Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

15.01.2020 17:59:38
Автор: Яна Романова

А. Чехов, известный русский писатель, рассказывает о человеке, решившем возвыситься за счёт чужого ордена. Чувствует ли себя неловко человек, чья ложь может быть раскрыта? Имена эта проблема находится в центре внимания автора.
Размышляя над этим, А. Чехов, чтобы подчеркнуть неуверенность и отчаяние рассказчика и страх разоблачения его лжи, показывает мысли и эмоции Пустякова при встрече со своим сослуживцем: "Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться..." Однако этой ситуации писатель противопоставляет другую, желая продемонстировать изменение в поведении героя при исчезновении угрозы раскрытия его лжи. Автор, чтобы показать, уверенность главного героя тогла, когда он не боиться разоблачения, обращает наше внимание на то, как раскованно чувствует себя Пустяков. А. Чехов пишет: "После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. На душе у него было легко, вотьготно <...>".
Автор уверен, что человек, чья ложь может быть раскрыта, чувствует себя неловко и неуверенно, ведь боится возможных последствий своего поступка.
Я согласна с мнением писателя. Действительно, в таких ситуациях можно испытавать лишь желание поскорее уйти из компании, чувствовать неуверенность. Для подтверждения своей позиции приведу пример жизни.
Моя знакомая очень любит приукрасить все, что с ней происходит. Несколько дней назад, она решила рассказать мне с подругой историю про то, как одна прожила в лесу целую неделю, сама искала себе пропитание. Но видя наше недоверие к этой истории, ведь мы, зная, что она боится всего, не поверили ей,хоть и не показали виду, знакомая быстро сменила тему разговора, а вскоре и вообще ушла из-за чувства некомфорта  Следовательно, человек, боящийся уличения во лжи, чувствует себя неловко и стремиться быстрее закончить разговор, уйти из компании.
Таким образом, мы видим, что зачастую люди, опасающиеся разоблачения во лжи, чувствуют неуверенность, но при исчезновении страха их поведение меняется на противоположное.
Количество слов - 286

Яна, здравствуйте.  
Ваше сочинение показывает, что Вы владеете методикой написания, четко выстраиваете  композицию, но    эта  работа выявила следующие ошибки.
Во-первых,
Сужение проблемы текста.
Чувствует ли себя неловко человек, чья ложь может быть раскрыта?
Вы рискуете получить 0 баллов  по первому критерию. При такой формулировке  слово "неуверенно"- вот причина узко сформулированной проблемы.
Перефразируем: "Как чувствует себя человек, когда лжет". Но и такая формулировка сужает проблематику рассказа.  Центральной является  проблема проявления честолюбия. Возможно, Вам еще не хватает жизненного опыта для формулировки проблемы. Но рассказы Чехова стали часто использовать для  экзаменационных текстов  ЕГЭ. Поэтому советую ознакомиться с проблематикой чеховских рассказов.
Если эксперт выставляет 0 баллов за К-1, то теряется  8 первичных баллов сочинения.
По критерию К-2, К-3  нет замечаний.
К-4 (обоснование собственной позиции) -  0 баллов, т.к. не сформулирован тезис , в чем вы согласны с автором. Вы переходите сразу к аргументации, которая не является обоснованием. В сочинении ЕГЭ подобная аргументация не засчитывается. Извините, но это  уровень  начальной школы. Не сочиняйте истории из жизненного опыта.
Наличие речевых и грамматических ошибок  забирает  много баллов.

Итак, прежде всего работайте над грамматикой сложного предложения (это 8 задание в тестовой части ЕГЭ)  и речевым оформлением (6 задание теста).

типичные речевые ошибки:
Лексическая несочетаемость слов : "возвыситься за счет ордена".
А. Чехов, известный русский писатель, рассказывает о человеке, решившем возвыситься за счёт чужого ордена.

Лексическая несочетаемость слов: "показывать мысли и эмоции"
и тавтология
Размышляя над этим, А. Чехов, чтобы подчеркнуть неуверенность и отчаяние рассказчика и страх разоблачения его лжи, показывает мысли и эмоции Пустякова при встрече со своим сослуживцем: "Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться..."
Лексическая несочетаемость слов : "ушла из-за чувства некомфорта"

знакомая быстро сменила тему разговора, а вскоре и вообще ушла из-за чувства некомфорта

Яна, обратите внимание на это предложение:

Однако этой ситуации писатель противопоставляет другую, желая продемонстировать изменение в поведении героя при исчезновении угрозы раскрытия его лжи.

обычно такие громоздкие конструкции из ряда  существительных используют в официально-деловой речи, для сочинения  же это недопустимо. Это грубый речевой недочет.
Грамматические ошибки:
в построении СПП. Теряется главная мысль предложения из-за нагромождения придаточных  цели (чтобы показать...),  времени (когда он не боится...), , изъявительного ( как раскованно  ...).   Суть предложения выражена в придаточном изъявительном. Это ведь пояснение к примеру, поэтому нужно  выражаться точно, чтобы эксперту было  легче  проверять Ваше сочинение.
Автор, чтобы показать, уверенность главного героя тогда, когда он не боиться разоблачения, обращает наше внимание на то, как раскованно чувствует себя Пустяков
Вот еще один пример построения предложения с подобной  грамматической ошибкой.
Но видя наше недоверие к этой истории, ведь мы, зная, что она боится всего, не поверили ей,хоть и не показали виду, знакомая быстро сменила тему разговора, а вскоре и вообще ушла из-за чувства некомфорта  
чтобы понять суть предложения, я два раза прочитала . Нагромождение деепричастных оборотов, придаточных разных видов  демонстрируют  ошибки в  построении предложения. Вы прочитайте вслух предложение, да и всё сочинение по частям,  и тогда услышите эти недочёты.

Грамматическая ошибка в употреблении предлога  при указательном местоимении при построении СПП с придаточным определительным . Про то= о том
Несколько дней назад, она решила рассказать мне с подругой историю про то, как одна прожила в лесу целую неделю, сама искала себе пропитание

Логическая ошибка:  Вывод в сочинении должен логически связан с проблемой . Неловкость и неуверенность- это разные состояния человека.
Таким образом, мы видим, что зачастую люди, опасающиеся разоблачения во лжи, чувствуют неуверенность, но при исчезновении страха их поведение меняется на противоположное.
Яна, орфографических ошибок в сочинении всего одна.
Автор, чтобы показать, уверенность главного героя тогда, когда он не боиться  ( Ь  не нужен) разоблачения,
Неумение строить  сложные грамматические конструкции  влечет   ошибки пунктуации.

Автор, чтобы показать, (ЗПТ не нужна) уверенность главного героя тогла, когда он не боиться разоблачения, обращает наше внимание на то, как раскованно чувствует себя Пустяков.

Несколько дней назад,  (ЗПТ не нужна) она решила рассказать мне с подругой историю про то, как одна прожила в лесу целую неделю, сама искала себе пропитание. Но(ЗПТ, начало причастного оборота) видя наше недоверие к этой истории, ведь мы, зная, что она боится всего, не поверили ей,хоть и не показали виду, знакомая быстро сменила тему разговора, а вскоре и вообще ушла из-за чувства некомфорта
Яна, предлагаю Вам исправить все ошибки, написать это же сочинение. Тогда Вы научитесь писать на высокий балл.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку