Запомни!
После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.
О терминах в преподавании русского языка
28.09.201500:2928 сен 2015 00:29:38
Недавно мой пятилетний сын, придя с занятий в художественной школе, увлечённо рассказывал о том, что в этот день у них сработала противопожарная сигнализация (очевидно были учения). Учитель их построил парами и спокойно вывел из школы. "Вот только я не понял, - добавил мой сынуля, - кто такой Паника и почему Ксения Михайловна сказала, чтобы мы шли без него?"
Мы тоже хохотали долго. А меня этот случай заставил вспомнить, как придя в школу после университета и попав сразу на 9-й класс, я, повторяя с детьми пройденное, увлечённо рассказывала им про инфинитив. И только урока с четвёртого меня осенило, что ученики не понимают меня, они ведь знали только про неопределённую форму глагола.
А теперь вопрос: "Как вы считаете, коллеги, в какой мере и когда нужно вводить научную терминологию на уроках русского языка?" Вопрос не случаен. Дело в том, что в некоторых учебниках для10-11 классов приставки вдруг называются префиксами, окончания - флексиями и т. п. Как вы считаете, нужно ли это вообще в школе?
Мы тоже хохотали долго. А меня этот случай заставил вспомнить, как придя в школу после университета и попав сразу на 9-й класс, я, повторяя с детьми пройденное, увлечённо рассказывала им про инфинитив. И только урока с четвёртого меня осенило, что ученики не понимают меня, они ведь знали только про неопределённую форму глагола.
А теперь вопрос: "Как вы считаете, коллеги, в какой мере и когда нужно вводить научную терминологию на уроках русского языка?" Вопрос не случаен. Дело в том, что в некоторых учебниках для10-11 классов приставки вдруг называются префиксами, окончания - флексиями и т. п. Как вы считаете, нужно ли это вообще в школе?
Несерьёзные мысли и «дедовский» метод обучения
23.09.201500:3623 сен 2015 00:36:33
Тут в блогах зашла речь о том, как разнообразить урок, сделать его интересным. Конечно, на уроках используешь много способов, средств, приёмов, пляшешь и из-за печки, и из-за двери, и из-под парты. В общем, как только не выкручиваешься. Но сегодня захотелось вспомнить о «несерьёзном».
Часто, чтобы заинтересовать детей (и не только в младших классах), использую весёлые тексты. Сначала боялась, что будут только хохотать, но практика показала: смех не переходит в повальную истерию, а помогает расслабиться, не даёт детям «заснуть» над очередным предложением.
Особенно это помогло, когда я более активно стала использовать «дедовский» метод в обучении – нахождение слов с изучаемой орфограммой в тексте. Кстати, вспомнить о нём меня заставили тесты ЕГЭ и ОГЭ. Теперь я использую его не только на начальных этапах. А постоянно. Прошу найти слово с такой-то орфограммой и объяснить всё «от и до». И школьникам приходится превращаться в учителей и сотни раз повторять правило. Постепенно эти правила начинают «вязнуть в зубах». Но… Нам того и надо.
Конечно, сложно подобрать дидактический материал, где было бы сконцентрировано много слов с одной или разными орфограммами. Но вот наткнулась на книгу Марины Бройде «Русский язык в диктантах. Нетрадиционный подход». Очень выручает. И весёлые тексты там тоже есть.
Часто, чтобы заинтересовать детей (и не только в младших классах), использую весёлые тексты. Сначала боялась, что будут только хохотать, но практика показала: смех не переходит в повальную истерию, а помогает расслабиться, не даёт детям «заснуть» над очередным предложением.
Особенно это помогло, когда я более активно стала использовать «дедовский» метод в обучении – нахождение слов с изучаемой орфограммой в тексте. Кстати, вспомнить о нём меня заставили тесты ЕГЭ и ОГЭ. Теперь я использую его не только на начальных этапах. А постоянно. Прошу найти слово с такой-то орфограммой и объяснить всё «от и до». И школьникам приходится превращаться в учителей и сотни раз повторять правило. Постепенно эти правила начинают «вязнуть в зубах». Но… Нам того и надо.
Конечно, сложно подобрать дидактический материал, где было бы сконцентрировано много слов с одной или разными орфограммами. Но вот наткнулась на книгу Марины Бройде «Русский язык в диктантах. Нетрадиционный подход». Очень выручает. И весёлые тексты там тоже есть.
Почему причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова
13.09.201523:3513 сен 2015 23:35:44
Наверное, все со школьной скамьи помнят правило: «Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если он стоит перед определяемым словом, то не выделяется запятыми (за исключением случаев, когда он имеет дополнительные обстоятельственные оттенки значения)». Этому учим школьников и мы.
А кто-нибудь задумывался, почему именно так?
Мне всегда проще было что-то запомнить, если я понимала, почему это так. (Наверное, поэтому никогда не могла вызубрить физику и запомнить правило про причастный оборот). Теперь, когда мы с детьми учим обороты, то уделяем внимание прямому и обратному порядку слов в предложении. Рассказываю детям о том, что необычный порядок необходим, чтобы подчеркнуть, как-то выделить часть мысли, находящуюся на нетрадиционном для него месте.
Дальше смотрим на предложения с причастными оборотами. Любые. Например:
Торчавшая из воды палка служила ориентиром.
Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.
Во втором случае видим, что причастный оборот уточняет, поясняет основную мысль. Палка потому и была ориентиром, что торчала из воды. И так всегда. Любое определение, стоящее после определяемого слова (а это уже 8-й класс), находится «не на своём месте». А располагают его таким образом для того, чтобы подчеркнуть особую значимость определения в данном предложении, выделить эту информацию. А всё, что мы хотим выделить, на письме оформляется выделительными знаками препинания.
Согласитесь, такой значимости у определения, стоящего перед определяемым словом, нет. А если появляются дополнительные оттенки значения, то тут же появляются и выделительные знаки препинания.
Вот и вся «физика».
Как научить различать паронимы
13.09.201521:0813 сен 2015 21:08:39
Коллеги, у кого есть подсказка. Ученик прекрасно понимает, что такое паронимы, но совершенно не чувствует разницу между большинством из них. Как ВЫ этому учите? Может у кого есть секретики, как обогатить словарный запас за короткое время?
О функциях знаков препинания
17.08.201517:2717 авг 2015 17:27:04
О назначении пунктуации
Если мы хотим чему-то научить, приходится доказывать, что это знание необходимо. Так и с изучением пунктуации. Сначала рассказываем о её назначении, убеждаем в необходимости использовать в письменной речи знаки препинания. Здесь чаще всего используется такое упражнение: предлагаем школьникам прочитать предложение без знаков препинания и объяснить его смысл.
Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Какой приговор вынес суд обвиняемому?» – «Казнить нельзя помиловать». Или: прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Скольких человек хочет увидеть автор?» – «Я хочу увидеть дочь брата отца». Или: сосчитайте, сколько же пальцев у автора предложения: «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке столько же на другой, да на обеих ногах десять».
Затем записываем это предложение ещё несколько раз с различным пунктуационным оформлением. Делаем вывод о том, что знаки препинания помогают пишущему точнее выразить свою мысль.
Следующий шаг – показать, что пунктуация способна передавать и оттенки интонации. Для начала рассматриваем только знаки конца предложения.
Прочитайте предложения с различной интонацией: «Ты придёшь» или «Ты любишь лето». Как показать эти интонационные оттенки на письме?
Вывод – знаки препинания отражают интонацию на письме.
Как определить, какой знак препинания нужен в конкретной ситуации?
И здесь начинается рассказ о функциях знаков препинания. Анализируем различные случаи употребления знаков препинания. Наблюдаем, что одни используются в конце предложения, другие – только внутри; что знаки препинания стоят на определённом месте, регулируемом правилами и т. д. В результате составляем схему:
Знаки препинания
Завершающие________Разделительные_______Выделительные
(.!?...)_______________(,: ;-)_____________(,,"" ())
Завершающие________Разделительные_______Выделительные
(.!?...)_______________(,: ;-)_____________(,,"" ())
Не все знаки должны попасть сюда сразу. Схема может заполняться в течение всего учебного года или нескольких лет.
Что получает учитель, знакомя школьников с функциями знаков препинания
Мы преодолеваем существенный недостаток большинства пунктуационных правил: когда сообщаются условия, при которых ставится знак, но не обосновывается цель его употребления.
Запятая указывает на то, что с двух сторон от неё стоят равнозначные по смысловой нагрузке отрезки, поэтому мы и ставим её между однородными членами или частями ССП. И т. д.
О преподавании пунктуации как системы
08.08.201523:198 авг 2015 23:19:18
О функциональной грамотности
Учителя сегодня должны обеспечить достижение выпускниками уровня функциональной грамотности. То есть научить их пользоваться всем объёмом знаний каждый раз, когда в этом возникает необходимость. Как бы банально это не звучало, школьники должны уметь «применять свои знания на практике». Функциональная грамотность предполагает и умение грамотно излагать свою мысль в письменной форме. А письменная речь немыслима без знаков препинания, о которые «препинается» большинство учащихся.
Как достичь уровня функциональной грамотности в использовании пунктуации
Для овладения функциональной грамотностью в использовании пунктуации необходимо научиться отвечать на вопрос, зачем я ставлю именно этот знак именно в этом месте. Обратите внимание, ЗАЧЕМ? А не ПОЧЕМУ? На последний вопрос школьники, кто-то лучше, кто-то хуже могут ответить:
- потому что здесь деепричастный оборот, обращение, перечисление и т. п.
А вот зачем? Ведь не для того же, чтобы выделить обращение и пр.
Задача учителя – показать, зачем нужна пунктуация вообще и каждый из знаков препинания в частности.
Пунктуация как система
Преподавать пунктуацию мы начинаем «не с того конца»: рассматриваем с учениками множество вариантов использования элементов пунктуационной системы, т. е. пугающее «море правил», и не знакомим их с основанием этой системы. Дети ещё могут перечислить её компоненты (те самые знаки препинания), но ничего не знают о:
– структуре пунктуационной системы,
– функциях знаков препинания,
– иерархии этих функций,
– внутрисистемных отношений пунктуационных знаков,
– оппозиции в отношениях знаков препинания.
А отсюда и непонимание назначения пунктуации – препятствовать неправильному, неточному толкованию текста. И здесь не помогает даже синтаксический анализ предложений. Именно потому, что он синтаксический, отвечающий на вопрос ПОЧЕМУ?, а не пунктуационный, который должен объяснить ЗАЧЕМ?
В последующих публикациях мы попробуем разобраться в том, что такое функции знаков препинания и зачем надо их знать, какова иерархия этих функций, а также постараемся ответить и на другие вопросы, связанные с преподаванием пунктуации.