Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

07.10.2020 17:06:40
Автор: Снежана Тимошина

    Проблема нравственного выбора преследует людей ежедневно: сказать правду или не сказать?Податься соблазну и «прихватить» чужое?Сдержать слово или смалодушничать?Именно эту сложную проблему освещает Владимир Фёдорович Тендряков в произведении «Люди и нелюди».
         В качестве примера человека,столкнувшегося с этим нелегким выбором,Владимир Фёдорович приводит молодого,голодного,уставшего солдата,перед которым возник вопрос: взять полбуханки хлеба и впервые за долгое время почувствовать сытость или остаться голодным,но честным.Важно отметить,что внешние факторы оказывают сильное влияние на решение,которое выберет человек.В данном случае этим фактором оказалось сильное чувство голода,поэтому герой спрятал хлеб.Только после содеянного он понял,что его все равно найдут и,возможно,накажут.Увидев измождённые,темные,худые лица солдат,он осознал,что лишает их спасительного,такого желанного куска хлеба и раскалялся.Но было поздно и уже все стоявшие в очереди смотрели на него осуждающе.Только эти взгляды заставили героя переосмыслить ранее совершенные поступки.
       Тогда солдат решил исправиться.И вот в конце текста перед нами предстаёт не подлый вор,а настоящий герой,которые первым рвётся на обрыв линии под шквальным ветром,который берет самую тяжелую катушку с кабелем,который делит лишний котелок супа с товарищем.Окружающие принимали его подвиги как должное,не видели в них ничего выдающегося,но для самого солдата они были важны.Этими небольшими поступками он очищал свою душу от щемящего чувства вины за всё плохое,что он сделал.
        Эти два примера противопоставлены друг другу.Этот приём автор использовал для того,чтобы показать,что человек может противостоять этим внешним факторам и несмотря ни на что сделать правильный выбор.
      Позиция автора заключается в следующем:каждый раз,когда нам предстоит сделать нравственный выбор нужно всегда слушать голос совести,даже если он заглушается желанием наживы и малодушием.
           Я полностью согласна с мнением Владимира Фёдоровича,потому что так же считаю,что всегда нужно считаться с совестью,дабы потом  «не терзать» себя за неправильный выбор.
      Для подтверждения своего мнения я приведу пример печальную историю двух сестёр- Елизаветы Первой и Марии Стюарт.Марию Шотландскую изгоняют из родной страны и она пытается найти поддержку у королевы Англии.Сразу после прибытия королевы-католички ,арестовывают,потому что ее присутствие в стране могло вызвать волнения.Опасения английского правительства подтвердились,противники Елизаветы захотели свергнуть ее с престола и короновать Марию.Это движение нужно было пресечь и казнить шотландскую королеву.Елизавета Первая долго не принимала решения относительно своей сестры.Убить сестру-это значит обагрить свои руки родственной  кровью и обречь себя на участь братоубийцы Каина.Помиловать-значит обречь себя на бесславный конец правления и государство на смуту.Человек,в руках которого сосредоточена власть обязан хранить ее,как ценный дар,ведь от неё зависит его жизнь.У такого человека много недоброжелателей,даже среди родственников,которые желают взять власть в свои руки.Поэтому ради сохранения собственного будущего,будущего своих детей правителям зачастую приходилось совершать не тот нравственный выбор,который диктует его сердце,а тот,который диктуют обстоятельства.Елизавете пришлось казнить сестру,но чтобы немного заглушить укоры совести,в качестве своего преемника она выбрала Якова,сына Марии,в руках которого должны были английская и шотландская короны.
       Текст Владимира Фёдоровича убедил меня в том,что нравственный выбор нужно совершать только после согласования с внутренним голосом и с совестью,потому что только тогда,после принятого мной решения мою душу не будут терзать сомнения и мне не придётся исправлять последствия неправильного выбора.
Количество слов - 538

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Светлана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, однако сформулирована некорректно. Проблему рекомендуется формулировать в виде вопроса или в виде конструкции с родительным падежом. Посмотрите, как это можно было сделать. Должен ли человек, совершая нравственный выбор, слушать голос совести? / Проблема совершения нравственного выбора.

K2 - Комментарий + 4 балла

Комментарий выполнен как пересказ текста. Вы должны лаконично вводить примеры, уделяя большее внимание их анализу, т.е. пояснению. Анализ примеров обрамляйте действиями автора. Делайте комментарий аналитическим.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, однако проанализирована сумбурно.

Этот приём автор использовал для того,чтобы показать,что человек может противостоять этим внешним факторам и несмотря ни на что сделать правильный выбор.
Каким внешним факторам противостоял солдат? Ведомый чувством голода, он украл хлеб. Проступок рассказчик осознал, что мы и видим дальше, когда его постигло раскаяние и он пытался загладить вину. Автор с помощью противопоставления показал, как в человеке может проснуться голос совести.

Светлана, Вам стоит серьезно поработать над комментарием.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Обоснование слишком затянуто. Увлекшись пересказом, Вы забыли о рассуждении. Достаточно трех-четырех предложений для убедительного аргумента.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Важно отметить,что внешние факторы оказывают сильное влияние на решение,которое выберет человек.
Эта фраза выбивается из рассуждения. Она звучит общо, уводит эксперта от примера. По-Вашему, чувство голода - внешний фактор, влияющий на решения, которое принял солдат. Голод - это ощущение потребности в еде. Уж никак нельзя назвать его внешним фактором.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

И вот в конце текста перед нами предстаёт не подлый вор,а настоящий герой,которые первым рвётся на обрыв линии под шквальным ветром,который берет самую тяжелую катушку с кабелем,который делит лишний котелок супа с товарищем
Корректнее: в следующем эпизоде.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Я полностью согласна с мнением Владимира Фёдоровича,потому что так же считаю,что всегда нужно считаться с совестью,дабы потом  «не терзать» себя за неправильный выбор.
Нужно писать слитно ТАКЖЕ, здесь союз.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Но было поздно и уже все стоявшие в очереди смотрели на него осуждающе
Пропущена запятая на границе основ перед союзом И.

Позиция автора заключается в следующем:каждый раз,когда нам предстоит сделать нравственный выбор нужно всегда слушать голос совести,даже если он заглушается желанием наживы и малодушием.
Не обособлено придаточное предложение внутри главного.

Марию Шотландскую изгоняют из родной страны и она пытается найти поддержку у королевы Англии
Нужна запятая на границе основ перед союзом И.

Сразу после прибытия королевы-католички ,арестовывают,потому что ее присутствие в стране могло вызвать волнения.
Лишняя запятая. Вы поторопились и составили невнятную фразу. Исправим.

"После прибытия королеву-католичку арестовали...."

Человек,в руках которого сосредоточена власть обязан хранить ее,как ценный дар,ведь от неё зависит его жизнь.
Не обособлено придаточное.

У такого человека много недоброжелателей,даже среди родственников,которые желают взять власть в свои руки
ДАЖЕ здесь частица, употребленная  для смыслового выделения слов. Обособление не нужно.

Елизавете пришлось казнить сестру,но чтобы немного заглушить укоры совести,в качестве своего преемника она выбрала Якова,сына Марии,в руках которого должны были английская и шотландская короны.
Не обособлено придаточное.
Текст Владимира Фёдоровича убедил меня в том,что нравственный выбор нужно совершать только после согласования с внутренним голосом и с совестью,потому что только тогда,после принятого мной решения мою душу не будут терзать сомнения и мне не придётся исправлять последствия неправильного выбора.
Лишняя запятая после ТОГДА.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

И вот в конце текста перед нами предстаёт не подлый вор,а настоящий герой,которые первым рвётся на обрыв линии под шквальным ветром,который берет самую тяжелую катушку с кабелем,который делит лишний котелок супа с товарищем.
Корректно: герой, которЫЙ.

Для подтверждения своего мнения я приведу пример печальную историю двух сестёр- Елизаветы Первой и Марии Стюарт.
Корректно: приведу в качестве примера историю.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Податься соблазну и «прихватить» чужое?
Стилистическая ошибка. В данном контексте это разговорное слово, а сочинение Вы пишете в публицистическом стиле.

В качестве примера человека,столкнувшегося с этим нелегким выбором,Владимир Фёдорович приводит молодого,голодного,уставшего солдата,перед которым возник вопрос: взять полбуханки хлеба и впервые за долгое время почувствовать сытость или остаться голодным,но честным.
Человека нельзя привести в пример. Примером может быть поступок, ситуация, наконец, поведение, но только не сам персонаж.

В данном случае этим фактором оказалось сильное чувство голода,поэтому герой спрятал хлеб.
Канцеляризм.

В данном случае этим фактором оказалось сильное чувство голода,поэтому герой спрятал хлеб.Только после содеянного он понял,что его все равно найдут и,возможно,накажут.
Некорректное употребление местоимения. Оно замещает предыдущее слово в той же грамматической форме. Выходит, что хлеб понял. Эта нелепость дважды встретилась в Вашем тексте.
Здесь же отмечу избыточное употребление местоимений, снижающее читабельность текста. Эта ошибка видна и в заключительном фрагменте сочинения.
Текст Владимира Фёдоровича убедил меня в том,что нравственный выбор нужно совершать только после согласования с внутренним голосом и с совестью,потому что только тогда,после принятого мной решения мою душу не будут терзать сомнения и мне не придётся исправлять последствия неправильного выбора.
Тяжелая фраза, пришедшая в Ваш текст из официально-делового стиля речи. Пишите живее, выразительнее, легче. Исправим.
"Текст Владимира Фёдоровича убедил меня в том, что нравственный выбор нужно совершать, прислушавшись к себе, к голосу совести".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Именно эту сложную проблему освещает Владимир Фёдорович Тендряков в произведении «Люди и нелюди».
Для анализа Вам предложен текст, а не все произведение целиком. Будьте внимательны.

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над построением комментария и речевым оформлением текста. Сократите объем сочинения - избавитесь от множества пунктуационных и грамматических ошибок.

Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку