Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Как организовать тренинг грамотности. Эффективные методы повышения грамотности
Автор изображения Viviane Stonoga. Ссылка на страницу автора https://ru.freeimages.com/photographer/stonobis-36865

Организация тренинга грамотности

Разработанные мною на основе лучших методик изучения русского языка тренинги грамотности я провожу с 2000 года. За это время через предлагаемую вам систему обучения прошло несколько сотен учащихся разных возрастов. В подавляющем большинстве были получены отличные результаты. Грамотность слушателей курсов повышалась на 40 – 65%. У тех, кто до тренинга имел в школе твердую четверку или пять, грамотность  становилась абсолютной. И этот эффект сохранялся как минимум многие месяцы после тренинга (отследить результаты в течение нескольких лет не удалось). 

Режим проведения тренинга грамотности

 Предложенная методика рассчитана на работу с учащимися 8 – 11 классов и со взрослыми, желающими повысить грамотность. При помощи этой методики можно повысить орфографическую грамотность 10 человек за 10 дней (60 учебных часов). Вы скажете, за шесть уроков русского подряд, да еще каждый день, можно сойти с ума. Но задания на тренинге распределены грамотно, так что с ума никто не сойдет и не устанет более, чем в школе. Каждый день тренинга (с 9 до 15 часов) разбит на две части большой переменой. Небольшие перемены на 3- 5 минут объявляются в любой момент, кроме времени проведения  диктанта, по просьбе нескольких уставших учащихся. Также любому учащемуся позволяется, не прося разрешения, встать и выйти. Материал, предлагаемый учащимся, заведомо избыточен, весь его за 10 дней практически невозможно освоить. Только сам учащийся может почувствовать, что дошел до границы своих возможностей, и вовремя отключиться.

 Что дает отличные результаты

 Погружение в предмет – это единственное «но», которое не дает встроить тренинг в учебный процесс обычной школы. Именно обычной. Московская частная школа «Перспектива» (ее еще называют школой на Хавской) радостно переняла у меня эту технологию. Дело в том, что на Хавской давно используют метод погружения в преподавании различных предметов. Эффект от тренинга или ролевой игры, ради которых отменены все остальные уроки, гораздо выше, чем от обычных занятий. Большая часть школьников обычных государственных ОУ на такие учебные модули может попасть только в каникулы. Жертва оправданна. Многократное повторение, не растянутое на месяцы и годы, а уложенное в несколько дней, позволяет учащимся надолго запомнить материал. На тренинге есть возможность вовремя закрепить успех. Классно-урочная система позволяет пропустить через себя большое количество учеников, но качественного обучения она не может обеспечить, потому как  сильно рассредоточенное во времени изучение предметов - это неэффективный, противоречащий закономерностям физиологии и психологии восприятия и запоминания информации способ организации учебного процесса.

Метод погружения активно использовался в конце 20 века и был подробно описан в трудах В. Шаталова, А. Тубельского, Г.И. Ибрагимова, В.Г. Колесникова, Г.А. Клюевой и других авторов, но активно в процесс обучения метод не внедрялся из-за инертности существующей системы образования.

Ребенок должен видеть результат работы сразу. В школьной практике это трудноосуществимо. Если вы не обяжете школьников сделать работу над ошибками, которые были допущены вчера – позавчера, дети в лучшем случае лишь посмотрят, в каких словах есть исправления, а то просто сравнят результаты с результатами соседей по парте и этим ограничатся. Попадись трудное слово второй раз – в большинстве случаев результат будет тот же, потому что попадется оно, может быть, через полгода. Детей нельзя винить: их время идет медленно. Для них день – это целый день, а не всего день. То, что произошло вчера, сегодня не актуально. Вот какова логика рассуждений ученика: «Позавчера писали диктант и было интересно, надо ли было соединять слова, которые сначала написал раздельно, но сегодня эти слова в глубоком прошлом и их написание не очень-то волнует, потому что сегодня - контрольная по алгебре и совсем другие проблемы. А запоминать слово, в котором ошибся – неразумно: два снаряда в одну лунку не попадают».

На тренинге же ребенок может получить результат своего труда немедленно, пока этот результат ему интересен. И немедленно же проверить, как запомнилось то или иное слово или правило. Десять минут назад тебе исправили ошибку, и ты видел правильный вариант, а теперь повторил эту ошибку второй или третий раз. Да что ж это такое?! Даже отъявленные двоечники начинают злиться на себя за то, что не запомнили простой вещи, фиксируют свое внимание на злополучном слове и на четвертый раз пишут его правильно, на пятый и шестой – правильное написание автоматизируется, к концу тренинга - формируется навык.

на тренинге грамотности


Быстрая проверка возможна только благодаря работе ассистента преподавателя, многократное повторение слов – благодаря особому подбору упражнений и заданий, высокая частотность повторения слов за день – благодаря использованию метода погружения.

Все дети разные, и у каждого свой путь освоения орфографии. При индивидуальных занятиях можно подстроиться под ребенка, а в группе необходимо использовать разнообразные методы – кому что поможет. К тому же психологи рекомендуют заучивать важную информацию, включая разные виды памяти и логическое осмысление.

Тренинг предусматривает использование самых разных методов изучения орфографии. Как и на обычных уроках русского языка в школе, преподаватель объясняет правила, затем диктует слова на эти правила, учащиеся выполняют упражнения, комментируют написанное. Но есть и необычные задания, направленные на заучивание, эти задания даются без объяснения правописания. В них делается ставка на работу артикуляционной, зрительной, моторной, слуховой, ассоциативной памяти (сенсорно-моторные методы).

 Что изучается на тренинге грамотности

 Тренинг грамотности полностью оправдывает свое название. Его задача – сделать учащихся грамотными. Слушатели курсов к концу обучения перестают делать орфографические и пунктуационные ошибки и могут научно объяснить выбор написания слова или предложения. Внимание: курс лишь частично охватывает разделы лексикология и морфология, не включает в себя заданий по стилистике русского языка. Тем, кто сдает ЕГЭ и ГИА, эти разделы необходимо будет изучить дополнительно.

Работа на тренинге условно разбита на три большие блока: словарная работа (орфография без правил), изучение правил орфографии, изучение синтаксиса и пунктуации.

Словарная работа.

Во всех текстах, используемых на тренинге, содержится более 3600 словоформ, из них специально введены для запоминания более 1500 словоформ. Из них постоянно повторяется более 400 слов. Всего в течение 10 дней в заданиях различного типа должно быть заучено порядка тысячи слов. Девяносто из них – обязательное заучивание для всех, в остальном, каждый учащийся запомнит столько, сколько ему окажется по силам. В базовый список вошли слова, в которых чаще всего делаются ошибки школьниками и абитуриентами. Он составлен на основе кратких орфографических словарей для школьников и студентов, списков слов, предоставляемых вузами.           

Работа со словарями построена так, что заучивание слова как реакция на любую орфографическую ошибку превращается в условный рефлекс. Более того, ребенок не только сам осваивает языковую норму, но и заставляет это делать окружающих. Многие родители слушателей интенсивных курсов рассказывают, что после тренинга по орфографии ребенок заставляет выучивать правописание некоторых трудных слов всю семью.

Особое внимание во время словарной работы уделяется сенсорно-моторным методам запоминания.

Изучение правил орфографии.

Школьный курс русского языка отталкивается от морфологии и синтаксиса, а не от орфографии и пунктуации. В частности, следуя научным принципам, авторы курса на первое место выводят изучение частей речи, а правила орфографии привязывают к этой логике построения учебников. Таким образом, правила орфографии, которые следовало бы изучать одновременно, раскиданы по учебным четвертям и даже классам. Бывает, что связь между частями одного правила детьми вообще не улавливается. Например, в пятом классе изучается Н и НН в неотглагольных прилагательных. Дети на всю жизнь запоминают, что в суффиксах - ан, - ян, -ин надо писать Н, а в суффиксах –енн, -онн – НН. Упражнений много, навык написания слов по этому правилу доводится до автоматизма. Откуда знать пятиклассникам, что существуют еще и отглагольные прилагательные, которые к тому же нельзя путать с причастиями (о существовании которых пока и речи нет), и в этих, еще неизученных словах, выбор Н и НН происходит совсем по другим правилам?! Разумеется, пятиклассник напишет «жареный лук» с удвоенной Н, а «запутанная нитью» - с одной Н, если ему такие словосочетания встретятся. За два года навык не просто формируется – цементируется. В седьмом классе учащиеся узнают о существовании причастий и отглагольных прилагательных, учитель вводит новое правило (тоже частями) и начинает ломать сложившийся навык. В результате дети запутываются, и правописание Н и НН в прилагательных и причастиях остается толком не изученным. И это не единственный пример.

За годы обучения у детей формируется представление об орфографии как о непостижимой науке, а навык грамотного письма формируется не у всех.

А между тем, правила орфографии легко можно объединить в группы и сопоставить в удобных таблицах, которые легко запоминаются всего за неделю. Одна из задач преподавателей на тренинге – рассказать о правилах орфографии понятно, сломать школьную путаницу и выстроить ясную систему.

Изучение синтаксиса и пунктуации.

Материал раздела подан таким образом, что сначала учащиеся знакомятся с основными понятиями синтаксиса, начинают различать синтаксические конструкции, а затем переходят к изучению пунктуации, причем сначала рассматривается пунктуация сложных предложений, а затем пунктуация простых (как правило, входящих в состав сложного). Такой порядок подачи материала значительно облегчает восприятие и запоминание правил пунктуации и  позволяет в течение всего курса повторять наиболее трудные темы. Большое внимание уделяется пунктуации сложного предложения и обособлению членов предложения.

 Психологическая работа на тренинге

Безграмотность школьника 8-11 классов, а тем более, взрослых людей, всегда имеет причину, лежащую за рамками процесса изучения русского языка. Несмотря на несовершенство школьной программы, здоровый человек, не имеющий психических отклонений и психологических трудностей при обучении, способен освоить ее в полном объеме. Если этого не происходит, значит, что-то процессу обучения помешало. И дело не в трудности освоения норм русского языка и не в лени учащегося. Чаще всего мне приходилось сталкиваться с такими проблемами:

- различные психические отклонения,

- изменения процессов, связанных с обучением, из-за переучивания с левой руки на правую,

- дисграфия и (или) дислексия (неорфографические ошибки в словах: пропуск буквы, изменение порядка следования букв, слогов, замена букв сходными по звучанию или написанию и т.п., непонимание значения морфем, разрыв слов без переноса на новую строку, непонимание смысла слов и т.д.),

- слабое развитие памяти и (или) внимания,

- невключенность в процесс обучения ведущего вида памяти,

- боязнь предмета («правил так много, их никогда не выучить»),

- комплекс неполноценности («таким грамотным и правильным, как учитель, никогда не стать»),

- конфликт с преподавателем, боязнь допустить ошибку (часто конфликт остается в прошлом, родители меняют класс, школу, а проблема остается),

- проблемы в семье (гиперопека родителей и игнорирование процесса обучения как реакция на нее, нарушение режима дня, дезориентация ребенка из-за разных требований отца и матери, постоянный стресс из-за психического нездоровья одного из членов семьи и т.п.).

Часть этих проблем решается в рамках тренинга, часть – требует кропотливой работы специалиста.

Одна из серьезнейших проблем, с которой сталкиваются родители и педагоги, - потеря у школьников интереса к обучению. Ребенку было неинтересно, скучно, тоскливо, одиноко. Ребенок учиться перестал. Уговоры и угрозы в этой ситуации не только не помогают, но и заводят ситуацию в полный тупик. Помочь может резкая смена атмосферы и методов обучения. Почувствовав, что учиться интересно и приятно, ребенок научится философски смотреть на свою проблему, вытягивать из школьного курса все, что может, а остальное находить в других местах: в Интернете, библиотеке, клубах по интересам, компании друзей.

Поскольку тренинг предполагает большую нагрузку и усвоение избыточного материала, сильные ученики, переставшие серьезно заниматься в школе, попадают в благоприятную для себя среду и начинают азартно, активно выполнять все задания, заражая этим азартом более слабых.

Остальных оживляет не только пример скучавших в школе отличников, но и непринужденная и доверительная обстановка, атмосфера сотрудничества ученика и учителя, востребованность их личного опыта.

В основу сайта Могу писать заложены принципы проведения тренинга.

Преподаватели сайта имеют доступ к подробнейшему описанию тренинга (по минутам) отдельно для детей и для взрослых, дополнительные методические указания, раздаточный материал. 

Купить статус преподавателя>>>

Купить курс Преподаватель тренинга грамотности >>>


Теги: тренинг, орфография без правил, орфография по правилам, методика
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 22 от 20 января 2014

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений