Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


21.08.2017

Эпоха в изображении М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце». «Новый герой» эпохи в изображении М.Булгакова.



Абраменко Л.А., учитель высшей категории.   Уроки  литературы в 11-м классе.  

Эпоха в изображении  М.Б. Булгакова в повести «Собачье сердце». «Новый герой» эпохи в изображении М.Булгакова.

 

2 УРОКА.

 

 

Предварительная подготовка к уроку: 1).Прочитать повесть «Собачье сердце». 2).Индивидуальное задание: подготовить рассказ об истории создания произведения. 3).Индивидуальные задания  4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей об эпохе).   Цели: 1).Развивать умение анализировать текст, сопоставлять исторические реалии с худ. миром повести. 2).Воспитывать интерес к русской лит-ре xx века, к тв-ву М.А. Булгакова.   Оборудование: Портрет М.Булгакова, вырезки из журналов со ст. о Булгакове М.А. и эпохе, компьютер с диском (фильм «Собачье сердце», отрывок), текст повести, учебник, иллюстрации.   Тип урока: формирование и совершенствование знаний.   Вид урока:  урок-беседа.   Оформление доски: Портрет, статьи, иллюстрации, записи. 1925-1987 Социальная сатира Революция или эволюция? «Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…» Академик И.Павлов.   «Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!» Революционный плакат эпохи.   «Цилиндр мой я с голодухи  на базар снёс, но сердце и мозг не понесу…, хоть издохну…» М.Булгаков, «Записки на манжетах».     Ход урока.  

1.Работа над новым материалом.

1). Вступительное слово учителя. Отличительные черты тв-ва М.Булгакова. «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Каменев).  Трагическая история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987).

    2).Выходит ученик-докладчик.

 

3).Беседа.

--Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему? 

(Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны.

Написанная через 5 лет после романа Замятина «Мы» эта фантастическая повесть начинается тоже ОПЕРАЦИЕЙ.)

 

--В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему?

--Слова «эксперимент», «опыт» звучат в лит-ре и публицистике 20-х годов постоянно. Слово – ученикам.

 

Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова

Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др. 

Короленко призывал «вожаков скороспелого коммунизма» «Отказаться от эксперимента».

Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового соц. Мира».

О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин.

Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью.»

Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»

О курьёзном истор. Опыте писал Г. Уэллс.

М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных.»

А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения соц. Опытов».

М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».

Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большев. Теорий…В большевизм влилось всё жуткое…»)

 

Учитель: «Повесть «Соб. Сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне – на фоне литературы о революции». 

 

2.Повторение, анализ текста повести:

 

--В повести – быт послереволюционной эпохи .

Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова.

Изображение «уродств нашего быта». Гротескный образ современности.

После ответов учеников учитель подводит итог: «Булгаков изображает бесчисленные уродства нашего быта», по его же словам. Он подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри.

 

--Отрывок из фильма «Собачье сердце».

 

--Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек?  Какая книга становится для него учебником жизни?

Сравните Шарикова с Шариком.

--Какова роль  Швондера? Охарактеризуйте его.

 

Отрывок из фильма.

 

--Кто противостоит Шарикову и « товарищам»?

Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания. 

--Расскажите о докторе Борментале. 

--К какому выводу приходит  профессор? 

--Как переосмысливаются в повести классические отношения между интеллигенцией и человеком из народа? Как трансформируется образ «передового пролетария», сложившийся в лит-ре 20-х годов? 

--Какова позиция автора? В чём основная идея повести? 

--Понятие шариковщины.

--Чем страшны Шариковы? 

--Назовите «крылатые» фразы из повести. 

 

3.Подведение итогов. Выводы. Слово учителя. 

Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой.

Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.

Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен.Репрессии  были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких.

 Послушные «нумера» и жестокие, агрессивные Шариковы – две ипостаси тоталитарного общества.

В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, - идее соц. равенства и « всеобщей справедливости».

Повесть «Собачье сердце» - это повесть предупреждение!

 

4. Домашнее задание: Творческая работа - размышление на тему: « Чем страшны Шариковы?» Письменно.

Теги: 11 класс, литература, Собачье сердце, Булгаков, конспект
Автор разработки:  Люмила Абраменко
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1564013 от 21.08.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.