Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение итоговое

Важно ли уметь прощать?

  • Тематическое направление: 1.2 Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
    15.11.2025 21:19:23
    Автор: Алина Харитонова

    Наверное, каждый человек хоть раз задумывался: важно ли уметь прощать? Я считаю, что прощение - это не просто акт милосердия, направленный на другого человека, но и сложный внутренний процесс, освобождающий душу от тяжести обиды, гнева и рузрешительный жажды мести. Важность этой добродетели многократно подчеркивалась в мировой литературы, где писатели исследовали, как умение прощать или, наоборот, неспособность к нему влияют на судьбы героев и развитие сюжета.
    В произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" проблема прощения играет центральную роль в развитии отношений между главными героями. Пётр Гринёв, несмотря на несправедливую обиду и клевету от Швабрина, в конечном итоге проявляет милосердие и прощает его. Швабрин, из зависти и подлости, не раз пытается навредить Гринёву и Маше Мироновой, доходит даже до предательства. Однако в критический момент, когда Швабрин оказывается в плену у Пугачёва и его жизнь под угрозой, Гринёв, не желает ему зла и даже спасает его от верной смерти. Ещё более показательным примером является отношение Маши Мироновой к Швабрину. Он держал её в плену, морил голодом, но когда Гринёв спасает ее из плена, она не испытывает к Швабрину жажды мести. Её прощение не акт забвения зла, а скорее отказ от него, выбор в пользу нравственной чистоты. Таким образом, Пушкин демонстрирует, что прощаение- это не признак слабости, а проявление истинного благородства и внутренней силы. Оно позволяет героям сохранить свою нравственную чистоту, достоинство и человечность даже перед лицом жестокости и предательства.
    Вторым аргументом может послужить произведение М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" тема прощения приобретает космический масштаб и становится одним из центральных философских вопросов. Прощение здесь рассматривается как высшее проявление милосердия, способное изменить судьбу и даровать покой. Самым ярким примером является судьба прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Из-за своей трусости и слабости он отправляет Иешуа Га-Ноцри на казнь, хотя и понимает его невиновность. Долгие тысячелетия после этого Пилат обречён на мучительные страдания, он сидит на каменном кресле, переживая угрызения совести и мечтая поговорить с Иешуа. Таким образом ю, Булгаков показывает, что прощение выраженное через акт милосердия, способно освободить душу от вечных мук и даровать долгожданный покой даже за самое страшное преступление. На примере Пилата становится очевидно, что без прощения нет истинного освобождения, и только оно может разорвать цепь бесконечных страданий.
    В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что прощение выступает как основа нравственного благородства, спобного сохранить честь и достоинство в испытаниях, и как высшая форма милосердия.
    Количество слов - 379

    Рецензент: Полина Крыжевич
    Здравствуйте, Алина!

    Ваше сочинение оценено следующим образом.

    К1 (соответствие теме): зачет

    Сочинение соответствует теме.

    К2 (наличие примеров из литературы): зачет
    Однако в критический момент, когда Швабрин оказывается в плену у Пугачёва и его жизнь под угрозой, Гринёв, не желает ему зла и даже спасает его от верной смерти.
    Швабрин сам перешел на сторону Пугачева.

    Вы получаете зачет благодаря первому примеру, однако ваше обращение к роману "Мастер и Маргарита" неудачно, поскольку содержит большое количество логических ошибок (см. К3)

    К3 (логика и композиция): незачет
    Важность этой добродетели многократно подчеркивалась в мировой литературы, где писатели исследовали, как умение прощать или, наоборот, неспособность к нему влияют на судьбы героев и развитие сюжета.

    Мне не совсем ясен смысл этого фрагмента. Каким образом писатели исследовали собственный сюжет, если они сами его творцы? Да и судьбы героев - это часть сюжета.
    Однако в критический момент, когда Швабрин оказывается в плену у Пугачёва и его жизнь под угрозой, Гринёв, не желает ему зла и даже спасает его от верной смерти. [смена микротемы] Ещё более показательным примером является отношение Маши Мироновой к Швабрину.
    Было бы уместнее разделить анализ "Капитанской дочки" на два абзаца.
    Вторым аргументом может послужить произведение М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" [?] тема прощения приобретает космический масштаб и становится одним из центральных философских вопросов.
    Как связаны между собой две части предложения?

    Прощение здесь рассматривается как высшее проявление милосердия, способное изменить судьбу и даровать покой. Самым ярким примером является судьба прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Из-за своей трусости и слабости он отправляет Иешуа Га-Ноцри на казнь, хотя и понимает его невиновность. Долгие тысячелетия после этого Пилат обречён на мучительные страдания, он сидит на каменном кресле, переживая угрызения совести и мечтая поговорить с Иешуа. Таким образом ю, Булгаков показывает, что прощение выраженное через акт милосердия, способно освободить душу от вечных мук и даровать долгожданный покой даже за самое страшное преступление.  На примере Пилата становится очевидно, что без прощения нет истинного освобождения, и только оно может разорвать цепь бесконечных страданий.
    Я совершенно не понимаю смысл предпоследнего абзаца. Сначала вы пишете о прощении как о высшем проявлении милосердия, однако в вашем тексте нет ни единого упоминания, что Пилата вообще кто-то простил. Потом у вас происходит подмена тезиса: сперва вы даете информацию о том, что прощение способно даровать покой, и приведенный вами эпизод из романа, по идее, должен подтверждать эту мысль. Однако в итоге читатель узнает, что сюжетная линия с Пилатом иллюстрирует мысль о том, что бывает с человеком, которого не простили. Короче говоря, логическая структура абзаца не продумана, из-за чего уловить его суть крайне затруднительно.
    Помимо идеи этого абзаца, я также не понимаю смысл отдельных фрагментов. Что значит "прощение, выраженное через акт милосердия" (ведь прощение и есть проявление милосердия)?
    В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что прощение выступает как основа нравственного благородства, спобного сохранить честь и достоинство в испытаниях, и как высшая форма милосердия.
    Благородство не может сохранить честь и достоинство, на это способен только человек.

