ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема боевого духа

  • Текст: М. А. Шолохов. О войне
    (1)Желтые кувшинки плавали в стоячей воде. (2)Пахло тиной и речной сыростью. (3)Раздевшись, Николай выстирал гимнастерку и портянки, сел на песок, обнял руками колени. (4)Лопахин прилег рядом.
    — (5)Мрачноват ты нынче, Николай…
    — (6)А чему же радоваться? Не вижу оснований.
    — (7)Какие еще тебе основания? (8)Живой? (9)Живой. (10)Ну и радуйся. (11)Смотри, денек-то какой выдался! (12)Солнце, речка, кувшинки вон плавают… (13)Красота, да и только! (14)Удивляюсь я тебе: старый ты солдат, почти год воюешь, а всяких переживаний у тебя, как у допризывника. (15)Ты что думаешь: если дали нам духу — так это уже все? (16)Конец света? (17)Войне конец?
    (18)Николай досадливо поморщился, сказал:
    — (19)При чем тут конец войне? (20)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что произошло, я не могу. (21)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (22)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (23)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чем можно догадываться. (24)Идем мы пятый день, скоро уже Дон, а потом Сталинград… (25)Разбили наш полк вдребезги. (26)А что с остальными? (27)С армией? (28)Ясное дело, что фронт наш прорван на широком участке. (29)Немцы висят на хвосте, только вчера оторвались от них и все топаем, и, когда упремся, неизвестно. (30)Ведь это же тоска — вот так идти и не знать ничего! (31)А какими глазами провожают нас жители? (32)С ума сойти можно!
    (33)Николай скрипнул зубами и отвернулся. (34)С минуту он молчал, справляясь с охватившим его волнением, потом заговорил уже спокойнее и тише:
    — (35)Ото всего этого душа с телом расстается, а ты проповедуешь — живой, мол, ну и радуйся, солнце, кувшинки плавают… (36)Иди ты к черту со своими кувшинками, мне на них смотреть-то тошно! (37)Ты вроде такого дешевого бодрячка из плохой пьески, ты даже ухитрился вон в медсанбат сходить…
    (38)Лопахин с хрустом потянулся, сказал:
    — (39)Жалко, что ты со мной не пошел. (40)Там, Коля, есть одна такая докторша третьего ранга, что посмотришь на нее — и хоть сразу в бой, чтобы немедленно тебя ранили. (41)Не докторша, а восклицательный знак, ей-богу!
    — (42)Слушай, иди ты к черту!
    — (43)Нет, серьезно! (44)При таких достоинствах женщина, при такой красоте, что просто ужас! (45)Не докторша, а шестиствольный миномет, даже опаснее для нашего брата солдата, не говоря уже про командиров.
    (46)Николай молча, угрюмо смотрел на отражение белого облачка в воде, и тогда Лопахин сдержанно и зло заговорил:
    — (47)А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать, понятно тебе? (48)Бьют нас? (49)Значит, поделом бьют. (50)Воюйте лучше, сукины сыны! (51)Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой. (52)А если не умеете — не обижайтесь, что вам морду в кровь бьют и что жители на вас неласково смотрят. (53)Чего ради они будут нас с хлебом-солью встречать? (54)Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют, и то хорошо. (55)Вот ты, не бодрячок, объясни мне: почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом, а мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? (56)Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? (57)А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, как следует еще не научились и злости настоящей в нас маловато. (58)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернется немец задом на восток, понятно? (59)Я, например, уже дошел до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! (60)А ты и хвост поджал, и слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» (61)Прах его возьми, этого проклятого немца! (62)Прорваться он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим? (63)Если уж сейчас отступаем и бьем — то при наступлении вдесятеро больнее бить будем! (64)Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им и отступать не придется: не на чем будет! (65)Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. (65)Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие — не ровен час, еще поцарапаю тебя…
    — (66)Я в утешениях не нуждаюсь, дурень, ты красноречия не трать понапрасну, а лучше скажи, когда же, по-твоему, мы научимся воевать? (67)Когда в Сибири будем? — сказал Николай.
    — (68)В Си-би-ри? — протяжно переспросил Лопахин, часто моргая светлыми глазами. — (69)Нет, дорогой мистер, в эту школу далеко нам ходить учиться. (70)Вот тут научимся, вот в этих самых степях, понятно? (71)А Сибирь давай временно вычеркнем из географии. (72)Вчера мне Сашка — мой второй номер — говорит: «Дойдем до Урала, а там в горах мы с немцем скоро управимся». (73)А я ему говорю: «Если ты, земляная жаба, еще раз мне про Урал скажешь — бронебойного патрона не пожалею, сыму сейчас свой мушкет и прямой наводкой глупую твою башню так и собью с плеч!» (74)Он назад: говорит, пошутил. (75)Отвечаю ему, что и я, мол, пошутил, разве по таким дуракам бронебойными патронами стреляют, да еще из хорошего противотанкового ружья? (76)Ну, на том приятный разговор и покончили.
    (По М. Шолохову*)
    * Михаил Александрович Шолохов (1905−1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист.
17.02.2024 23:17:39
Автор: Елена К.

    Что русским солдатам помогало идти к победе? Над этим вопросом размышляет М. А. Шолохов, писатель и журналист, в предложенном для анализа тексте.
    Раскрывая проблему, автор знакомит читателей с двумя солдатами, отдыхавшими у реки после боя.  Один из них, Николай, был расстроен : поражение, которое полк потерпел  в битве за небольшой населённый пункт, он считал катастрофой. Николая злила беспечность товарища, рассуждавшего о кувшинках и красивой докторше из медсанчасти. « Скоро уже Дон, а потом Сталинград… Разбили наш полк вдребезги», -сокрушался Николай.   Этот пример показывает, что иногда солдаты, потерпев неудачу в сражении, опускали руки, впадали в отчаянье и считали недопустимым в такой ситуации искать поводы для радости.
    Далее автор повествует о том, как отреагировал на слова Николая его сослуживец Лопахин.      Сначала он несколько раз  пытался отвлечь Николая разговором о кувшинках, солнце, речке и  прекрасной докторше. Но потом всё же резко озвучил свою позицию: проиграли битву — будет урок, значит полк плохо сражался, значит не дошли до точки кипения! Лопахин отметил, что  сам он  бодрый и «хвост держит трубой», потому что  «злой ужасно» ! И бить врага надо здесь, в степях,  вычеркнув с географической карты для себя  на время и Сибирь, и Урал. Это свидетельствует о том, что на войне нельзя отчаиваться и даже в мыслях допускать, что враг пройдёт дальше. Чтобы победить, нужно быть уверенным в победе , злым, бодрым и спокойным.
     Сравнивая поведение двух героев после поражения в битве, автор подчёркивает, что солдаты по-разному реагировали на неудачи в бою: кто-то раскисал, а кто-то сам не падал духом и не позволял другим.
     М. А. Шолохов приходит к следующему выводу: русским солдатам помогали идти к победе непоколебимая вера в себя и свою армию, сила характера, бодрость, умение преодолевать трудности.
     Я согласна с позицией автора. Безусловно, во время войны нет места сомнениям и отчаянью. В качестве примера хочу привести поэму А. Твардовского «Василий Тёркин». Главный герой, обычный солдат,  был балагуром и весельчаком и своими шутками и песнями поднимал  боевой дух и настроение сослуживцев. Он безоговорочно верил в победу и в правое дело, заряжал своим оптимизмом других бойцов.
     Таким образом, можно сделать вывод, что в самой сложной ситуации, как бы ни было трудно, нельзя падать духом.
Количество слов - 345

Рецензент: Алена Задорина

Здравствуйте, Елена!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

М. А. Шолохов приходит к следующему выводу: русским солдатам помогали идти к победе непоколебимая вера в себя и свою армию, сила характера, бодрость, умение преодолевать трудности.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, однако не хватает логического мостика к этой мысли: как мы поняли, что позиция именно такова, что она не совпадает с позицией первого солдата? (логический недочет)

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Нюанс:

Таким образом, можно сделать вывод, что в самой сложной ситуации, как бы ни было трудно, нельзя падать духом.

Заключительный абзац выглядит неполным, словно отделенным от предыдущего абзаца

K6 – Богатство речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Нюанс:  

М. А. Шолохов приходит к следующему выводу: русским солдатам помогали идти к победе непоколебимая вера в себя и свою армию, сила характера, бодрость, умение преодолевать трудности.

При инверсии сказуемое, стоящее перед однородными подлежащими, как правило, ставится в форму единств. числа

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Сравнивая поведение двух героев после поражения в битве, автор подчёркивает, что солдаты по-разному реагировали на неудачи в бою: кто-то раскисал, а кто-то сам не падал духом и не позволял другим.

Раскисал – разг. стиль

Сначала он несколько раз  пытался отвлечь Николая разговором о кувшинках, солнце, речке и  прекрасной докторше. Но потом всё же резко озвучил свою позицию...

Начало предложения с союза Но, неполная структура этого предложения (отсутствует подлежащее) указывают на разговорную интонацию высказывания. Слово озвучить в значении "публично высказать мнение" имеет помету "разг.".

Главный герой, обычный солдат,  был балагуром и весельчаком и своими шутками и песнями поднимал  боевой дух и настроение сослуживцев. Он безоговорочно верил в победу и в правое дело, заряжал своим оптимизмом других бойцов.

Повтор словоформы в пределах абзаца

 K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Итак, представленная работа прекрасно написана, отличается структурностью и последовательностью. Общие рекомендации: следует уделить внимание логическим и речевым недочетам, наполнению заключительного абзаца.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку