Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение итоговое

Каждый ли человек может испытывать муки совести?

  • Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема
    13.10.2021 17:10:26
    Автор: Арина Клыкова

    Воспитание играет огромную роль в человеческой жизни: с детства нам прививают сострадание, моральные принципы и правила поведения. Формируется совесть, которая не дает человеку совершать опрометчивых поступков, но даже она не в силах противостоять потаенным желаниям человека. В таком случае, каждый ли человек может испытывать совесть?
    В мире творится много вещей: и плохих, и хороших. И эти плохие вещи приводят в ужас людей, который имеют совесть и понятие того, что это ужасно! На примере Марфы Игнатьевны Кабановой из пьесы Островского "Гроза" мы можем увидеть человека бессовестного.Терроризирование всех и вся, доведение до суицида жены ее сына, да и к своим детям она относилась не то, чтобы хорошо - это не являлось хорошими поступками. Женщина не понимала, что делает что-то не так, ведь у нее попросту нет этой совести, которая бы могла откликнуться на ее действия. Даже прямое обвинение ее сына, Тихона, в том, что мать причастна к смерти его жены, никак не повлияло на дальнейшее отношение к окружающим: Кабанова осталась все такой же безжалостной и гордой.
    Обратную ситуацию мы видим с Катериной - главной героиней из той же пьесы "Гроза". Изменив мужу, она не стала скрывать этого, но даже явное прощение со стороны Тихона не смогло утихомирить совесть девушки. В добавок к этому, вечное напоминание о том, что Катерина не та жена, которая нужна ее сыну - убивали девушку морально. Ведь, зная о своем проступке, она уже наказывает себя самобичеванием, поэтому вечное упреки со стороны свекрови лишь усугубляют ситуацию. Все это приводит к тому, что Катерина, не выдержав сидения "в клетке", решается на полет в прямом смысле.
    Человек - разносторонняя личность и страшно представить, что у каждого в голове. Естественно, что все разные и потому, - как бы не было страшно это признавать,  - у людей может и не быть совести. Этот вопрос всегда будет актуально, ведь люди хотят жить в гармонии и достатке, но они не всегда ищут более сложные пути, ведь легче поступить вопреки совести.
    Количество слов - 316

    Здравствуйте, Арина!

    Ваше сочинение – попытка самостоятельно разобраться в выбранной вами теме. Вы взяли хороший пример произведения, пытаясь проанализировать проблему, показали ее с двух полярных сторон.  

    В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1 (соответствие теме) + 1  балл.

    К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

    В содержательной части сочинения предпринята попытка аналитического осмысления художественных произведений и характеров героев: эпизоды сопровождаются комментариями.

    Кабанова не изменила своего отношения к окружающим и осталась все такой же безжалостной и гордой.
    Фактический недочет: пьеса заканчивается обвинением Тихона, и мы не знаем, как оно повлияло на Кабаниху.

    К3 (логика и композиция) + 0 баллов

    она не в силах противостоять потаенным желаниям человека. В таком случае, каждый ли человек может испытывать совесть?

    По логике построения этих двух предложений получается, что помыслы уже должны вызывать муки совести. Здесь между предложениями еще мысль о действиях и поступках должна быть. Например, «…она не в силах противостоять потаенным желаниям человека навредить неприятелю. И тогда он идет и совершает злодеяние. Но в таком случае, каждый ли человек после осуществленного зла может испытывать совесть?»
    В мире творится много вещей: и плохих, и хороших. И эти плохие вещи приводят в ужас людей, который имеют совесть и понятие того, что это ужасно!
    Эти предложения не к месту. Между тезисом и аргументом должен быть плавный переход к рассуждению, у вас, Арина, его, к сожалению нет. Можно было, например, после последних слов первого абзаца написать так: чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к литературным текстам. А дальше второй абзац начать с предложения про Марфу Игнатьевну.

    Нет микровыводов после аргументов.

    у людей может и не быть совести

    во втором абзаце и в общем выводе нет ключевого слова муки из заявленной темы, выходит, что вы отвечали на вопрос: есть ли у людей совесть? Так не должно быть.

    Арина, настоятельно рекомендую вам посмотреть вебинар от 20 сентября 2021 года по теме «Логика и композиция итогового сочинения» .

    К 4 (речь)+ 1 балл

    прививают сострадание, моральные принципы
    сострадать – это и есть моральный принцип, поэтому ставить в ряд однородных вид и род понятий ошибочно.
    потаенным желаниям человека
    речевая недостаточность: потаенным желаниям что-то сделать. Что именно? Желаниям отомстить, навредить, унизить, проучить, расправиться, уничтожить и проч.
    Терроризирование всех и вся, доведение до суицида жены ее сына, да и к своим детям она относилась не то, чтобы хорошо - это не являлось хорошими поступками.
    Предложение построено против всех законов речевой сочетаемости. Попробуем в нем разобраться.
    Всех и вся
    Устаревший фразеологизм со значением «до конца» здесь неуместен ни по стилю, ни по оттенку значения. Достаточно написать «террор всех домочадцев», потому что речь в тексте идет именно о них.
    доведение до суицида
    слово стилистически не оправдано, к тексту «Грозы» не имеет отношения, поэтому лучше сказать до самоубийства
    жены ее сына
    речевая избыточность: местоимение излишне, и без него понятно, о чьем сыне говорится.
    Терроризирование всех и вся, доведение до суицида жены ее сына, да и к своим детям она относилась не то, чтобы хорошо - это не являлось хорошими поступками.
    В предложении отсутствует смысловой центр. В первой части, где у вас идет ряд однородных подлежащих, нет сказуемого, поэтому теряется смысл. Его нужно закончить, например так: терроризирование всех домочадцев, доведение до самоубийства жены сына – это лишь самые страшные нравственные преступления, которые совершила Кабаниха. Вторая часть предложения не должна связываться присоединительным союзом, т.к. вы усугубляете преступность героини, а следовательно, нужны усилительные частицы, например: даже к своим детям она относилась…

    И тут снова речевая несочетаемость, скажите проще, как она относилась к детям: как к рабам, скверно, гнусно и проч.

    делает что-то не так, ведь у нее попросту нет этой совести

    разговорный союз ведь недопустим, замените синонимами: поскольку, так как, потому что

    делает что-то не так, ведь у нее попросту нет этой совести
    речевая неполнота: нет слова, относящегося к указательному местоимению, поэтому его лучше не использовать.
    Даже прямое обвинение ее сына, Тихона, в том, что мать причастна к смерти его жены, никак не повлияло на дальнейшее отношение к окружающим: Кабанова осталась все такой же безжалостной и гордой
    Речевая несочетаемость и избыточность: даже когда Тихон обвинил ее в том, что она причастна к смерти жены, Кабанова не изменила своего отношения к окружающим и осталась все такой же безжалостной и гордой.
    Обратную ситуацию
    Речевая несочетаемость: обратной может быть сторона, а ситуация может быть иной, другой и проч.
    В добавок к этому, вечное напоминание о том
    Стилевое несоответствие: вдобавок – разговорное слово, лучше заменить его словами кроме того, помимо этого, причем, в дополнение и проч.
    убивали девушку морально
    речевая несочетаемость: отравляло жизнь девушке (словосочетание убить морально просторечное)
    Ведь, зная о своем проступке
    Просторечная частица, без которой предложение может существовать.
    не выдержав сидения "в клетке",
    нет понятия сидение в клетке, есть фразеологизм жизнь в клетке
    страшно представить, что у каждого в голове.
    Просторечное выражение, лучше сказать что у людей в мыслях или что у каждого из нас в мыслях
    Естественно, что все разные
    Речевая недостаточность: кто все? Все мы, все люди и проч.
    они не всегда ищут более сложные пути
    Речевая недостаточность: пути чего? Решения проблем, развития и проч.

    К 5 (грамотность)+ 1 балл

    Орфография:

    В добавок к этому
    Производное наречие пишется слитно: вдобавок
    как бы не было
    выражение пишется с частицей ни

    Пунктуация:

    Даже прямое обвинение ее сына, Тихона, в том
    Запятые не нужны
    вечное напоминание о том, что Катерина не та жена, которая нужна ее сыну - убивали девушку морально
    вместо тире нужна запятая, закрывающая придаточную часть
    Человек - разносторонняя личность и страшно представить

    Нужна  запятая между частями ССП перед союзом и.

    что все разные и потому
    нужна запятая, закрывающая придаточную часть, перед союзом и
    потому, - как бы не было страшно это признавать,  - у людей
    попытка использовать авторские знаки может привести к пунктуационной ошибке, не стоит этого делать, нужно убрать либо обособляющие тире, либо запятые.

    Грамматика:

    Женщина не понимала, что делает что-то не так, ведь у нее попросту нет этой совести
    Временное несоответствие внутри предложения: все сказуемые нужно ставить в одном времени, д.б. так: Женщина не понимала, что делает что-то не так, поскольку у нее попросту не было совести.
    вечное напоминание о том, что Катерина не та жена, которая нужна ее сыну - убивали девушку морально
    несоответствие форм подлежащего и сказуемого: напоминание убивало
    В добавок к этому, вечное напоминание о том, что Катерина не та жена, которая нужна ее сыну - убивали девушку морально. Ведь, зная о своем проступке, она уже наказывает себя самобичеванием, поэтому вечное упреки со стороны свекрови лишь усугубляют ситуацию.
    Переход от прошедшего времени к настоящему не обоснован.
    вечное упреки

    Определение несогласовано с главным словом, д.б. вечные упреки

    Этот вопрос всегда будет актуально

    несоответствие форм подлежащего и сказуемого: вопрос будет актуален

    Арина, в вашей работе наблюдается большое количество речевых ошибок. Рекомендую писать предложения небольшими по объему, без сложных синтаксических конструкций, с использованием общеупотребительных слов.

    Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;
    Итоговый балл - 4 Зачёт

Возврат к списку