Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуБлог Юлии Петровны ФишманБлог Юлии Петровны Фишман - Сообщения с тегом "критика ЕГЭ"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Что мне не нравится в ЕГЭ по русскому языку

На одном из учительских форумов меня попросили высказать мнение о ЕГЭ по русскому. Хочу обсудиить этот вопрос и здесь.

После введения ЕГЭ по русскому языку общая грамотность выпускников стала потихоньку снижаться, т.к. тест с практической грамотностью имеет мало общего, а учителя переориентировались на тесты. В прошлом году выпускались школьники, которые пошли в среднюю школу в момент введения ЕГЭ. Т.е. учить их во многих школах вообще не пробовали. Тесты, тесты. И тут все заметили, что выпускники чудовищно безграмотны. Волна публикаций в СМИ, обсуждения на форумах и т.д. Случился качественный скачок.
В прошлом году минимальный балл по русскому был значительно снижен ПОСЛЕ проверки экзаменационных работ, иначе аттестаты не получили бы тысячи школьников (точное число до сих пор не объявлено, но, слышала цифру 30%).
Год назад ФИПИ значительно упрощает экзамен, убрав все самые сложные вопросы по синтаксису. Разумеется, средний балл в этом году стал выше. Всеобщая радость, ликование. Зимой я где-то нашла ссылку на статью об эксперименте. Новый ЕГЭ по русскому предложили пройти дошкольникам. Справились 30% и ещё 30% не хватило 1-2 баллов, чтобы сдать экзамен.

Теперь о самом ЕГЭ по русскому.

Критерии оценки и таблица перевода первичных баллов в тестовые таковы, что самые слабые ученики могут легко набрать порядка 15% не за знания, а за отсутствие оскорблений в сочинении, умение угадывать и т.п., а умным каждый балл после 50% даётся нелегко. Действительно сложные, нужные и интересные задания (их мало), например, с запятыми в сложном предложении оцениваются 1 баллом, а за задание 1 на понимание прочитанного можно получить 2 балла. Система построена так, чтобы результаты усреднялись.Слабых вытягивают, умных валят. Поэтому результаты теста не очень показательны.

За безупречную грамотность в сочинении (орфография+пунктуация) ученик может набрать всего 6 первичных баллов. За 6-8 ошибок эти баллы снимаются и далее уже не теряется нисколько. Будь в сочинении 100 ошибок, проверяющий не сможет снизить оценку сильнее. При удачном стечении обстоятельств такой выпускник может получить за тест 50-60%

Критерии оценки сочинения превратили сочинение в задание по заполнению бланка. Ученику приходится использовать жёсткий шаблон, иначе он может потерять баллы. О творчестве и выражении своей мысли здесь не может быть и речи. Давайте не будем называть это сочинением. Это такое упражнение по риторике. Не более.

Тексты для анализа часто вызывают недоумение. Проблемы может и не быть, а мы учим учеников высасывать её из пальца, потому как шаблон велит. Иногда автор сам себе противоречит, а ребенок должен согласиться или не согласится, а рассуждать шаблон не позволяет. Это не анализ теста.

Рекомендуемый размер сочинения/задания по риторике 300 — 350 слов не позволяет нормально проанализировать текст и порассуждать о нём.

К старому школьному сочинению нужно было начитывать литературу, а теперь достаточно ознакомиться с 1-2 романами.

Тестовая часть составлена ужасно. Для подготовки к ней не надо изучать русский в системе. Там никакой логики. Ощущение, что вопросы случайно надёрганы из каждого раздела. Важнейшие правила не проверяются (например, О и Ё после шипящих, Ь после шипящих), проверяются суффиксы и окончания (на практике такие ошибки крайне редки). От синтаксиса теперь огрызки остались. Зато зачем-то проверяется знание классификации стилистических ошибок. Этого нет в школьной программе, это программа филологических специальностей вузов. Зачем эта классификация в ЕГЭ? В тексте дети не видят таких ошибок, но по формальным признакам угадывают вид ошибки. Что в этот момент вообще проверяется??? 5 баллов, между прочим, можно получить на вопросе.

О косяках в формулировках заданий я вообще молчу. Бывают лишние правильные ответы, бывает, что ни одного. На ОГЭ есть задание, в котором надо подобрать стилистически нейтральный синоним. Там можно только угадать, потому что синонимов оказывается несколько. Я в половине случаев промахиваюсь.