее освобождению этим бандитом. Эта ложь оставшись нераскрытой пошла на пользу, как и самой капитанской дочки, так и главному герою, ведь он стал спокоен зная, что с ней все в порядке.
В заключении всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше пользы.
Здравствуйте, Аретём! Думаю, что Вас всё-таки зовут Артём. Наверное, Вы не обратили внимание на опечатку, но на всякий случай (а вдруг это не Вы, а я ошибаюсь), буду обращаться так, как указано.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема/ы определена/ы верно, но... Хочу предостеречь: формулируя проблему таким образом, Вы очень рискуете. Не нужно обозначать все проблемы, остановитесь на одной, подумайте, как её лучше сформулировать, чтобы удобно было соотнести с авторской позицией (Проблема - вопрос, позиция автора - ответ).
Каким бывает обман? Зачем люди врут друг другу и какого результата они хотят добиться? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель А. Куприн. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему святой лжи. |
K2 - Комментарий + 2 балла
Комментарий написан так, что оценить его непросто. Не следует писать витиевато.
Пример 1 в сочинении указан, не пояснен (условно назовём пример "Ложь сына").
Пример 2 указан, не пояснен(условно назовём пример "Ложь матери").
Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балловТак как позиция автора обнулена, балл по К4 не выставляется.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис (звучит размыто), есть попытка обоснования тезиса, но...
К сожалению, пример не состоялся:
Когда главный герой скрыл причастие капитанской дочки к главе бандитской шайки, и в том числе к ее освобождению этим бандитом. Эта ложь оставшись нераскрытой пошла на пользу, как и самой капитанской дочки, так и главному герою, ведь он стал спокоен зная, что с ней все в порядке. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Ошибки:
Нет нарушения абзацного членения, но работа не характеризуется речевой связностью. Наблюдается непропорциональность частей.
K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
Речевое, грамматическое оформление затрудняет понимание высказывания.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 0 баллов.
Ошибки: 5
Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а последствия укрытого предугадать нельзя. |
Нельзя не согласится с автором текста в том, нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим. |
Что бы обосновать данную точку зрения мне хотелось бы привести пример из произведения А. Пушкина “Капитанская дочка” |
...пошла на пользу, как и самой капитанской дочки... |
В заключении всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше пользы. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.
Ошибки: 8
Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана ЗПТ показывает всю суть его выдумок. |
Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а последствия укрытого предугадать нельзя. |
А также он считает, что обман Ивана, оставшись нетронутым, выльется в хорошую, тихую, и долгую жизнь Ванюши с его матушкой. |
Что бы обосновать данную точку зрения ЗПТ мне хотелось бы привести пример из произведения А. Пушкина “Капитанская дочка” |
Эта ложь ЗПТ оставшись нераскрытой ЗПТ пошла на пользу, как и самой капитанской дочки, так и главному герою, ведь он стал спокоен ЗПТ зная, что с ней все в порядке. |
Не обособлено одиночное деепричастие.
В заключении всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и ЗПТ имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше пользы. |
И снова деепричастный оборот.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки: 4
Нарушение управления
...она решает промолчать, однако ей это идет как на пользу, так и на вред. |
А также он считает, что обман Ивана, оставшись нетронутым, выльется в хорошую, тихую, и долгую жизнь Ванюши с его матушкой. |
Нельзя не согласится с автором текста в том, ???нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим. |
Когда главный герой скрыл причастие капитанской дочки к главе бандитской шайки, и в том числе к ее освобождению этим бандитом. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Повторы:
Однако наиболее детально автор рассматривает проблему святой лжи. Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана показывает всю суть его выдумок. |
Автор, рассказывая о тяжелой судьбе Ивана показывает всю суть его выдумок. С одной стороны, Ивану приходится создавать перед матерью иллюзию его загруженной, но не совсем бедной жизни. Этим образом он пытается не разочаровать дорогого родителя, прикрывая всю истину на благо любимой. |
Неудачное употребление местоимения:
С одной стороны, Ивану приходится создавать перед матерью иллюзию его загруженной, но не совсем бедной жизни. |
Нарушение лексической сочетаемости:
Этим образом он пытается не разочаровать дорогого родителя, прикрывая всю истину на благо любимой. |
Лексическая несочетаемость:
Этот вред доказывает, что, какая бы то ложь не была, и какого бы хорошего умысла там не было, у обмана всегда найдутся свои минусы, а последствия укрытого предугадать нельзя. |
Лексическая несочетаемость и смысловая избыточность (тавтология и плеоназм):
Нельзя не согласится с автором текста в том, нераскрытый обман с хорошим умыслом может принести человеку пользу и в конечном итоге стать чем-то хорошим. |
В заключении всего хочется сказать, что тайна с благим намерением имеет место быть, и имея свою минусы, не раскрытой она может принести намного больше пользы. |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над всеми элементами сочинения как содержательными (проблема, комментарий, позиция автора), так и грамматическими (орфография, пунктуация, грамматика). Особое внимание обратите на речевое оформление.