Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Работа с правильными вариантами написания
Работа с правильными вариантами написания

Работа с правильными вариантами написания

Работая над сайтом «Могу писать», я узнавала об интересном опыте коллег, старалась опробовать методические приёмы, авторы которых заражали интересными идеями. Накопленного материала оказалось достаточно, чтобы уложить в систему основные методики преподавания русского языка в разделе «Орфография». Выделилось три основных подхода к изучению предмета: традиционный (научный), методики развивающего обучения, тренинговые методики. В своей основе данные подходы имеют разные представления о целях и основных методах образования, поэтому будем называть их стратегиями обучения. В чистом виде таких стратегий не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить все три подхода. 

Если признать, что наша основная цель – формирование практической грамотности учеников, необходимо выбрать тренинговые методы. Если исходить из того, что письмо в первую очередь нужно человеку для создания собственных текстов, необходимо развивать мышление и креативность. Традиционные же методы позволяют подготовить к научной деятельности будущих филологов, но проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Подробнее о стратегиях преподавания русского языка


Несколько слов в защиту "тупого запоминания"

Ортодоксальные приверженцы научной стратегии стараются постичь нормы наилучшим образом, в точности передать знания и проконтролировать, верно ли понята информация. Этот путь стал традиционным для современной школы. Он лежит в основе школьных программ, учебников, он предлагается в педагогических вузах, и порой как единственно возможный. Предполагается, что объяснение с детальным морфологическим разбором, этимологическим анализом и т.п. поможет детям лучше запомнить написание слов. Чем подробнее объяснение, тем выше вероятность, что при письме ребёнок выберет верный вариант. Каждый раз при выборе буквы ученик должен проводить маленький научный анализ. Многие учителя цепко держатся за привычную парадигму: "Мы подсказок не дадим, правильные ответы сразу не покажем. Вот три примера, и достаточно. Пусть всё остальное сами объясняют и учатся думать. Ни к чему тупая зубрёжка". Что сказать таким преподавателям? Разумеется, грамотное письмо во многом основано на умении быстро и правильно разбирать слова по составу, определять часть речи и подбирать подходящие к случаю правила. Всё это должно лежать в основе курса. И развитие мышления - цель святая, спору нет. Но надо же соотносить цели и средства, осознавать, в результате каких действий учителя формируется грамотность. 

Вот мои возражения:

1. Поверхностного анализа слова обычно достаточно для выбора буквы. Для формирования практической грамотности материал учебников избыточен. А к нему часто добавляется дополнительный материал, даже из вузовских учебников. Всё это хорошо для кружка юных филологов, но не для формирования грамотности у всего класса. Громоздкой информацией сложно оперировать при письме. 

2. Мы формируем моторный навык. Зачем развивать мышление именно в этот момент? Развивайте его на уроках литературы, истории, математики, устраивайте учебные споры, учите выстраивать логику сочинения. Для синтаксического анализа мышление очень нужно. А для орфографии - не очень. Всё равно у нас половина правил лишена логики и огромное количество слов пишется по традиции. 

3. Не имея образцов слов до и в момент освоения правила, ученики часто ошибаются, при этом закрепляется навык неверного написания. Вредны упражнения типа "найди ошибку". Предполагается, что такие упражнения помогают сформировать орфографическую зоркость, но на деле зрительно запоминаются слова с ошибками. Упражнения такого типа имеет смысл предлагать только студентам филологических специальностей.

4. Учителя лукавят: практика показывает, что грамотно пишут те, кто как-то сам запомнил не правила, а слова. Возьмите любого грамотного взрослого (не филолога) и попросите объяснить, почему он так написал. Скорее всего, он ответит, что просто помнит, что писать надо именно так. Почти все правила забываются, остаются моторные навыки и образы правильных вариантов. Запоминание образцов на школьных уроках сейчас является, скорее, побочным и случайным результатом работы, но именно на нём и держится практическая грамотность успевающих школьников. Так не лучше ли вести такую работу целенаправленно? Кто мешает и объяснить слово научно, и дать несколько упражнений на запоминание? 