    К4 (качество письменной речи): зачет

    Я считаю, что прощение - это не просто акт милосердия, направленный на другого человека, но и сложный внутренний процесс
    Не совсем удачный выбор слова. Лучше: по отношению к другому человеку.
    Я считаю, что прощение - это не просто акт милосердия, направленный на другого человека, но и сложный внутренний процесс, освобождающий душу от тяжести обиды, гнева и рузрешительный жажды мести. Важность этой добродетели многократно подчеркивалась в мировой литературы
    Что именно вы называете "этой добродетелью"? Самое близкое, что подходит по форме, - это жажда мести, но вы вряд имели в виду ее.
    Ещё более показательным примером является отношение Маши Мироновой к Швабрину....Вторым аргументом может послужить произведение М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"... Самым ярким примером является судьба прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
    Аргументом в пользу чего, примером чего? Речевая недостаточность.
    Он держал её в плену, морил голодом, но когда Гринёв спасает ее из плена, она не испытывает к Швабрину жажды мести.
    Не стоит, излагая содержание произведения, перескакивать из одного времени в другое - по крайней мере, в рамках одного небольшого предложения. "Испытывать жажду мести" - лексическая несочетаемость (корректнее написать о том, что кто-то просто жаждет мести; выражение "испытывать жажду" тоже корректно, но оно будет иметь значение "хотеть пить").
    Прощение здесь рассматривается как высшее проявление милосердия, способное изменить судьбу и даровать покой.
    Некорректный выбор слова: "здесь" - это либо в каком-то месте, либо при каких-то обстоятельствах, либо в какой-то момент (разг.), поэтому пользоваться словом "здесь", имея в виду "в романе", не совсем верно.
    Долгие тысячелетия после этого Пилат обречён на мучительные страдания, он сидит на каменном кресле, переживая угрызения совести и мечтая поговорить с Иешуа.
    Нарушена лексическая сочетаемость. Верно: испытывая угрызения совести.
    Таким образом ю, Булгаков показывает, что прощение выраженное через акт милосердия, способно освободить душу от вечных мук и даровать долгожданный покой даже за самое страшное преступление.
    Неверный выбор предлога. Корректно: прощение дарует покой даже несмотря на совершенное страшное преступление.

    На примере Пилата становится очевидно, что без прощения нет истинного освобождения, и только оно может разорвать цепь бесконечных страданий.
    К чему относится местоимение: к прощению или освобождению?


    К5 (грамотность): зачет
    Я считаю, что прощение - это не просто акт милосердия, направленный на другого человека, но и сложный внутренний процесс, освобождающий душу от тяжести обиды, гнева и рузрешительный жажды мести.
    РАзрушительнОЙ. Ошибка в употреблении двойного союза "не только... но и".

    Важность этой добродетели многократно подчеркивалась в мировой литературы...
    В литературЕ. Проверяйте текст внимательнее: очень часто банальные опечатки выглядят как полноценные ошибки!
    Пётр Гринёв, несмотря на несправедливую обиду и клевету от Швабрина, в конечном итоге проявляет милосердие и прощает его...
    Грамматическая ошибка: клевета может быть только на кого-л.

    Швабрин, из зависти и подлости, не раз пытается навредить Гринёву и Маше Мироновой, доходит даже до предательства.
    Такое обособление в принципе возможно, однако не стоит любое сочетание предлога и существительного выделять запятыми, это могут посчитать ошибочным.
    Он держал её в плену, морил голодом, но ЗПТ когда Гринёв спасает ее из плена, она не испытывает к Швабрину жажды мести.
    Пропущена запятая на стыке союзов.
    Однако в критический момент, когда Швабрин оказывается в плену у Пугачёва и его жизнь под угрозой, Гринёв, не желает ему зла и даже спасает его от верной смерти.
    Лишняя запятая.
    Вторым аргументом может послужить произведение М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" ЗПТ тема прощения приобретает космический масштаб и становится одним из центральных философских вопросов.
    Пропущена запятая в сложном предложении.
    Таким образом, Булгаков показывает, что прощение ЗПТ выраженное через акт милосердия, способно освободить душу от вечных мук...
    Пропущена запятая, обособляющая причастный оборот.
    На примере Пилата становится очевидно, что без прощения нет истинного освобождения, и только оно может разорвать цепь бесконечных страданий.
    Запятая между однородными придаточными при наличии союза "и" не нужна.


    Алина, вы явно знакомы со структурой Итогового сочинения, однако вам следует провести серьезную работу, чтобы улучшить свой результат. До написания следующего сочинения составьте его тезисный план, объясните сами себе простыми словами, что именно вы хотите сказать. Не стоит пытаться писать витиевато и сложно, ваш текст должен быть понятным. Прежде чем употребить какое-либо слово, уточните его значение в словаре. Не забывайте также тщательнее проверять свою работу: несмотря на то что в декабре вы будете писать сочинение от руки и "компьютерных опечаток" на экзамене точно не будет, грамматические и пунктуационные ошибки трудно заметить сразу.

    Удачи!

    Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;
    Итоговый балл - 4 Зачёт

Возврат к списку