Не путайте:
- Прецедент – инцидент.
- Палисадник – поликлиника.
- Тренер – тренировка.
- Следующий – будущий.
- Сверстник – ровесник.
- Шорох – шёпот.
- Искусство – искусный.
- Чувствовать – участвовать.
- Щётка – трещотка.
Равнодушие - вина человека или его беда?
-
Тематическое направление: Разговор с собой12.10.2020 21:47:01Автор: Екатерина Чигинова
Система моральных ценностей человечества огромна, её существование обеспечивает нормальную жизнь общества, опирающуюся на взаимоотношения людей в соответствии с моралью и культурой. Самые благие качества человека: доброта, щедрость, благородство, - строятся на умении сочувствовать и понимать переживания других людей. Но в мире существует и человеческая чёрствость, называющаяся равнодушием. Оно заставляет людей причинять боль остальным, но вредит и им самим, когда те осознают свою вину перед окружающими за своё безразличие.
Для доказательства обратимся к рассказу А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда", в котором главным героем является Яков Иванов. Через поступки и мысли героя автор раскрывает его бесчувственность, безразличное отношение к судьбам людей. А.П. Чехов рассказывает, что Якову важны только деньги и материальное благополучие. Он не жалеет умирающих людей, а только ждёт их смерти, которая ему как гробовщику должна принести прибыль. Поражает читателя также отношение главного героя к своей супруге Марфе. Автор описывает радостное выражение её лица перед смертью, ведь она избавит её от жизни с Яковом, который ни разу за десятилетия не проявил по отношению к жене ласки. Лишь после этого трагичного события герой осознаёт всю глубину своей вины перед Марфой, которая покинула мир, не познав настоящей любви. Таким образом, А.П. Чехов показывает разрушительное влияние равнодушия на судьбы людей.
Кроме того, пример безразличия к родному человеку демонстрирует Настя из произведения К. Паустовского "Телеграмма". Она увлечена своей работой в Ленинграде, но на мать Катерину Петровну у неё совсем нет времени. Автор приводит в рассказе текст телеграммы, в которой мать просит Настю, не навещавшую её уже три года, приехать. Однако героиня остаётся равнодушной к её просьбе, мелкие препятствия на пути к родному человеку такие, как дорога в далёкое Заборье, кажутся ей настолько неприятными, что она медлит, не торопится увидеть маму. Автор сравнивает Настю с добрыми отзывчивыми знакомыми Катерины Петровны, которые не только не остались равнодушными к её одинокой старости, но и помогали ей по хозяйству, пытаясь этим заменить заботу дочери. К Паустовский далее описывает раскаяние Насти: она поняла слишком поздно, что никто не любил её больше, чем Катерина Петровна. Ей не удалось застать мать живой. Последние строки посвящены размышлениям автора о том, что чёрное пятно вины перед матерью в душе Насти уже никогда не будет стёрто. Безучастность героини по отношению к родному человеку не только заставило Катерину Петровну принять смерть в одиночестве, но и навсегда нарушило душевный покой Насти.
В итоге можно прийти к выводу, что безразличие к другим людям есть уродство души. Оно заставляет человека совершать грехи, которые после осознания становятся тяжким грузом на сердце и приносят несчастье своему обладателю.Количество слов - 412
Рецензент: Елена СоломатинаЗдравствуйте, Екатерина!
Вам удалось в своем сочинении раскрыть заявленную тему с опорой на литературный материал. В целом работа производит хорошее впечатление и выделяет Вас из пишущих как сильного ученика.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Екатерина, есть риск усомниться в том, что Вы поняли тему. У Вас всё-таки явный акцент сделан на слово «равнодушие». Это понятие Вы, безусловно, раскрыли хорошо. Но ни во вступлении, ни в заключении нет всех ключевых слов темы. Рекомендую составить фразу с использованием тех слов, которые даны в теме: «прозеркалить» их. Например: Равнодушие, на мой взгляд, и вина, и беда человека. Он, безусловно, в ответе за бесчувственность, неразвитость души, причиненную боль другим. Но закономерный итог – одиночество, пустота, которые рано или поздно откроются слепцу и раздавят его. А это уже беда. Важно дать четкий ответ на поставленный вопрос.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Первый литературный аргумент представлен в аналитическом ключе. У Вас, безусловно, анализ произведения, а не пересказ. Вы сделали необходимые акценты в соответствии с изложенной вами логикой раскрытия темы.
Второй аргумент также может быть засчитан, поскольку иллюстрирует ключевой тезис сочинения. Желательно сделать микровывод по теме, не обрывая абзац на рассуждении о героях произведения.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Екатерина, подчеркну, что у Вас прослеживается своя логика в понимании темы и Вы её выдерживаете до конца. Это хорошо. Есть лишь незначительные ошибки. Они связаны с употреблением союза "но". Пожалуйста, в любом сочинении обратите особое внимание на этот союз. Его использование предполагает все-таки противопоставление. А оно не всегда действительно есть там, где данный союз появляется.
Я не вижу здесь противопоставление. Скорее, добавление с усилением. На мой взгляд, здесь уместнее использование союза "а также".Оно заставляет людей причинять боль остальным, но вредит и им самим, когда те осознают свою вину перед окружающими за своё безразличие. Здесь тоже нет противопоставления. Надеюсь, Вы согласитесь, что союз "и" хочет встать на своё место.Она увлечена своей работой в Ленинграде, но на мать Катерину Петровну у неё совсем нет времени. Есть некоторая неясность при употреблении местоимений. Но об этом позже. Эти ошибки чаще квалифицируют как речевые.
К 4 (речь)+ 1 балл
Екатерина, речь Ваша грамотна. Приятно было читать сочинение. На итоговом сочинении за данный критерий Вы можете не волноваться. Указание на некоторые ошибки поможет Вам безупречно написать сочинение по русскому языку.
Совет первый: тщательно проверяйте каждое местоимение. Если можно без него, уберите. Если в предложении было два существительных, последующее употребление местоимения, чаще всего, недопустимо: неясно, о ком, о чём идет речь. А если это еще и существительные разного рода, то может быть выделена грамматическая ошибка.
Понимаю, что Вы пытались избежать повтора, но это тот редкий случай, когда всё-таки повтор допустим, а "оно" здесь - ошибка. Помните, что слово "равнодушие" - ключевое слово темы. Его можно повторить. Тем более у Вас дальше повторов нет. Вы нашли много синонимов.Но в мире существует и человеческая чёрствость, называющаяся равнодушием. Оно заставляет людей причинять боль остальным "им самим" - та же ситуация: сказано про нескольких лиц. Местоимение "свой", чаще всего, можно убрать. Убирайте. Сравните: " а также вредит черствым, когда те осознают вину перед окружающими за проявленное безразличие".но вредит и им самим, когда те осознают свою вину перед окружающими за своё безразличие. Настя ничего не демонстрирует. Пример безразличия к родному человеку мы видим в поведении Насти -героини произведения К.Паустовского "Телеграмма".Кроме того, пример безразличия к родному человеку демонстрирует Настя из произведения К. Паустовского "Телеграмма". К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 3
Пунктуация
Обобщающее слово и однородные члены. После однородных членов, перед тире, запятая не нужна.Самые благие качества человека: доброта, щедрость, благородство, - строятся на умении сочувствовать и понимать переживания других людей. Безопасно всё-таки оформить здесь приложение:" Катенину Петровну" нужно обособитьОна увлечена своей работой в Ленинграде, но на мать Катерину Петровну у неё совсем нет времени. Грамматика
Безучастность - ж.р. Значит, сказуемые тоже в форме ж.р. должны быть.Безучастность героини по отношению к родному человеку не только заставило Катерину Петровну принять смерть в одиночестве, но и навсегда нарушило душевный покой Насти. Итак, Екатерина, ваше сочинение оценивается на «зачет». Если Вы хотите развиваться и мыслить глубже, следует обратить внимание на следующее.
Екатерина, Ваша логика такова, что вина перед другими очевидна. За виной следуют мучения, терзания. Не совсем понятно, вина лежит грузом и - всё? Или муки следует рассматривать в качестве беды? Но тогда вопрос: а есть ли равнодушие у человека с проснувшейся совестью. Как только человек осознает вину и в нем заговорит совесть, он перестает быть равнодушным. Он излечился от страшной болезни. Душа заговорила.
Предлагаю подумать над иной мыслью и логикой раскрытия данной темы. Равнодушие - вина человека или его беда? Другими словами этот вопрос можно задать так. Отсутствие отклика на происходящее вокруг, нежелание помочь ближнему попавшему в беду, спокойствие при виде чужих бед и страданий – это страшно и вызывает осуждение и порицание( так как человек в этом виноват) или вызывает сочувствие и жалость( так как причина равнодушия далеко не только в нем)?
В рассказе А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» - глубокая печаль от понимания того, как механически проживается жизнь в пустоте. Желания гробовщика мелочны. Никаких человеческих чувств нет ни у него, ни у фельдшера, к которому Яков Иванов обратился, желая помочь жене. Только столкнувшись с равнодушием по отношению к себе, он был возмущен. После похорон жены вдруг на него обрушилась тоска и он начал вспоминать давно забытое, думать, задавать себе вопросы, понимать, как ничтожно и бессмысленно прошла жизнь. В нем родился вопрос: «зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» Этот же вопрос и сожаление выразился в музыке, когда Яков заиграл на скрипке перед смертью. В этот момент героя жаль. Он перестал быть равнодушным. И ему и читателю открылась непоправимая беда, случившаяся с несостоявшейся жизнью. Это состояние грусти и боли от непоправимой утраты сохранила мелодия, которую играл Яков и которую услышал местный музыкант, он будет повторять её много раз, пробуждая в слушателях тоску по Жизни. Яков когда-то ненавидел жалкого «жида» - флейтиста, как многое в жизни. Перед смертью гробовщик впервые назвал его братом и завещал священнику отдать свою скрипку именно этому человеку. Есть надежда, что мелодия, вырвавшаяся у Якова и воспроизводимая новым хозяином скрипки – Ротшильдом, пробудит не одного слушателя. А.П. Чехов впервые в жизни вызвал у меня сострадание ко многим несчастным, проживающим жизнь бездарно, мелочно, эгоистично. Его рассказ - рука помощи попавшим в беду.
Удачи!
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;Итоговый балл - 5 Зачёт