5. Дети разные, и русский язык они осваивают по-разному. Кому-то действительно проще всякий раз применять правила, а кому-то - запоминать слова. Почему ученики должны быть в неравном положении? Наша задача - найти подход к каждому. Это возможно при работе с классом, только если всему классу будут предложены разные способы освоения материала.


Зачем предъявлять образцы слов/выражений

Тренинги грамотности – это хорошо структурированный набор исключительно учебных задач, направленных на формирование практической грамотности. Учитель и ученики сосредоточены на простой цели – запомнить, как пишется, и выбирают для достижения этой цели наиболее простые и эффективные способы. Часто используются сенсорно-моторные методы запоминания без объяснений. Теория упрощена, насколько это возможно, правила объединены в блоки, которыми легко оперировать. 

Важнейшее значение в процессе имеет работа с образцами. Ученику предлагается при письме не только объяснять написание, но и вспоминать образы слов и выражений. Эти образы необходимо заранее (до контроля) многократно и по-разному предъявлять: предлагать списать, применять в электронных тренажёрах, смотреть на слова в играх, выделять маркером в тексте, проговаривать и т.д. Поэтому для тренинга требуется большое количество тренировочных упражнений разного типа. Выполняя тренировочные упражнения, ученик запоминает, а не показывает знания. Контроль в трениниге очень важен, но про контроль уже много сказано. Этот материал - о важности тренировок.


Как предъявить ученику образец

Существует дисбаланс в количестве пособий: школьные учебники основаны на научном подходе, есть хорошие учебники для тех, кто выбрал развивающее обучение, а учебников, подходящих для тренинга, крайне мало. Материалы, которые помогли бы учителю предъявить ученикам образцы правильного письма, надо собирать по крупицам. И эти крупицы не систематизированы. Поэтому мы рекомендуем преподавателям приобретать или создавать такие материалы, дополнять ими стандартные учебники, стараясь собрать весь пазл. Тогда есть шанс действительно совместить стратегии, взяв от каждой лучшее.

Для системной работы с образцами слов необходимо:
  • отобрать и структурировать языковой материал, чтоб ничего не упустить,
  • задействовать все каналы восприятия  и запоминания (слух, зрение, моторика и т.д),
  • найти место словарной работе на каждом уроке, 
  • создать традиции повторения материала, правила хранения карточек, словарей и т.п.,
  • всегда сначала многократно и по-разному предъявлять верные варианты, только потом спрашивать,
  • работать на опережение - предлагать образцы письма задолго до изучения правил,
  • в момент изучения правил предлагать наиболее полные списки слов на правила.
Вот несколько вариантов предъявления образцов.

Работа со списками слов

Сразу после объяснения правила предлагаю выдавать списки слов на это правило. Не несколько примеров, как это делается в учебниках, а длинные, желательно исчерпывающие списки. Короткие списки (например, 9 наречий с Ь после шипящих) можно запоминать наизусть, используя игры и тексты со всеми словами списка. Длинные списки повторять и выполнять различные задания с этими словами (составление диктантов, кроссвордов и т.п.). Увидев список, ребёнок может начать писать по аналогии, уловив принцип правила, но не запомнив правило наизусть. Например так: у всех детёнышей животных после шипящих суффикс онок: бельчонок, лягушонок, медвежонок... Слова из длинных списков можно как-то классифицировать, работая с карточками. Можно проводить по таким спискам игры с мячом, "Аукцион" (назови последним слово из списка), "Цепочка" (на выбывание). Если в списке сотни или тысячи слов, имеет смысл выбрать лишь самые сложные из них.

До того, как дети начнут объяснять выбор буквы по правилу, они получат все верные ответы со вставленными буквами.

