Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема труда и отдыха

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
14.04.2024 13:11:44
Автор: Виктория Иноземцева

Умеют ли люди отдыхать? Именно над этой проблемой рассуждал Борис Львович Васильев- русский советский писатель и сценарист.
Рассуждая над проблемой, автор пишет: "Отец сапожничает, мать и тетка штопают, я играю, стараясь не шуметь. Это обычный вечерний отдых". Автор хотел сказать, что люди не знают, что нужно уметь отдыхать. Многие не задумываются, что после труда нужно позволить себе ничего не делать.
Также автор пишет: "В Толковом словаре нет существительного "отдых", есть лишь глагол "отдыхать". Для народа отдых был чем-то промежуточным, сменой деятельности". Это говорит о том, что раньше, когда люди не "жили", а "выживали" отдыхать было нельзя. Раньше отдых- смена деятельности.
Оба примера, дополняя друг друга, говорят о том, что трудящемуся народу до отдыха не было дела. Отдых в прямом его значении все осуждали.
Позиция автора заключается в том, что трудиться необходимо, но про отдых забывать нельзя.
С автором нельзя не согласиться. Действительно, труд для человека все. Без труда ничего не добиться. Однако, забывать про своевременный отдых нельзя. Приведу пример из жизни. Моя подруга хотела поступить в лучшее по ее мнению учебное заведение, днями и ночами она училась, забывая про отдых. У нее начались проблемы со здоровьем.
Таким образом, можно сказать, что отдых это тоже залог успешной работы.
Количество слов - 197

Здравствуйте, Виктория!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена не вполне верно. Автор не задается таким вопросом, он скорее рассматривает другое понятие отдыха.

K2 - Комментарий: + 1 балл

Автор хотел сказать, что люди не знают, что нужно уметь отдыхать. Многие не задумываются, что после труда нужно позволить себе ничего не делать.

Пояснение некорректное. Писатель вовсе так не думает. Надо учитывать условия, в которых жили люди. Да и далеко не всем нужно позволить себе ничего не делать. Отдых для них просто значил иное, вовсе не безделье. Пояснение не засчитано.

Это обычный вечерний отдых. Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья...

Взаимосвязь между примерами не проанализирована.

Оба примера, дополняя друг друга, говорят о том, что трудящемуся народу до отдыха не было дела. Отдых в прямом его значении все осуждали.

Совершенно непонятно, как примеры связаны друг с другом. Кроме того, вы противоречите сами себе: во втором примере говорится, что отдых — это смена деятельности. Где в тексте говорится о том, что отдых в прямом значении осуждали?..

Как бы то ни было, при незачете одного из пояснений, не засчитывается и пример, а следовательно, и связь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Умеют ли люди отдыхать?

трудиться необходимо, но про отдых забывать нельзя.

Где же ответ на проблемный вопрос? Если он заключается в том, что люди отдыхать не умели, то это неверно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

При незачете позиции автор собственная позиция тоже не засчитывается.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

K6 - Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Это говорит о том, что раньше, когда люди не "жили", а "выживали" ЗПТ отдыхать было нельзя. Раньше отдых- смена деятельности.

Закрывается придаточное предложение.

Однако, забывать про своевременный отдых нельзя.

Однако в начале предложения — союз, а не вводное слово, запятая не нужна.

Моя подруга хотела поступить в лучшее ЗПТ по ее мнению ЗПТ учебное заведение, днями и ночами она училась, забывая про отдых.

Вводное сочетание.

Таким образом, можно сказать, что отдых ТИРЕ это тоже залог успешной работы.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

Действительно, труд для человека ТИРЕ всё.

Тут труд является подлежащим, а определительное местоимение всё — сказуемым. Тире стоит по тому же правилу, что и между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. Пример сложный, редко упоминаемый в школе, ошибка не засчитывается.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Именно над этой проблемой рассуждал Борис Львович Васильев- русский советский писатель и сценарист.

рассуждать О, размышлять О/НАД

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Именно над этой проблемой рассуждал Борис Львович Васильев- русский советский писатель и сценарист.
Рассуждая над проблемой, автор пишет:

Повтор сочетаний в близком контексте.

Оба примера, дополняя друг друга, говорят о том, что трудящемуся народу до отдыха не было дела.

Фраза некорректная, с комическим эффектом: отдых и дело — противоположные понятия, и фразеологизм «не было дела» тут неуместен.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Виктория, вы не поняли текст. Вы судите о нем исходя из современных реалий, но многие тексты на ЕГЭ были написаны давно. Автор не считает, что люди раньше не умели отдыхать, наоборот, он говорит о том, что смена деятельности — вот самый продуктивный отдых. Поучитесь анализировать связь, у вас не доказана связь «дополнение», это приведет к снятию балла. Поработайте над пунктуацией, сочинение небольшое, а ошибок много.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку