Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуФилологиняФормирование грамотности как основа овладения общекультурным знанием
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Формирование грамотности как основа овладения общекультурным знанием

Функционально-коммуникативный подход в изучении русского языка

Грамотность человека складывается из многих составляющих, а именно:
  • языковые знания и умения, навыки их применения;
  • речевой опыт;
  • адаптированное ситуативное общение;
  • кругозор и страноведение;
  • понимание этнокультурной принадлежности речевых объектов.
Повышение уровня грамотности возможно при всеобъемлющем образовании, но ключевая роль, несомненно, отводится языку.

Будь то школьный предмет или курсы повышения грамотности задачей учителя будет не только дать теорию, но и отработать ее на практике. Мало знать правила, мало заучивать исключения, нужно научить детей применять эти сведения в жизни, а еще лучше – превратить в навык. Если речь идет об обучении иностранцев, дополнительно необходимо погружение в русскую среду, и здесь все средства хороши: от посещения супермаркета до экскурсий. При таком функционально-коммуникативном принципе повышения грамотности русского языка создаются предпосылки для дальнейшего применения знаний, умений и навыков в работе и повседневной жизни.

Как повышать уровень грамотности
Формирование грамотности начинается с грамотности речи. Усвоение орфоэпических норм и расширение словарного запаса достигается вовлеченным слушанием, чтением вслух, формированием навыков работы с текстом.

  Задание: попросите ребенка выписать из текста слова, смысл которых ему неясен. Работая со словарями, уточните значение слова и способы его произношения в разных формах.

Грамотность по русскому языку связывают с умением писать без ошибок. Для оттачивания этого вида грамотности разработано множество методик. Здесь важно развивать зоркость – особое качество, которое помогает увидеть трудные места заранее и вспомнить соответствующее правило.

  Задание: попросите ребенка подчеркнуть в тексте места, где предположительно он или его одноклассники могли бы допустить неверное написание.

Грамотность школьников старших классов должна включать осознание себя как носителя языка, а значит культуры. И здесь важны мостики со «смежными» дисциплинами: иностранным языком, историей, обществознанием, а также чтение зарубежной литературы – лучше в оригинале.