Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Способен ли человек изменить свою жизнь?

  • Текст: 1) В дни зимних вьюг, когда вся земля, в
    1) В дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле: дома, деревья — тряслось, выло, плакало, скука вливалась в мастерскую волною, тяжкой, как свинец, давила людей, умерщвляя в них всё живое.

    (2) Трезвый, Капендюхин неутомимо издевался над Ситановым, высмеивая его страсть к стихам и его несчастный роман, грязно, но безуспешно возбуждая ревность.

    (3)Ситанов слушал издёвки казака молча, безобидно, а иногда даже сам смеялся вместе с Капендюхиным.

    (4) Спали они рядом и по ночам долго шёпотом беседовали о чём-то.

    (5) Эти беседы не давали мне покоя: хотелось знать, о чём могут по-дружески говорить люди, так непохожие один на другого? (6)Но, когда я подходил к ним, казак ворчал:

    — Тебе чего надо?

    (7) А Ситанов точно не видел меня.

    (8) Но однажды они позвали меня, и казак спросил:

    — Максимыч, ежели бы ты был богат, что бы сделал?

    — (9)Книг купил бы.

    — (10)А ещё?

    — (11)Не знаю.

    — (12)Эх, — с досадой отвернулся от меня Капендюхин, а Ситанов спокойно сказал:

    — Видишь — никто не знает: ни старый, ни малый! (13)Я тебе говорю: и богатство само по себе — ни к чему! (14)Всё требует какого-нибудь приложения...

    (15)Я спросил:

    — О чём вы говорите?

    — (16)Спать неохота, вот и говорим, — ответил казак.

    (17) Позднее, прислушавшись к их беседам, я узнал, что они говорят по ночам о том же, о чём люди любят говорить и днём: о Боге, правде, счастье, о глупости и хитрости женщин, о жадности богатых и о том, что вся жизнь запутана, непонятна.

    (18) Я всегда слушал эти разговоры с жадностью, они меня волновали, мне нравилось, что почти все люди говорят одинаково: жизнь — плоха, надо жить лучше! (19) Но в то же время я видел, что желание жить лучше ни к чему не обязывает, ничего не изменяет в жизни мастерской, в отношениях мастеров друг ко другу.

    (20) Все эти речи, освещая предо мною жизнь, открывали за нею какую-то унылую пустоту, и в этой пустоте, точно соринки в воде пруда при ветре, бестолково и раздражённо плавают люди, те самые, которые говорят, что такая толкотня бессмысленна и обижает их.

    (21)Рассуждая много и охотно, всегда кого-нибудь судили, каялись, хвастались и, возбуждая злые ссоры из-за пустяков, крепко обижали друг друга. (22)Пытались догадаться о том, что будет с ними после смерти, а у порога мастерской, где стоял ушат для помоев, прогнила половица, из-под пола в эту сырую, гнилую, мокрую дыру несло холодом, запахом прокисшей земли, от этого мёрзли ноги; мы с Павлом затыкали эту дыру сеном и тряпками. (23)Часто говорили о том, что надо переменить половицу, а дыра становилась всё шире, во дни вьюг из неё садйло, как из трубы, люди простужались, кашляли. (24)Жестяной вертун форточки отвратительно визжал, его похабно ругали, а когда я его смазал маслом, Жихарёв, прислушавшись, сказал:

    — Не визжит форточка, и — стало скушней...

    (25)Приходя из бани, ложились в пыльные и грязные постели — грязь и скверные запахи вообще никого не возмущали. (26)Было множество дрянных мелочей, которые мешали жить, их можно было легко извести, но никто не делал этого.

    (27) Часто говорили:

    — Никто людей не жалеет, ни Бог, ни сами себя...

    (28) Но когда мы, я и Павел, вымыли изъеденного грязью и насекомыми, умирающего Давидова, нас подняли на смех, снимали с себя рубахи, предлагая нам обыскать их, называли банщиками и вообще издевались так, как будто мы сделали что-то позорное и очень смешное.


    (По М. Горькому*)
    * Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков; 1868-1936) — русский писатель, прозаик, драматург.
04.03.2024 11:35:34
Автор: Дмитрий Никитин

Способен ли человек изменить свою жизнь?

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, М. Горький пишет о том, как живут и трудятся люди в мастерской. Мастера много размышляли о жизни и задавались философскими вопросами, однако ничего не делали для решения реальных проблем и улучшения своей жизни: “у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” и люди простужались. Рассказчик решил хотя бы смазать форточку, чтобы та не скрипела. Читатель понимает, что нужно начинать с малого и тогда жизнь человека, пусть и понемногу, но начнёт меняться.

Далее автор пишет о том, как люди в мастерской, “приходя из бани, ложились в пыльные и грязные постели”. Грязь никого не возмущала. Было множество подобных мелочей, которые несложно исправить, но никто этого не делал. Становится понятно: если люди не способны решить небольшие проблемы, то и их жизнь в целом вряд ли измениться.

Примеры противопоставлены. Так, если не обращать внимания на жизненные условия и трудности, кажущимися незначительными, то и большего человек поменять не сможет.

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания на, казалось бы, незначительные мелочи и займётся их решением.

Я согласен с мнением М. Горького. Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия. Так, в произведении А.П. Чехова “Человек в футляре” главный герой не способен никак изменить свою жизнь в лучшую сторону. Создав жёсткие рамки поведения, он ничего себе не позволял, даже таких мелочей, как катание на велосипеде, считая это непристойным.

В заключение ещё раз подчеркну, что мелочи формируют жизнь людей в целом.
Количество слов - 259

Рецензент: Бэлла Щепина

Здравствуйте, Дмитрий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, но анализ засчитать не могу. Вы не развели примеры. Непонятно, что чему противопоставляется.

Было бы логичнее, если бы в первом примере вы написали про дыру и грязные постели, а во втором – про форточку и еще про другие вещи, которые делали рассказчик и Павел (затыкали дыру, мыли умирающего товарища). Тогда и примеры были бы более внятными, и анализ связи вы смогли бы лучше написать.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, однако не содержит обоснования тезиса.

Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия. Так, в произведении А.П. Чехова “Человек в футляре” главный герой не способен никак изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Главный герой рассказа «Человек в футляре» не может служить подтверждением вашего тезиса, поскольку он как раз ничего не изменяет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Примеры противопоставлены. Так, если не обращать внимания на жизненные условия и трудности, кажущимися незначительными, то и большего человек поменять не сможет.

В данном случае так – это вводное слово, синоним слова например. Но вы же не приводите тут никакого примера, а высказываете суждение.

Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия.

Голословное утверждение. Почему можно изменить весь образ жизни только так? Разве обязательно нужно начинать именно с незначительных на первый взгляд деталей? Есть немало людей, изменивших свой образ жизни по-другому, не с мелочей.

В заключение ещё раз подчеркну, что мелочи формируют жизнь людей в целом.

Неудачная концовка сочинения. Не стоит в последнем предложении поднимать новую тему, формулируя совершенно новый тезис.

K6 – Богатство речи: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Становится понятно: если люди не способны решить небольшие проблемы, то и их жизнь в целом вряд ли измениться.

Корректно: изменится

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

“у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” и люди простужались.

В исходном тексте отмеченные мною запятые были нужны для выделения придаточного предложения, а в вашем сочинении они лишние.

“у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” ЗПТ и люди простужались.

Запятая в ССП.

…и тогда жизнь человека, пусть и понемногу, но начнёт меняться.

Запятая ставится только перед второй частью составного союза, то есть перед пусть она не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

…как живут и трудятся люди в мастерской.

Далее все сказуемые стоят в прошедшем времени, только эти в настоящем. Нарушение временной соотнесённости глагольных форм. Балл не снимаю, но риск потери есть.

Так, если не обращать внимания на жизненные условия и трудности, кажущимися незначительными, то и большего человек поменять не сможет.

Трудности (какие?) кажущиеся.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Чтобы привлечь ВНИМАНИЕ читателя к поставленной проблеме…

Мы привлекаем не самого читателя, а его внимание.

Чтобы привлечь читателя к поставленной проблеме, М. Горький пишет о том, как живут и трудятся люди в мастерской. Мастера много размышляли о жизни…

Тавтология.

Мастера много размышляли о жизни и задавались философскими вопросами, однако ничего не делали для решения реальных проблем и улучшения своей жизни

Тавтология.

“у порога мастерской, <...> , прогнила половица”, откуда из дыры “несло холодом” и люди простужались.

Речевое излишество. Либо «откуда», либо «из дыры».

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания...

Не считаю это ошибкой, но воспринимается такая конструкция тяжело, поскольку мы привыкли к фразе обращать внимание (без не). Гораздо лучше смотрелось бы слово игнорировать.

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания на, казалось бы, незначительные мелочи и займётся их решением.

Решением чего? Мелочей?

Позиция автора такова: человек способен изменить свою жизнь, если не будет не обращать внимания на, казалось бы, незначительные мелочи и займётся их решением.
Я согласен с мнением М. Горького. Действительно, только начав с, казалось бы, незначительных деталей можно постепенно изменить весь образ жизни и её условия.

Тавтология.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Общие рекомендации

Дмитрий, хочу дать вам совет. Пишите микровыводы в абзацах с комментарием и собственным мнением. Так вы сможете вовремя заметить, что пример расплывчатый или просто неподходящий.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку