Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение итоговое

Как окружение влияет на личность?

  • Тематическое направление: Я и другие
    10.11.2020 23:42:53
    Автор: Лора Галаган

    Добрый день! Прошу проверить сочинение Митьковской Ани (девушка не согласилась с моей оценкой)

    На протяжении всей жизни человека окружают другие люди, среди которых будут не только друзья и родные, материальные предметы, живая природа – всё то, что с самых ранних лет влияет на представление о мире, нормах поведения, разумности тех или иных поступков. При этом окружение может совершенно по-разному влиять на личность. В одном случае, оно готово помочь человеку раскрыть его способности и таланты, обогатить внутренний мир. В другом же, может негативно влиять на его характер, исказить представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», «что называется красивым, а что – безобразным»… Такое окружение способно воспитать апатичного, ленивого человека, бесцельно проводящего время, не готового быть Личностью, стремиться к лучшему. И для меня несомненно, что окружение человека может не только влиять на формирование личности, нравственные ориентиры, но и на  его жизнь, судьбу.
    Вспомним, например, окружение, в котором прошло детство Митрофанушки Простакова. Если герой комедии Д.И.Фонвизина с детства слышит бранные слова, без которых его матушка не может общаться в доме ни со слугами, ни даже со своим мужем, «уродом и телёнком», то вырастет ли из недоросля человек, умеющий уважительно относиться к другим? И разве кто-то из нас удивляется тем словам, что Митрофан скажет Простаковой в финале пьесы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась»? Я удивляюсь тому, что в семье необразованных людей, не способных без ошибок произнести название предмета «география», который должен изучать их сын, Митрофан пытается хотя бы как-то проявить свои способности на устроенном ему экзамене, рассуждая о прилагательном и существительном с точки зрения значения корней. А вот вывод, к которому приходит «простаковский недоросль», ожидаем: «Не хочу учиться, хочу жениться». Не зря же говорят: «С волками жить – по-волчьи выть», «С кем поведешься, от того и наберешься»! Вряд ли вырастет в семье Скотининых «добрый гражданин»…
    Окружение повлияло и на судьбу главной героини драмы А.Н.Островского «Гроза». До замужества Катерина жила свободно, получая радость от жизни,  много гуляла, вышивала, по воскресеньям ходила на службу в церковь, что каждый раз вызывало необыкновенное чувство счастья, близости к Богу. Но после свадьбы вся жизнь Катерины резко изменилась, когда изменилось её окружение: в мире Диких и Кабановых героиня А.Н.Островского больше не могла выходить из дома по собственному желанию, общаться с подругами, проявлять искренние эмоции, делать то, что нравится ей самой.
    Особенно негативно, даже разрушительно на жизнь Катерины повлияла Марфа Кабанова, мать Тихона. Кабаниха считала долгом «измываться» над женой сына, не давала возможности свободно выражать мысли и чувства, упрекала в том, что молодая жена «не по правилам с мужем прощается», бросаясь с поцелуями на шею, а не с воплями в ноги мужа… В окружении Катерины не было никого, кто попытался бы заступиться за неё. Прежде  жизнерадостная девушка, мечтающая полететь птицей, Катерина стала подавленной, поникшей, живущей «будто из-под неволи». Не желая становиться похожей на Варвару, для которой можно жить так, ка хочешь, лишь бы «всё шито-крыто было», или на Бориса, не способного даже слова вымолвить без позволения, Катерина решается на свой последний полет с обрыва. Разве будет кто-то спорить с тем, что если бы Катерина не оказалась в семье Кабановых, в «тёмном царстве» Калинова, то её жизнь в окружении добрых людей сложилась совершенно иначе: её жизнь, скорее всего, была бы яркой, полноценной, светлой.
    Не всегда окружение человека оказывает губительное воздействие на формирование его личности. Бывает и так, что общество не может сломать человека, лишить его индивидуальности, подчинить своим порядкам. Так, например, главный герой романа Тургенева «Отцы и дети», Базаров, не признаёт устоев общества, не склоняется перед авторитетами, остаётся верным своим убеждениям. При этом Базаров отрицает любые чувства: смеётся над «таинственной связью» между мужчиной и женщиной. Однако после встречи с Одинцовой взгляды на жизнь меняются.  Базаров становится более рассеянным, замечает за собой, что все его мысли постоянно заняты только «ею».  Герой И.С.Тургенева признаёт, что у него есть чувства к Анне, хотя до этого отрицал их. Признание в любви Одинцовой показывает, что человек под влиянием обстоятельств может переосмыслить свою жизнь и измениться.
    На героев Д.И.Фонвизина, А.Н.Островского, И.С.Тургеневаих окружение, безусловно, оказало самое сильное влияние. Митрофанушку сделало подобным себе. Катерину пыталось сломить, подавить личные качества, желание летать, подобно птице, быть свободной, но, не сломив, вынудило уйти из жизни самой. Евгению Базарову же «чуждая атмосфера» помогла внутренне укрепиться. Таким образом, можно сделать вывод, что окружение влияет на личность человека, представления об идеалах, но только от самого человека зависит, сможет ли он сохранить свою уникальность и независимость суждений или станет таким, как все вокруг.
    Количество слов - 734

    Добрый день, Аня. Вы написали сочинение, в котором искали ответ на вопрос, как окружение влияет на личность. Давайте вместе посмотрим, к какому выводу вы пришли. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1(соответствие теме)+ 1 балл

    К2(наличие литературного аргумента)+1 балл

    Вы привели три литературных аргумента, хотя достаточно и одного. Ваша задумка понятна: вероятно, вы хотели на примере литературных героев доказать, что окружение может влиять на личность  как отрицательно, так и положительно. Первые два примера (Митрофанушка и Катерина- это пример отрицательного влияния, а Базаров-положительного). Можно было оставить для аргументации комедию "Недоросль" и роман "Отцы и дети". Моя личная позиция по этому критерию: достаточно было взять лишь один аргумент- комедию Фонвизина и показать на образах Митрофана и Софьи, как  окружение повлияло на их личности(Митрофан  такой же, как его мать, а Софья такая же, как её окружение-Милон и Правдин).

    К3(логика и композиция)+1 балл

    В  работе есть все необходимые композиционные части, одна часть сочинения логично переходит в другую, сделан самостоятельный (хоть и не совсем полный) вывод. В некоторых предложениях есть логические недочёты, но они связаны с речевыми ошибками.

    К4(речь)+1 балл
    Неправильно оформленные конструкции предложений, неверно употреблённые в смысловом отношении слова - это речевые ошибки.
    На протяжении всей жизни человека окружают другие люди, среди которых будут не только друзья и родные, материальные предметы, живая природа – всё то, что с самых ранних лет влияет на представление о мире, нормах поведения, разумности тех или иных поступков.
    В одном ряду однородных членов вы перечисляете такие слова, как ЛЮДИ, ПРЕДМЕТЫ, ПРИРОДА. Всё это, по вашему мнению, влияет на человека. Возможно, с философской точки зрения это так, но в языке не принято  объединять такие существительные в один ряд однородных членов. Лучше было бы вам построить предложения так: На протяжении всей жизни человека окружают другие люди, среди которых  не только друзья и родные. Всё, что окружает человека: природа, материальные ценности- всё это с самых ранних лет влияет на его представление о мире, нормах поведения и о  разумности тех или иных поступков.
    В одном случае, оно готово помочь человеку раскрыть его способности и таланты, обогатить внутренний мир.

    ОНО(ОКРУЖЕНИЕ) ГОТОВО ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ- это правильное выражение, но ГОТОВО ПОМОЧЬ ОБОГАТИТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР - так не говорим, надо добавить слово МОЖЕТ ОБОГАТИТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР(окружение может это сделать, если среди окружающих человека людей есть писатели, музыканты, поэты или просто умные, начитанные люди).
    . В другом же, может негативно влиять на его характер, исказить представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», «что называется красивым, а что – безобразным»…
    Вы употребляете два глагола в составе сказуемого МОЖЕТ ВЛИЯТЬ, ИСКАЗИТЬ- глагол ВЛИЯТЬ(несовершенный вид) надо изменить на ПОВЛИЯТЬ(совершенный вид), так как ИСКАЗИТЬ (что сделать?), то есть нельзя нарушать видо-временные глагольные формы.
    Такое окружение способно воспитать апатичного, ленивого человека, бесцельно проводящего время, не готового быть Личностью, стремиться к лучшему.
    ИМЕННО ТАКОЕ ОКРУЖЕНИЕ...(уместно добавить усилительную частицу ИМЕННО перед указательным  местоимением  ТАКОЕ, так как вы назвали два разных вида окружения(положительное и отрицательное), а в этом предложении речь идёт об отрицательном влиянии. Это не является грубым нарушением, но для большей ясности слово ИМЕННО не будет лишним. СТРЕМИТЬСЯ К ЛУЧШЕМУ- надо присоединить союзом И, а в том виде, как у вас, это словосочетание не нужно, оно грамматически ни к каким словам не привязано. ...не готового БЫТЬ личностью И СТРЕМИТЬСЯ к лучшему( так можно), но лучше вообще без СТРЕМИТЬСЯ К ЛУЧШЕМУ.
    Если герой комедии Д.И.Фонвизина с детства слышит бранные слова, без которых его матушка не может общаться в доме ни со слугами, ни даже со своим мужем, «уродом и телёнком», то вырастет ли из недоросля человек, умеющий уважительно относиться к другим?
    В данном предложении выделенные глаголы надо изменить так: СЛЫШИТ на СЛЫШАЛ, НЕ МОЖЕТ на НЕ МОГЛА, ТО ВЫРАСТЕТ на МОГ ЛИ ВЫРАСТИ. Если вы даже коротко пересказываете сюжет произведения, то используйте глаголы прошедшего времени.
    И разве кто-то из нас удивляется тем словам, что Митрофан скажет Простаковой в финале пьесы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась»? Я удивляюсь тому, что в семье необразованных людей, не способных без ошибок произнести название предмета
    удивляется- удивляюсь (старайтесь избегать неоправданного повтора однокоренных слов или форм одного и того же слова); здесь можно так: И разве кто-то из нас  БЫЛ  ПОРАЖЁН словами, сказанными Митрофаном госпоже Простаковой в финале пьесы:"....."?
    Я удивляюсь тому, что в семье необразованных людей, не способных без ошибок произнести название предмета «география», который должен изучать их сын, Митрофан пытается хотя бы как-то проявить свои способности на устроенном ему экзамене, рассуждая о прилагательном и существительном с точки зрения значения корней. А вот вывод, к которому приходит «простаковский недоросль», ожидаем: «Не хочу учиться, хочу жениться». Не зря же говорят: «С волками жить – по-волчьи выть», «С кем поведешься, от того и наберешься»!
    пытается ХОТЯ БЫ КАК-ТО ( лучше без частицы БЫ: пытается ХОТЬ КАК-ТО); выделенное предложение , которое начинается словами А ВОТ ВЫВОД,  неуместно здесь с точки зрения логики: в предыдущем предложении вы рассуждаете о попытках Митрофана объяснить значение слов СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, и тут же переходите А ВОТ ВЫВОД...( почему простаковский недоросль вы берёте в кавычки?) Вы сначала сказали:" Я УДИВЛЯЮСЬ...", переходя к Митрофану, вам следовало сказать: " А вот решение Митрофана-не хочу учиться, хочу жениться-  вполне ожидаемо( и дальше в качестве обоснования привести пословицы, которые вы очень уместно вспомнили, то есть слова про вывод считаю здесь не совсем обоснованными);уточняю: речь идёт не о речевой ошибке, а о нарушении логической связи.
    Но после свадьбы вся жизнь Катерины резко изменилась, когда изменилось её окружение: в мире Диких и Кабановых героиня А.Н.Островского больше не могла выходить из дома по собственному желанию, общаться с подругами, проявлять искренние эмоции, делать то, что нравится ей самой.
    ...после ЗАМУЖЕСТВА( так правильнее); местоимение ВСЯ здесь не нужно, как и слово РЕЗКО; чтобы избежать повтора  ИЗМЕНИЛАСЬ - ИЗМЕНИЛОСЬ, перестроим предложение: После замужества в жизни Катерины всё изменилось: живя в семье Кабановых, она не могла больше выходить из дому по собственному желанию, общаться с подругами....(и т.д.)
    Кабаниха считала долгом «измываться» над женой сына, не давала возможности свободно выражать мысли и чувства, упрекала в том, что молодая жена «не по правилам с мужем прощается», бросаясь с поцелуями на шею, а не с воплями в ноги мужа…
    считала долгом "измываться"(лексическая несочетаемость); здесь правильнее будет сказать так: Кабаниха считала долгом всех поучать, не давала  невестке  возможности свободно выражать  чувства, упрекая в том, что даже проститься с мужем  не умеет: бросается ему на шею, а не кланяется в ноги.
    Не желая становиться похожей на Варвару, для которой можно жить так, ка хочешь, лишь бы «всё шито-крыто было», или на Бориса, не способного даже слова вымолвить без позволения, Катерина решается на свой последний полет с обрыва.
    Не желая БЫТЬ похожей на Варвару, которая жила по принципу "делай, что хочешь, только бы шито да крыто было", или на Бориса...., Катерина решилась на свой последний полёт с обрыва( глаголы при пересказе  сюжета употребляем в прошедшем времени; выделенное словосочетание принимаем как метафору). Рекомендация: если вы берёте какие-то слова в кавычки, значит, это цитата, а её надо приводить дословно; если  дословно не получается, то и кавычки не нужны.
    Разве будет кто-то спорить с тем, что если бы Катерина не оказалась в семье Кабановых, в «тёмном царстве» Калинова, то её жизнь в окружении добрых людей сложилась совершенно иначе: её жизнь, скорее всего, была бы яркой, полноценной, светлой.
    Здесь нет речевых ошибок (только одно отсутствие БЫ там, где необходимо), и всё-таки давайте немного упростим конструкцию предложения(смысл сохранится): Разве будет кто-то спорить с тем, что жизнь Катерины, окажись она не в семье Кабановых, а в окружении добрых людей, сложилась БЫ совершенно иначе: она была бы яркой и полноценной.( это просто совет: не нагромождайте предложение разными вводными, обособленными и другими конструкциями там, где можно обойтись без них).
    Бывает и так, что общество не может сломать человека, лишить его индивидуальности, подчинить своим порядкам.

    Выражение СЛОМАТЬ ЧЕЛОВЕКА можно использовать( словарь Ефремовой указывает на такое значение), а вот ЛИШИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ -  согласно словарям "сочетаемость выражений пока не поддерживается", поэтому можно дать рекомендацию сказать ЛИШИТЬ ЧУВСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, хотя ваше выражение не считаю речевой ошибкой ( в тех же словарях приводится пример такого предложения: Для выполнения этой задачи человека надо лишить индивидуальности). Как видите, и в словарях встречаются противоречия.
    При этом Базаров отрицает любые чувства: смеётся над «таинственной связью» между мужчиной и женщиной. Однако после встречи с Одинцовой взгляды на жизнь меняются.
    В выделенном предложении надо добавить  перед словом ВЗГЛЯДЫ местоимение ЕГО.
    Базаров становится более рассеянным, замечает за собой, что все его мысли постоянно заняты только «ею»
      ...становится более рассеянным -означает, что до встречи с Одинцовой герой уже был рассеянным  Изменим :  Базаров стал рассеянным, замечал, что все мысли заняты только ею.  Кстати, почему ЕЮ взято в кавычки?
    Герой И.С.Тургенева признаёт, что у него есть чувства к Анне, хотя до этого отрицал их.
    признаёт вину, признаёт правоту - так мы говорим, а здесь нужно так: Герой Тургенева ПРИЗНАЁТСЯ самому себе в том, что любит Анну Сергеевну, хотя совсем недавно он отрицал всякие чувства.
    ( в романе героиня названа Анной Сергеевной Одинцовой, поэтому называть её просто Анной не следует, это фамильярное отношение, что нежелательно - пишем либо по имении отчеству, либо по фамилии)
    Признание в любви Одинцовой показывает, что человек под влиянием обстоятельств может переосмыслить свою жизнь и измениться.
    Признание Базарова в любви ДОКАЗЫВАЕТ, что...(такой вариант начала предложения, думаю, более правильный).

    На героев Д.И.Фонвизина, А.Н.Островского, И.С.Тургеневаих окружение, безусловно, оказало самое сильное влияние. Митрофанушку сделало подобным себе.
    ...их окружение( нет пробела-опечатка); Митрофанушку ОНО сделало подобным себе( необходимо  местоимение ОНО, так понятнее, что речь идёт об окружении).
    Катерину пыталось сломить, подавить личные качества, желание летать, подобно птице, быть свободной, но, не сломив, вынудило уйти из жизни самой.
    В этом предложении можно обойтись без подробностей, так как выше вы обо всём этом уже написали. Есть и речевые ошибки. Катерину пыталось (окружение, это понятно) сломить( здесь нет речевых ошибок), а далее- ПЫТАЛОСЬ ПОДАВИТЬ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА(лексическая несочетаемость); ПЫТАЛОСЬ ПОДАВИТЬ ЖЕЛАНИЕ ЛЕТАТЬ( здесь не речевая, а смысловая, то есть логическая неточность: кто из окружения Катерины "мешал летать" ей? И ещё, по-вашему, ОКРУЖЕНИЕ ВЫНУДИЛО УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ САМОЙ - если понимать дословно, то вынудили-это заставили против её воли, но по тексту это не так, героиня САМА избрала для себя такой путь). Я предложила бы другой, более простой вариант предложения( с сохранением, конечно же, вашей мысли): На героев Фонвизина, Островского, Тургенева их окружение, безусловно, оказало самое сильное влияние: Митрофанушку оно сделало себе подобным, Катерину пыталось сломить, из-за чего героиня покончила с собой, а Евгению Базарову, наоборот, помогло понять ошибочность своих нигилистических взглядов.
    Евгению Базарову же «чуждая атмосфера» помогла внутренне укрепиться.
    Понятно, что под "чуждой атмосферой" вы подразумеваете новое окружение Базарова, а вот что означает ВНУТРЕННЕ УКРЕПИТЬСЯ- самостоятельно понять невозможно: герой и так сильнее многих в убеждениях. Именно поэтому предыдущее предложение, которое было предложено вам как вариант, вполне уместно.
    Таким образом, можно сделать вывод, что окружение влияет на личность человека, представления об идеалах, но только от самого человека зависит, сможет ли он сохранить свою уникальность и независимость суждений или станет таким, как все вокруг.
    ... НА ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛАХ( без местоимения ЕГО теряется связь со словом  ЧЕЛОВЕК)

    Говоря о заключительном предложении вашего сочинения, отмечу, что в тексте вы показали КАК отрицательное, ТАК И положительное влияние окружения на личность, поэтому в первой части  предложения надо было добавить ПО-РАЗНОМУ между словами ОКРУЖЕНИЕ....ВЛИЯЕТ.
    Речевые недочёты у вас имеются, но они негрубые, содержание изложено понятно, за К4 1 балл.

    К5(грамотность)+1 балл

    Ошибки

    Орфография

    можно жить так, ка хочешь,
    Орфографических ошибок нет, есть опечатка в союзе КАК.

    Пунктуация
    В одном случае, оно готово помочь человеку раскрыть его способности и таланты, обогатить внутренний
    В одном случае-не является вводным словосочетанием(можно заменить обстоятельством ИНОГДА), запятая не нужна.
    В другом же, может негативно влиять на его характер, исказить представления о том,
    В другом же- не является вводным словом, но после него в этом предложении надо поставить тире, так как прощено слово СЛУЧАЕ: В другом же- может негативно влиять на его характер...
    Митрофан скажет Простаковой в финале пьесы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась»?
    В цитате надо поставить многоточие(по тексту): "Да отвяжись, матушка, как навязалась..."?
    Не зря же говорят: «С волками жить – по-волчьи выть», «С кем поведешься, от того и наберешься»!
    Восклицательный знак в конце предложения не оправдан.
    Так, например, главный герой романа Тургенева «Отцы и дети», Базаров, не признаёт устоев общества, не склоняется перед авторитетами, остаётся верным своим убеждениям.
    Приложение ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ" стоит перед именем собственным  БАЗАРОВ, поэтому не надо обособлять, то есть  НИ ДО, НИ ПОСЛЕ слова  Базаров запятые не нужны.
    При этом Базаров отрицает любые чувства: смеётся над «таинственной связью» между мужчиной и женщиной.
    Двоеточие  в этом предложении ничем не оправдано( нет условий расценивать его двоеточием при БСП, нет также возможности считать ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА обобщающим словом, поскольку нет перечисления однородных членов после двоеточия, здесь нужна запятая).

    Грамматические

    И для меня несомненно, что окружение человека может не только влиять на формирование личности, нравственные ориентиры, но и на  его жизнь, судьбу.
    Ошибка при использовании двойного союза НЕ ТОЛЬКО..., НО И ,,,( ошибка при однородных членах) ; правильно так: ...окружение человека может влиять НЕ ТОЛЬКО НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ, НО И НА  ЕГО ЖИЗНЬ, СУДЬБУ.
    И разве кто-то из нас удивляется тем словам, что Митрофан скажет Простаковой в финале пьесы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась»?
    Помимо речевых ошибок, о которых сказано при оценке К4, вы нарушаете видо -временную  связь глагольных форм: удивляется(глагол настоящего времени несовершенного вида), скажет( глагол будущего времени совершенного вида).  И разве кто-то из нас УДИВИЛСЯ...что Митрофан СКАЗАЛ ...(так правильно)
    Но после свадьбы вся жизнь Катерины резко изменилась, когда изменилось её окружение:
    О речевых недочётах этого предложения см.выше; союз КОГДА лучше заменить(вместе с устранением повтора)...жизнь Катерины изменилась, ПОТОМУ ЧТО ЕЁ ОКРУЖЕНИЕ СТАЛО ДРУГИМ
    а не с воплями в ноги мужа
    в ноги мужу ( в ноги КОМУ?)- так правильнее; а если в ноги мужа, то напрашивается вопрос в ноги (ЧЬИ?)

    Признание в любви Одинцовой показывает,
    Отсутствие предлога К ОДИНЦОВОЙ приводит к двусмысленности( можно подумать, что именно она призналась в любви) признание в любви (кому?)-ей, Одинцовой-допустимый вариант, но всё-таки признание в любви (к кому)к Одинцовой- так вернее.

    Итак, все ошибки и недочёты рассмотрены, вы не превысили допустимый порог, за К5 - 1 балл. Таким образом, ваше сочинение оценивается на "зачёт". Вы написали хорошее сочинение, сделав достаточно глубокий анализ темы, проявив неплохую компетентность в анализируемых произведениях. Рекомендации:  берите для аргументации одно произведение(если нужен сравнительный анализ-можно два).  Всё у вас получится на экзамене. Успехов вам!




    Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
    Итоговый балл - 5 Зачёт

Возврат к списку