Не путайте:

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести, 
  • Расцвет – рассвет.

На главную страницуРусский язык как система системРусский язык как система систем - Сообщения с тегом "язык как система систем. состав слова"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

  • Архив

    «   Июнь 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Изучение раздела "Морфемика"

Когда я говорила о языке как системе систем, то думала вот о чем...
Очень люблю раздел русского языка "Морфемика". И преподавать, и сама думать при случае над разбором слов по составу.
Однако не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что многие ученики, особенно в начальном звене, где как раз и происходит знакомство с частями слова, совершенно не понимают, что такое, например, окончание.
И с этим непониманием приходят к нам в пятый класс. Что это за буквы в конце слова? И почему в одном слове буква -а - это окончание, а в другом слове - нет?
Здесь приходится еще раз показывать, как изменяется имя существительное по падежам, имя прилагательное тоже хорошо в словосочетании изменять по падежам, а глаголы меняем по лицам, числам, временам.
Помню, как в институте, когда я сама была студенткой, мы доказывали каждую морфему, подбирая слова с такими же морфемами.
Например, отлет - отъезд, отход и т.п.
И так с каждой частью слова.
Такую работу я проводила и со своими пятиклашками. Интересный вид работы. Думать приходится ученикам, головой.:))
Однако при изучении морфемики я иногда сталкиваюсь с тем, что боюсь сама ошибиться при выделении частей слова. Начинаю рассуждать при учениках вслух, доказывая свою точку зрения.
Скажите, а у вас такое бывает? Или вы всегда пользуетесь морфемными словарями на уроках русского языка?