Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема качеств руководителя

  • Текст: В. Аксёнов. Коллеги. Отрывок

    (1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.

    (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…

    (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним. (9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

    (13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

    (19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

    – (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

    (31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

    «(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

    – (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

    – (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…

    – (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

    (44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

    – (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы!..

    (48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

    – (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

    (55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

    «(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

    (65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.                                                                                                                        (В.Аксенов)

25.01.2020 17:12:43
Автор: Алексей Никулин

   Каким должен быть руководитель? Над этой сложной проблемой нас заставляет задуматься отрывок из произведения русского писателя, педагога и переводчика Василия Павловича Аксёнова, о молодом враче Александре Зеленине.
   В данном тексте писатель изображает молодого врача, который в качестве руководителя прибыл на новое место работы. Зеленин оказался не доволен положением дел в доверенной ему больнице, поэтому он собрал производственное совещание, на котором твёрдо решил объяснить всем сотрудникам, в чём состоят проблемы и как их нужно решать. Это говорит нам о том, что молодой руководитель не смирился с текущей ситуацией, он решил проявить инициативу и взять на себя ответственность за исправление дела, как и подобает начальнику.
   Помимо этого в тексте есть ещё одна деталь, способная помочь ответить на поставленный вопрос. На том же совещании Зеленин сделал замечание фельдшеру Макару Ивановичу, который был старше и проработал в этой больнице уже давно. Этим молодой врач обидел подчинённого, и тот решил уйти. Зеленин, хоть ему и стало жалко старика и захотелось оправдаться перед остальными сотрудниками, его не остановил, сделанное замечание было вполне справедливым, ведь Макар Иванович недобросовестно выполнял свои обязанности. Зеленин, как начальник, был обязан об этом сказать.
    Оба примера, дополняя друг друга, позволяют нам понять, каким должен качествами должен обладать руководитель. Он должен нести на себе ответственность, проявлять инициативу и требовать от подчинённых выполнения их обязанностей.
   Позиция В. П. Аксёнова относительно проблемы текста, отражена в предпоследнем абзаце. В неём нам представлены душевные сомнения Александра Зеленина, тот поначалу винит себя за ситуацию с Макаром Ивановичем и хочет пойти и извиниться, но всё же потом решает этого не делать. Это решение и заключает в себе одно из главных качеств, которыми должен обладать каждый руководитель: ставить добросовестное исполнение должностных обязанностей выше чувств подчинённых.
  Я согласен с автором в том, что прежде всего начальник должен думать о своём долге и о результате работы всего коллектива, а уже потом заботиться о чувствах людей, которыми он руководит. Пример этого мы также можем найти в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Комендант Белогорской крепости капитан Миронов, получив известие о действиях войска Пугачёва, должен был держать их в секрете, даже от своей жены. Миронов понимал, что это может её разозлить и обидеть, но по долгу службы не мог ей ничего рассказать. Он поставил свои обязанности выше чувств близкого человека и поступил правильно.
   Таким образом, становится понятно,что настоящий руководитель должен быть твёрд и решителен, осознавать свою ответственность и ставить свой долг превыше всего. Даже в ситуациях, когда его начинают терзать душевные сомнения, когда приходится делать неприятные вещи, он должен прислушиваться к голосу разума и делать то, что должен.
Количество слов - 420

Рецензент: Юлия Красовских
Алексей, хорошее сочинение. Проблему я бы сформулировала пошире. Должен ли человек стремиться выполнять свои профессиональные обязанности образцово? Необходимо ли выполнять свой профессиональный долг ответственно и добросовестно? Каким должен быть руководитель, на мой взгляд, слишком узко, ведь не только о Зеленине текст, но и о его коллегах. Однако не зачесть проблему, сформулированную вами, тоже не вижу оснований. Хоть она и более узкая, но в тексте присутствует.
По остальным критериям содержания вопросов и претензий нет (К1-К4).

По оформлению:
К6 снизила, п.ч. по К10 есть одна речевая ошибка.

К7 орфографических ошибок нет.

К8 "Зеленин, как начальник, был обязан об этом сказать". Считаю, что запятые не нужны, п.ч. это не сравнительный оборот, а конструкция со значением "в качестве", она не обособляется. Хотя возможны варианты. Если это приложение с обстоятельственным значением (=потому что начальник), то обособляется. По контексту, на мой взгляд, это всё-таки оборот "в качестве".
В следующем предложении перед "отражена" запятая не нужна, нет оснований для её постановки.
В предложении "...должен был держать их в секрете, даже от своей жены" обособлять тоже не нужно. Если бы было "от всех, даже от своей жены", тогда нужна была бы запятая.

К9 и К10 "...проработал в больнице уже давно" - нужно или "работал уже давно" или "проработал уже долгое время (много лет)"
В смысловой связи между комментариями "позволяют нам понять, каким должен качествами должен обладать руководитель. Он должен нести на себе ответственность" Ответственность берут на себя, а не "несут на себе". Неоправданный повтор, думаю, тоже очевиден. (красным речь, синим грамматика)
"Миронов, получив известиЕ о действиях войска Пугачёва, должен был держать ИХ..." (известие - его, действия держать в секрете нельзя, последнее слово, к которому относится местоимение, Пугачёв)… Нужно перестроить конструкцию.

В целом сочинение продуманное логически и содержательно грамотно выстроенное. Обратите внимание на грамматическое, речевое и пунктуационное оформление, и максимальный балл можно будет заработать.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку