архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс  "Безударные гласные"

безударные гласные.png
65 интерактивных упражнений
15 текстовых диктантов
240 корней
упражнения озвучены
автоматизация навыка
400 рублей
 

  Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Использование цифровых технологий на уроке русского языка
Автор изображения designwebjae. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/users/designwebjae-1753371/

Цифровые технологии. Русский язык

Лет пятнадцать назад одной школе шефы, как на грех, подарили ноутбуки для оборудования всех классов начальной школы. И я писала газетный материал о внедрении информационных технологий в учебный процесс. Пришла брать интервью у учительницы, а она сидит и плачет. Материальная ответственность на ней большая (ноуты прятались в большой железный шкаф в кабинете), как использовать компьютеры на уроке не понимает, для зарядки надо задерживаться на работе. В общем, одни минусы. А начальство требует внедрения: шефам же надо показать, как пригодился подарок. Вот и журналистку прислали. Урок с использованием техники поверг меня в ужас. Дети не просто разбирались в программах быстрее учителя, а на порядок быстрее, и глумились откровенно. На русском языке долго раздавали ноутбуки на парты, путаясь в проводах, потом вспоминали пароли, потом наконец загрузили ворд с подготовленным документом. Всё это ради того, чтобы вставить в несколько слов пропущенные буквы. Ворд, разумеется, подчёркивал неправильные варианты, поэтому все выполнили работу на пять. Потом запустили для просмотра презентацию, но времени не хватило: прозвенел звонок. Продиктовать эти несколько слов, собрать и проверить задания можно было минут за десять, и результат, понятно, был бы другим. К чему я это сейчас вспомнила. Наступает эра смешанного обучения. Учителей заставят использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Нам очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы

  • Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
  • Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
  • Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
  • Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
  • Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
  • Формирование универсальных навыков.

Возможности, которые дают  цифровые технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).
  • Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы

Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:
  • показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
  • предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
  • предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
  • задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
  • предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
  • предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например "Парочки",
  • предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
  • предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения, 
  • создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
  • создавать общие презентации,
  • создавать ментальные карты,
  • создавать профили литературных героев в соцсетях, 
  • создавать хронологические ленты (история литературы),
  • создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,
  • создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
  • создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
  • создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,
  • создавать читательские дневники в блогах,
  • создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам, 
  • создавать учебные мультфильмы,
  • создавать радиоспектакли,
  • анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
  • работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,
  • изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией.

Рассмотрим несколько примеров. Вот упражнение для быстрой самопроверки. Ребёнок должен проговорить слово орфографически, потом нажать на карточку и оттащить её в строну. В задании несколько десятков слов. Время выполнения - 2-4 минуты. 



Если бы такое упражнение выполнялось на бумаге, для организации мгновенной проверки пришлось бы изготовить карточки с ответами на обороте. Чтобы ответ не просвечивал, бумагу надо бы было использовать плотную. Каждую карточку ребёнок брал бы в руки, переворачивал, снова переворачивал. Время выполнения задания увеличилось бы в разы. Кроме того, гору карточек надо бы было хранить в коробках. У меня шкаф забит этими коробками с прошлого века.

Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор:





А такое упражнение вообще никак не сделать без компьютера. Согласитесь, оно эффективно, если вы работаете над скоростью чтения.



Приведённые упражнения содержатся в различных курсах сайта "Могу писать". У нас подобных упражнений сотни. Читайте описания курсов. Есть бесплатные демонстрационные варианты в разделах Учебники и Упражнения.

А вот пример использования гуглкарт (преподаватель Л. Дмитриева, г. Пермь). Путеводитель по горду N (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.). Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий. Сделаны все обязательные отжимания, а эффективность работы только выросла.

Творите, друзья, и делитесь результатами труда с коллегами на сайте "Могу писать". Ждём ваших материалов в разделе К уроку - Ссылки на проекты!

Читайте также:

Ю. Фишман. Каккие сайты можно использовать на уроках русского языка и литературы
Л. Дмитриева. Страничка литературного героя в соцсетях
А.Госсман. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
Л. Дмитриева. Гуглдоки на уроках русского языка и литературы



Теги: ЦОР, цифровые технологии, русский язык, школа, смешанное обучение, технологии
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 2769621 от 20 Июля 2018
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку