Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Стоит ли браться за непосильные дела?

  • Текст: (1)Не знаю, кто из великих сказал, что б

    (1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (3)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...

     

    (6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки  — и только и видели вы этого горе-змееборца.

     

    (9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

     

    (11)— Девушка, вам помочь?  — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

     

    (14)—Куда вам?

    (15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

     

    (17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы  — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

     

    (24)— Девушка, там у вас кирпичи?

    (25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни...

     

    (27)Господи, эти деревенские чудаки... (28)Картошку в сумке возить... (29)Она на рынке пять рублей стоит... (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

     

    (32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

     

    (38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

    (39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес...

     

    (42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.

     

    (44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь!  — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с

    цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок... (48)А потом пошёл в университет.

    (49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

    (По М. Худякову*)
19.02.2024 11:05:05
Автор: Алина Лыкова

   Нужно ли браться за тяжёлое, непосильное для тебя дело? Об этой проблеме речь идёт в тексте М. Худякова.
   История рассказывается от первого лица. Главный герой решил помочь девушке донести сумку до нужного адреса. Это дело оказалось гораздо сложнее, чем представлялось рассказчику, о чём он говорит в предложениях 32, 41. Главный герой недооценил трудность задачи и не смог признаться в этом девушке. Его терзала совесть из-за того, что он решил помочь. Для героя неприемлемо браться за то, что тебе не под силу.
   Другой пример- размышления рассказчика о рыцарях, которые спасают царевен от чудовищ. В предложении 8 герой показывает контраст между словами и действиями подобных защитников. Они переоценивали свои силы и, только принявшись за дело, бежали. Так, те, кто не имеет ясного представления о своих возможностях могут подвести других, не сдержать слово в трудной ситуации.
Связь между примерами иллюстрациями - это аналогия. Как в первом, так и во втором примере присутствует один мотив - кто-то не может адекватно оценить себя и берётся за непосильную задачу. Писатель подбирает иллюстрации так, чтобы показать тип "неудавшихся героев".
Позиция автора содержится в предложениях 4-5. По его мнению, не стоит делать что-то ради проявления благородства, когда ты не способен справиться с поставленной целью.
С М. Худяковым сложно не согласиться. Чуловеку следует выбирать посильные задачи. Подтвреждением может быть такой пример: сдающим ЕГЭ не рекомендуют выбирать больше четырёх экзаменов, потому что хорошо подготовиться к такому количеству испытаний гораздо сложнее. Выходит, стоит создавать реалистичные планы, учитывая свои силы.
Резюмируя, я хочу сказать, что лучше сделать меньше, но качественнее, чем провалить трудное дело.
Количество слов - 255

Рецензент: Полина Крыжевич
Здравствуйте, Алина! Ваше сочинение оценено следующим образом:

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

В целом поставленная вами проблема имеет место, но обратите внимание на финал текста: как вы думаете, рассказчик действительно должен был расстраиваться именно из-за того, что вообще подошел к девушке, а не по причине того что он не сдержал своего обещания?
В следующий раз внимательнее относитесь к анализу текста: далеко не все, что там написано, должно восприниматься так буквально.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: + 1 балл

Пример 1 указан, не пояснен.
Это дело оказалось гораздо сложнее, чем представлялось рассказчику, о чём он говорит в предложениях 32, 41. Главный герой недооценил трудность задачи и не смог признаться в этом девушке.
Какие последствия были у этого поступка? Как его проанализировать? Если бы вы написали пояснение, то читатель получил бы ответы на эти вопросы.

Пример 2 указан и имеет пояснение.

К сожалению, анализ связи (неплохой!) при наличии лишь одного поясненного примера я засчитать не могу.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно (с учетом замечаний выше).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Вы не объяснили свою позицию что-то похожее на обоснование я увидела только в примере о ЕГЭ (слова о том, что нельзя хорошо сдать много экзаменов одновременно), но, поскольку пример не заменяет объяснения, а лишь подкрепляет его, балл за данный критерий не выставляется.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Об этой проблеме речь идёт в тексте М. Худякова.
  История рассказывается от первого лица. Главный герой решил помочь девушке донести сумку до нужного адреса.
Зачем вам упоминание об особенностях композиции? В чем смысл этой фразы? Как это предложение связано со следующим?
Главный герой недооценил трудность задачи и не смог признаться в этом девушке. Его терзала совесть из-за того, что он решил помочь. Для героя неприемлемо браться за то, что тебе не под силу.
Почему? Этой фразой вы противоречите и себе, и тексту: рассказчик все-таки взял эту сумку, значит, это для него не так уж неприемлемо.
Писатель подбирает иллюстрации так, чтобы показать тип "неудавшихся героев"
Автор ничего не подбирает, это делаете вы.



K6 - Богатство речи: + 0 баллов

Алина, я не могу поставить вам балл по этому критерию, поскольку вы довольно часто повторяетесь, а используемые вами синтаксические конструкции однообразны.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибок нет.
Подтвреждением может быть такой пример... Чуловеку следует выбирать посильные задачи

Опечатки. Не считаются ошибками, но все равно проверяйте внимательнее.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Так, те, кто не имеет ясного представления о своих возможностях ЗПТ могут подвести других, не сдержать слово в трудной ситуации.
"Так" выделяется только в том случае, если выполняет такую же функцию, как и слово "например". Еще пропущена запятая, закрывающая придаточную часть СПП.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибок нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Его терзала совесть из-за того, что он решил помочь. Для героя неприемлемо браться за то, что тебе не под силу.
Тебе это кому? Мне? Неудачное употребление местоимения. Совет: старайтесь не использовать форму 2 л. ед. ч. вообще, это чревато многочисленными речевыми ошибками.
В предложении 8 герой показывает контраст между словами и действиями подобных защитников. Они переоценивали свои силы и, только принявшись за дело, бежали.
Не скачите из одного времени в другое, ведите изложение в каком-нибудь одном.
Как в первом, так и во втором примере присутствует один мотив - кто-то не может адекватно оценить себя и берётся за непосильную задачу.
Мотив означает "повод что-то сделать", это слово не может быть использовано как синоним слова "сходство".
Писатель подбирает иллюстрации так, чтобы показать тип "неудавшихся героев"
Не очень удачное определение, создающее двусмысленность: в каком смысле герои не получились? Они не получились как персонажи или имелся в виду другой смысл слова "герои"?
С М. Худяковым сложно не согласиться. Чуловеку следует выбирать посильные задачи. Подтвреждением может быть такой пример: сдающим ЕГЭ не рекомендуют выбирать больше четырёх экзаменов, потому что хорошо подготовиться к такому количеству испытаний гораздо сложнее. Выходит, стоит создавать реалистичные планы, учитывая свои силы.
Тавтология.
Резюмируя [ЧТО?], я хочу сказать, что лучше сделать [ЧТО?] меньше, но качественнее, чем провалить трудное дело.
Речевая недостаточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибок нет.

Итак, Алина, вам удалось написать довольно неплохой текст для того, кто только начинает работать с сочинением в формате ЕГЭ, однако вам явно есть куда расти. Что можно сделать для повышения баллов: а) уделять больше времени анализу текста, думать, почему герой поступил так, а не иначе, почему финал у текста именно такой, действительно ли рассказчик серьезен и т. д.; б) писать текст более развернуто и понятно: сочинение должно быть написано так, чтобы проверяющему вообще не нужно было обращаться к исходному тексту для прояснения ситуации; в) следить за речью и стараться писать более длинными развернутыми предложениями: это поможет набрать баллы по К6 и К10, а также избавит текст от логических дыр, за которые экзаменатор снизит баллы по К5.

Успехов!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 1
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку