Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение итоговое

Может ли отдельная личность изменить общество?

  • Тематическое направление: 2.2. Человек и общество
    09.11.2023 18:21:49
    Автор: Лора Галаган

    Сочинение моей ученицы Ани Скрипальщиковой (без исправлений учителя):

       Казалось бы, масштабы влияния отдельной личности на общество несоизмеримы. К тому же, общество – это большая, организованная группа людей, живущих вместе, принимающих решения о том, как поступать в различных случаях, сообща выполняющих необходимую работу. А отдельный человек (как «единица общества») -  «вздор», «ноль», по словам В.В.Маяковского. «Один, даже если очень важный» «не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более, дом пятиэтажный». И всё же, на мой взгляд, даже отдельная личность (вот только если Личность – т.е. тот, кто способен влиять на других, беря ответственность за происходящее вокруг на себя) может изменить общество. Я искренне верю, что и в жизни, и в литературе немало примеров героев, изменивших не только своё окружение, но и ход истории.
       Вспомним, например, Н.М.Карамзина, который, по воспоминаниям сенатора И.И.Дмитриева, известного русского поэта-баснописца начала 19 века, убедил многих современников во внесословной ценности человеческой личности, в благотворном влиянии природы, в необходимости нравственного самосовершенствования. А после «Бедной Лизы» среди читателей не было тех, кто не верил в то, что «и крестьянки любить умеют», что «жизнь человеческого сердца» непростая. Не одно десятилетие в России появлялись «чувствительные повести» и рассказы, в которых герои сами учились различать добро и зло, верили в силу добрых чувств, способных спасти мир. Я не сомневаюсь в том, что именно творчество Н.М.Карамзина изменило общество, определив стиль жизни образованных людей, далёких от политики, карьеры, погони за наградами.
    Известный литературовед 20 века Ю.Лотман считал Н.М.Карамзина настоящим реформатором литературы, соединившим простоту языка и сюжета с лиризмом, создавшим жанр психологической повести, проложившим дорогу не только В.А.Жуковскому и А.С. Пушкину. Именно Н.М.Карамзин «приручил женщин к чтению на русском языке, внёс книгу в домашнее образование детей».
         Самый значимый труд придворного историографа и журналиста – «История государства Российского» в восьми томах. Этот труд открыл современникам величие и драматизм исторического прошлого России, повлияв на развитие исторической прозы даже в Европе. Разве приведенные мною факты из книги Ю.Лотмана «Сотворение Карамзина» не являются доказательствами возможности Личности изменять общество (хотя бы идеалы общества, привычки людей)?
         Оказал огромное влияние на общество и А.С.Пушкин – «наше всё», «солнце русской поэзии», «начало всех добрых начал». Не верю в то, что кто-нибудь не согласится с самооценкой Александра Сергеевича в стихотворении «Памятник»:
    долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
         Я не буду оригинальной, если скажу: «И литература, и общество стали другими после А.С.Пушина». Как никогда прежде стали цениться право человека «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», принимать равнодушно «хвалу и клевету», быть верным высоким идеалам дружбы, духовной свободы, ценить любовь как «чудное мгновение», посвящать Отчизне «души прекрасные порывы»…Не стоит удивляться тому, что полтора столетия после А.С.Пушкина другой поэт, осознавший особое предназначение Поэта в России, напишет:
    Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
    свою раскованную речь,
    свою пленительную участь —
    как бы шаля, глаголом жечь.
    Действительно, если бы не было пушкинского «Пророка», Е.А.Евтушенко не пришёл бы к выводу:
    Поэт в России — больше, чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    кому уюта нет, покоя нет…
    Не спорю с теми, кто мне скажет: «Чтобы оценить влияние А.С.Пушкина на общество, нужно дорасти до нашего «солнца русской поэзии!» Но зато у меня есть цель: осознать идеи великого поэта так, чтобы понимать и свою ответственность за то, что происходит вокруг…
    Всё же слабые готовы «прогибаться под изменчивый мир», а Личности, подобные Н.М.Карамзину, А.С.Пушкину, изменяют и общество, и ход истории.
    Количество слов - 603

    Рецензент: Марина Волкова

    Здравствуйте, Анна!

    Работа соответствует требованиям, предъявляемым ФИПИ к итоговому сочинению.

    Вам удалось в рамках формата ИС выполнить интересную работу, подобрать нестандартные примеры. Безусловно, это сильная сторона работы. Вместе с тем следует обратить внимание на логику во вступлении.

    В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1 (соответствие теме) + 1 балл

    Сочинение соответствует теме.

    К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

    Произведения для аргументации подобраны верно.

    Анализ произведений эмоциональный. Вы берёте много аргументов и, на мой взгляд, Вы «тонете» в примерах. Можно было убавить их количество, но добавить глубины анализа.

    самооценкой Александра Сергеевича
    Фактическая ошибка
    Это самооценка лирического героя. Автор и ЛГ не одно и то же.

    К3 (логика и композиция) + 1 балл

    Вы знакомы с композицией ИС. Структура силлогизма тезис — довод — вывод выдержана.

    Казалось бы, масштабы влияния отдельной личности на общество несоизмеримы.
    1. Неудачное начало: вводное слово звучит как ответ на возражение.

    2. Логически уязвимое высказывание: почему Вы утверждаете это? Кто-то, к примеру, скажет, что человек — винтик в общей системе.

    1. Казалось бы, масштабы влияния отдельной личности на общество несоизмеримы.
    2. И всё же, на мой взгляд, даже отдельная личность (вот только если Личность – т.е. тот, кто способен влиять на других, беря ответственность за происходящее вокруг на себя) может изменить общество.
    Вы противоречите сами себе.
    Оба предложения об одном и том же: роль личности велика. Тогда почему возникает спор?
    Могу предположить, что Вы не до конца понимаете значение слова «несоизмеримы».
    Всё же слабые готовы «прогибаться под изменчивый мир»
    Новый тезис, требующий доказательства. Вы ничего об этом не писали в основной части.

    К4 (речь) + 1 балл

    Казалось бы, масштабы влияния отдельной личности на общество несоизмеримы. К тому же, общество – это большая, организованная группа людей, живущих вместе, принимающих решения о том, как поступать в различных случаях, сообща выполняющих необходимую работу.
    Тавтология

    масштабы влияния отдельной личности на общество несоизмеримы
    несоизмеримы (с чем?) пропущено слово
    Не стоит удивляться тому, что пропуск слова полтора столетия после А.С.Пушкина другой поэт, осознавший особое предназначение Поэта в России, напишет
    через полтора столетия
    повтор слова «поэт»

    К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4

    Орфография

    Рекомендация

    т.е.
    В сочинении не должно быть сокращений.

    Пунктуация

    «Один, даже если очень важный» «не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более, дом пятиэтажный».
    Не закрыт оборот — нужна запятая.
    Как никогда прежде стали цениться право человека «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»...
    Пропущена запятая

    Грамматика

    масштабы влияния отдельной личности на общество несоизмеримы
    несоизмеримы (с чем?) пропущено слово

    Как никогда прежде стали цениться право человека «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»...

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

    Общий вывод по работе

    Итак, Анна, Ваше сочинение оценивается на «зачет». Работа нестандартная, читать её было интересно. Чувствуется Ваша эрудиция и начитанность. Продумайте единство вступления и заключения.

    Удачи!


    Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
    Итоговый балл - 5 Зачёт

Возврат к списку