Также можно работать с тематическими списками слов, списками слов с определёнными буквосочетаниями, одними и теми же безударными гласными и т.п.

Карточки со словами следует хранить в специальном конверте, файле или вклеивать в тетрадь для правил.

Пример такого списка:

двойные наречия карточка


Работа с карточками

Кроме списков слов, на карточки можно помещать отдельные слова, маленькие тексты, игры, правила в схемах. Работать с карточками удобно: их можно перебирать, повторяя пройденное, можно собирать коллекции, постепенно добавляя новый материал. Карточку легко вынуть из конверта или коробки, легко держать в руке. Карточки можно включать в ленту учебной группы в соцсетях.

Вот небольшой список заданий с карточками:
  • взаимопроверка,
  • разделение слов на группы,
  • выделение слов маркером,
  • составление текста из слов на карточке,
  • задания на зрительное запоминание,
  • игра "Парочки",
  • игра "Лото".
Словарная работа на уроках русского языка

Используйте Мастер карточек для экономии времени.

Тренировочные диктанты

Смысл тренировочных диктантов в том, чтобы вынудить учеников выучить определённые слова. Это игра с открытыми картами. Дети получают текст диктанта до диктовки, могут обратить внимание на сложные моменты. Более того - во время первого чтения они видят на доске или на экране наиболее сложные слова из текста с выделенными буквами. Те, для кого отметка - серьёзная мотивация, именно в такой момент запомнят очень много. Важно понимать, что это не контрольное мероприятие.

Читайте также: Виды диктантов

Тексты с заданиями по русскому языку

Не обязательно специально создавать материалы с образцами письма, ведь эти материалы уже созданы человечеством в немыслимых количествах. Распечатайте текст художественно произведения, возьмите старый журнал или газету - всё это образцы письма. Осталось только придумать задания к готовым текстам.

Что можно делать:
  • выделять маркерами определённые слова,
  • искать слова на заданные правила,
  • обводить буквосочетания,
  • выписывать слова с определёнными признаками (на одну тему, на одно правило, одной части речи),
  • подчёркивать или выделять слова, в которых можно ошибиться,
  • объяснять правилами все встретившиеся слова, вспоминая как можно больше орфограмм.
Пример текста с заданиями для начальной школы:

тексты с заданиями.jpg

Пример текста для старшей школы:

Скачайте файл, распечатайте его и проработайте текст:
1. Выделите маркером слова, в которых могли бы ошибиться. 
2. Обведите приставки ПОЛ и ПОЛУ. Объясните слитное или дефисное написание.
3. Постарайтесь объяснить выбор НЕ или НИ и их слитное или раздельное написание в словах, выделенных жёлтым маркером. 
4. Обведите удвоенные согласные. 
5. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание слов, выделенных синим маркером.
6. Объясните правилами выделенные буквы.
7. Запомните, как пишутся выделенные слова.


И ещё пара примеров, понятных без комментариев.

Игры на уроках русского языка

Использования игр в словарной работе


Читайте также: Роль игры на уроках русского языка

Раскраски


раскраска 3.jpg


Здесь я показала только некоторые методические приёмы, направленные на зрительное запоминание слов. Если рассказывать обо всех приёмах, эта статья никогда не закончится. Обязательно надо использовать запоминание на слух, орфографическое чтение, списывание. Большое количество различных приёмов позволяет сделать уроки нескучными и разнообразными.

Мы постоянно разрабатываем материалы, которые помогут организовать работу с правильными вариантами написания.

Обратите внимание на следующие комплекты:

270 карточек по 10 слов для запоминания
Тексты для орфографического чтения с заданиями
Раскраски для 1 - 2 класов
Раскраски для 3 - 4 классов
Карточки для зрительных диктантов
Прописи не для первоклассников
Фразы для списывания
Таблицы для словарной работы


Теги: тренинг грамотности, списки слов, слова, словарная работа, Фишман
Автор:  Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 1409366 от 18 мая 2020

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений