Запомни!
Если будут проблемы с оплатой, звоните 8(343)3454925, +79676394925 ("Билайн") с 14 до 19 по Москве. Ответит наш менеджер. Также можете обратиться с вопросом по оплате к онлайн-консультанту.
Автор:
Татьяна Кузьмина / Евгения Кузьменко
Формат электронной версии:
pdf
Возрастные ограничения:
6+
770 руб
|
Русский язык как неродной: лексика и грамматика
Рабочие листы для детей-инофонов
В чём идея:Рабочие листы "Русский как неродной" были разработаны по заказу сайта "Могу писать" специалистами по обучению иноязычных школьников. Пособие создано для устранения пробелов у детей, проживающих в России менее года.
На листах задания составлены так, чтобы ученики могли их выполнить самостоятельно, не отвлекая преподавателя от урока. Однако может потребоваться помощь русскоязычных сверстников. Листы пронумерованы, но порядок уроков большого значения не имеет. Смысл в том, чтобы оперативно работать с выявленными пробелами.Мы сделали всё, чтоб учитель, заметив грамматическую ошибку у ребёнка-инофона, потратил не более минуты на поиск и распечатку подходящего листа, дал задание и продолжил вести урок.
Что в комплекте:
84 листа, которые можно использовать в работе с детьми, плохо владеющими русским языком. Материал поможет устранению лексических и грамматических ошибок иноязычных школьников.
Первые 17 листов предназначены для детей, которые недавно приехали в Россию, следующие – для учеников, которые пребывают в русскоязычной среде второй-третий год.
Полный список листов с темами |
---|
Задания для детей, проживающих в России менее полугода УРОК 1 Лексика – семья (термины родства – одушевленные существительные I (только жен. род) и II склонения в форме именит. падежа единств.), местоимения притяжательные и личное (я), указательное местоимение это. Грамматика – первоначальное знакомство с родом (формы притяжательного местоимения мой). УРОК 2 Лексика – люди, животные (одушевленные существительные I и II склонения в форме именит. падежа единств. и множ. числа), указат. местоимение это. Грамматика – категория числа (мена окончаний) и (неявно) рода (ед.ч. существительных). Фонетика – дифференциация гласных /и/ и /ы/. УРОК 3 Лексика – люди, животные (одушевленные существительные I и II склонения в форме именит. падежа единств. и множ. числа), притяжат. местоимения I и II лица единств. числа, указат местоим. это. Грамматика – категория числа (мена окончаний, изменение места ударения – несколько примеров), категория рода (присутствуют слова женского и мужского рода). УРОК 4 Лексика – животные (существительные I и II склонения в форме именит. падежа единств. и множ. числа), притяжат. местоимения I и II лица единств. числа. Грамматика – категория числа (мена окончаний). Чтение – поиск слов в «лабиринте» (в филворде). УРОК 5 Лексика – семья (термины родства – одушевленные существительные I (жен. род) и II склонения в форме именит. и родит. падежа единств. и множ. числа), местоимения притяжательные и личные (я, мы – в формах единств. и множ. числа), указательное местоимение это; числительные один и два (в формах единств. и множ. числа муж. и жен. рода.) Грамматика – первоначальное знакомство с родом, категория числа. Этикет: приветствие, представление себя. УРОК 6 Лексика – глаголы движения «идёт» и «едет» (в форме настоящего времени, III лица единств. числа). Списывание слов: ученики должны сделать надписи под картинками. УРОК 7 Лексика – существительные (люди), глаголы (умственных и речевых действий + модальность), личные местоимения. Грамматика – неопределённая форма глагола, категория числа (глаголы в формах единств. и множ. числа) и категория лица глаголов (I и II лицо в форме единств. и множ. числа). Синтаксис – координация форм существительных и глаголов. Письмо – списывание словосочетаний. УРОК 8 Лексика: люди, глаголы умственных и речевых действий; вопросительное местоимение кто; личные местоимения III лица в формах, мужского, женского рода и множ. числа. Грамматика – категория числа, категория рода (только женск. и мужск.). Синтаксис – координация форм местоимений и глаголов. Письмо – списывание слов. УРОК 9 Лексика – глаголы умственных действий (обведи, подчеркни, впиши букву); предметы одежды. УРОК 10 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения: люди (повторение), личные местоимения III лица (формы муж., женск. рода и множ. числа). Грамматика – категория рода (муж. и женск, род); категория числа. УРОК 11 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения: люди (повторение), личные местоимения III лица (формы муж., женск. рода и множ. числа). Грамматика – категория рода (муж. и женск, род); категория числа. УРОК 12 Лексика – существительные (школьные принадлежности) в формах именит. падежа единств. и множ. числа. Грамматика – категория числа (меня окончаний – повторение). Правила письма – в слове карандаши надо писать ШИ, а не ШЫ. Подсказка – в русском языке не бывает сочетаний [кы] и [гы]. УРОК 13 Лексика – существительные I и II (дикие и домашние животные) в форме именит. падежа единств. числа. Грамматика – категория рода (мужск. и женск. род). УРОК 14 Лексика – глаголы движения (едет, плывет, летит) в форме III лица настоящ. времени; существительные (транспортные средства). Письмо: – списывание слов. УРОК 15 Лексика – неодушевленные существительные I и II склонения (одежда, обувь) в форме именит. падежа единств. и множ. числа. Письмо: – списывание слов. УРОК 16 Лексика – неодушевленные существительные I и II склонения (одежда, обувь) в форме именит. падежа единств. и множ. числа. Упражнение в чтении. Грамматика – категория числа. Письмо: – списывание слов. УРОК 17 Лексика – неодушевленные существительные (наименования одежды и обуви, гоперонимы: «одежда», «обувь») в форме именит. падежа множ. числа). УРОК 18 Лексика – неодушевленные существительные I и II склонения (наименования обуви) в форме именит. падежа единств. и множ. числа. УРОК 19 Лексика – одушевленные существительные (наименования животных) в форме именит. падежа единств. числа, прилагательные («дикие», «домашние») в форме именит. падежа единств. числа.
Задания для самостоятельной работы детей, проживающих в России от полугода до года УРОК 20 Лексика – одушевленные существительные (наименование детенышей животных). Грамматика – категория числа (мена суффиксов), образование формы множ. числа наименований детенышей. Словообразование – конструирование наименования детеныша животного по образцу. Письмо – воспроизведение знакомых слов. УРОК 21 Лексика – одушевленные существительные (наименование взрослых домашних животных и их детенышей). УРОК 22 Лексика – одушевленные существительные (наименование домашних животных). Упражнение в чтении (составить слова из двух фрагментов). Письмо – списывание слов. УРОК 23 Лексика – одушевленные существительные (наименования животных); качественные прилагательные в антонимических отношениях. Грамматика – категория рода (мужск. и жен.) Синтаксис – представлено согласование существительных и прилагательных в роде. Упражнение в чтении. УРОК 24 Лексика – одушевленные существительные (наименования детенышей животных). Грамматика – категория числа (мена суффиксов -онок, -ат-а). Письмо – вписывание букв в местах их пропусков. УРОК 25 Лексика – существительные I и II склонения муж. и женск. род (наименования животных); качественные прилагательные (параметрические: большой и маленький) в форме мужск. и женск. рода единств. числа. Грамматика – категория рода (мужск. и жен.) Синтаксис – согласование существительных и прилагательных в роде. Письмо – списывание слов. УРОК 26 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения муж. и женск. род (наименования самцов и самок животных, в том числе, образованных от разных корней) Грамматика – категория рода (мужск. и жен.) Письмо – списывание слов. УРОК 27 Лексика – одушевленные существительные (наименования детенышей животных). Грамматика – категория числа (мена суффиксов -онок-/-ат-а). Письмо – списывание слов. УРОК 28 Лексика – неодушевленные существительные (части лица, головы). Письмо – списывание слов. УРОК 29 Лексика – неодушевленные существительные (части тела и лица). Упражнение в чтении. Списывание слов. УРОК 30 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения (названия насекомых, моллюсков (в форме именит. падежа единств. и множ. числа) Грамматика – категория числа (мена окончаний), знакомство с предложным падежом (вопрос, требующий ответа в форме именит. падежа). Письмо – списывание слов. УРОК 31 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения (название насекомых, моллюсков в форме именит. падежа единств. числа). Упражнение в чтении. Письмо – частичное воспроизведение надписей (вставить букву). УРОК 32 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения (названия насекомых, моллюсков, наименования домашних животных). Грамматика – категория рода (только мужск. и женск. род): согласование в роде существительных и числительного один/одна. Письмо – списывание слов. УРОК 33 Лексика – одушевленные существительные I и II склонения (наименование животных, насекомых и пр.); глаголы движения (летает, плавает, ползает) в форме III лица единств. числа. УРОК 34 Лексика – глаголы (движения и умственных действий) в форме I лица единств. числа. УРОК 35 Лексика – глаголы (движения, речевых действий), местоимения I лица единств. и множ. числа. Грамматика – лицо глагола и местоимения. УРОК 36 Грамматика – спряжение глагола есть. УРОК 37 Грамматика – спряжение глагола пить. УРОК 38 Грамматика – 1 лицо единственного и множественного числа глаголов. УРОК 39 Словообразование – Существительные от существительных: суффиксация (слова с уменьшительным значением). УРОК 40 Словообразование – Существительные от существительных: суффиксация (спортивные снаряды/принадлежности – спортсмены). УРОК 41 Словообразование – Существительные от существительных: суффиксация (самцы, самки животных, детеныши). УРОК 42 Словообразование – Существительные от существительных: продукты и их вместилища. УРОК 43 Лексика – существительные I и II склонения в формах именит. падежа единств. и множ. числа. Грамматика – категория числа – чередование гласного с нулем (беглые гласные), образование форм от разных основ. Письмо – списывание слов. УРОК 44 Лексика – существительные I и II склонения в формах именит. падежа единств. и множ. числа. Грамматика – категория числа – чередование гласного с нулем (беглые гласные), образование формы путем наращения ([j]), вариативность окончания формы именит. падежа множ. числа. Письмо – списывание слов. УРОК 45 Грамматика – категория рода. Синтаксис – согласование в роде существительных с числительными один и два. Письмо – списывание форм слов. УРОК 46 Грамматика – категория рода (мужск., женск. и средний род: I и II склонение). Письмо – списывание слов. УРОК 47 Лексические значения имени существительного. УРОК 48 Лексические значения глаголов. УРОК 49 Лексика – одушевленные существительные (наименования профессий). Письмо – списывание слов. УРОК 50 Лексика – одушевленные существительные (наименования профессий). Списывание слов. УРОК 51 Лексика – одушевленные (покупатель, продавец) и неодушевленные существительные. УРОК 52 Лексика – одушевленные существительные (наименования профессий), глаголы (действий, связанных с трудом). Словообразовательные отношения слов (напр. фокусы – фокусник). УРОК 53 Лексика – неодушевленные существительные I и II склонения (названия фруктов); качественные прилагательные (вкус – кислый, сладкий и др.). Грамматика – категории рода (мужск. и женск.) и числа. Синтаксис – согласование прилагательных с существительными. УРОК 54 Лексика – неодушевленные существительные: наименования продуктов и блюд, слова «обед», «завтрак», «ужин». УРОК 55 Лексика – наименование продуктов, блюд. Упражнение в чтении. Понимание фраз. Урок 56 Лексика – неодушевленные существительные I и II склонения (одежда), прилагательные (цветовые наименования). Грамматика – категория рода (мужск., женск. и средний род); категория числа. Самостоятельное образование форм. Синтаксис – согласование существительных с прилагательными. УРОК 57 Грамматика – категория рода (мужск., женск. и средний род); категория числа. Синтаксис – согласование в роде и числе местоимений и существительных. УРОК 58 Лексика – наречия быстро, медленно; глаголы движения; существительные – наименования животных и механизмов. УРОК 59 Грамматика – одушевленность/неодушевленность.
УРОК 59 (60) Грамматика – винительный падеж единств. числа. Неодушевленные существительные I склонения женск. род. УРОК 60 (61) Грамматика – винительный падеж единств. числа. Одушевленные существительные I склонения женск. род. УРОК 61 (62) Грамматика – винительный падеж единств. числа. Неодушевленные существительные II склонения мужск. род. УРОК 62 (63) Грамматика – винительный падеж единств. числа. Одушевленные существительные II склонения мужск. род. УРОК 63 (64) Грамматика – винительный падеж множеств. числа. Неодушевленные существительные I склонения женск. род. УРОК 64 (65) Грамматика – винительный падеж множеств. числа. Одушевленные существительные I склонения женск. род. Урок 65 (66) Грамматика – винительный падеж множеств. числа. Неодушевленные существительные II склонения мужской род. УРОК 66 (67) Грамматика – винительный падеж множеств. числа. Одушевленные существительные II склонения мужской род. УРОК 67 (68) Грамматика – неодушевленные существительные: винит. падеж единств. числа (мужск. и женск. род). УРОК 69 Грамматика – Винительный падеж одушевленных и неодушевленных существительных мужск. рода в форме единств. числа. УРОК 70 Грамматика – винительный падеж одушевленных и неодушевленных существительных мужского (второе склонение) и женского (первое и третье склонение) рода. УРОК 71 Грамматика – глагол: категория времени. УРОК 72 Лексика – числительные. Наименования фруктов. Гипероним «фрукты». Грамматика – формы рода числительных один и два, падежные формы наименований фруктов (на уровне восприятия). УРОК 73 Лексика – числительные. Термины: плюс, минус, равно. УРОК 74 Лексика – числительные. Термины – сложение, вычитание и др. УРОК 75 Лексика – числительные. Термины – умножение, деление и др. УРОК 76 Грамматика – падеж существительных женского рода (единств. число): именит, винит. и родит. Самостоятельное образование форм винит. и родит. падежей. УРОК 77 Грамматика – падеж одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода (единств. число): именит, винит. и родит. Самостоятельное образование форм винит. и родит. падежей. УРОК 77 Грамматика – падеж одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода (единств. число): именит, винит. и родит. Самостоятельное образование форм винит. и родит. падежей. УРОК 79 Грамматика – падеж одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода (единств. число): именит, винит. и родит. Самостоятельное образование форм винит. и родит. падежей. УРОК 80 Грамматика – Падеж существительных. Дательный падеж единственного числа. Одушевленные и неодушевленные сушеств. I склонения (женский род) и II склонения (мужской род). УРОК 81 Грамматика – Падеж существительных. Дательный падеж существительных I склонения (женский род), II склонения (мужской и средний род) с основами на мягкий и твердый согласный. Самостоятельное образование форм дательного падежа УРОК 82 Грамматика – Падеж существительных. Дательный падеж существительных I склонения (женский род), II склонения (мужской род), в том числе образование формы с чередованием гласного с нулем (беглая гласная). Самостоятельное образование форм. Самопроверка (лист следует согнуть по пунктирной линии). УРОК 83 Лексика – качественные прилагательные (веселый – грустный). Грамматика – категория рода (муж. и женский – пример на двух одушевленных существительных). УРОК 84 Лексика – глаголы налить, положить. Названия продуктов. Грамматика – формы глаголов первого лица будущего времени. Письмо – списывание слов. УРОКИ 85, 86 Грамматика – винительный падеж одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода в форме единственного числа. |
Материал поможет устранению лексических и грамматических ошибок иноязычных школьников. Рабочие листы содержат задания, имеющие характер тренинга.
Уроки создавались с учетом многолетнего опыта преподавания этой дисциплины. Они в небольшой степени ориентируемся на те уровни владения языком, которые используются в методологии РКИ (русского языка как иностранного: А1, А2, Б1 и т.д.). Уровень владения русским языком у детей, проживающих в России, зависит от того, как долго они здесь живут, учатся ли они в школе, посещают ли дошкольные учреждения. Некоторые из учеников после трех лет пребывания в нашей стране хорошо владеют русским языком, что
позволяет им успешно учиться в школе.
Один из листов комплекта для примера.
К ряду заданий имеется материал для проверки.
Пример: Урок 29.
ЭТО КОШКА. ВИЖУ КОШКУ. НЕТ КОШКИ. (Внимание! В русском языке нет сочетаний КЫ и ГЫ!)
ЭТО РЫБА. ВИЖУ РЫБУ. НЕТ РЫБЫ.
ЭТО ГРУША. ВИЖУ ГРУШУ. НЕТ ГРУШИ (В сочетаниях ШИ и ЖИ надо писать букву И.)
ЭТО РОЗА. ВИЖУ РОЗУ. НЕТ РОЗЫ.
Для учителей подготовлено описание заданий.
Фрагменты уроков с использованием рабочих листов "Неродной русский"
Для работы с фонетикой и правилами письма приобретайте Комплект рабочих листов по фонетике и правилам письма для детей-инофонов.
7 мая, в 17 мск, на сайте пройдёт вебинар, на котором Т.В. Кузьмина расскажет о том, как работать с представленными материалами на уроках.
|
После оплаты вы получите купленные файлы по электронной почте на адрес, который укажете при оформлении заказа или в профиле в личном кабинете. Убедитесь в том, что указываете свой адрес. Кроме того, все ссылки на доступные ресурсы отражаются в разделе Мои курсы и материалы. Если вы не получили письмо с материалами, просто откройте эту вкладку.
Цену пособий определяют авторы.
Пожалуйста, содержание пособий обсуждайте с авторами.
Приглашаем авторов пособий по русскому языку к сотрудничеству.
Пишите: admin@mogu-pisat.ru