Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Копим банк слов на правила
Копим банк слов на правила

Копим банк слов на правила

Я убеждена, что в орфографии важно не только понять правило, но и запомнить конкретные отдельные слова на это правило. И пока это запоминание не произошло, правило не усвоено. Дети должны узнавать конкретные слова в лицо. Потому я стараюсь делать так, чтобы у детей в голове были огромные списки слов, чтобы они слова узнавали и могли вытащить из головы в любой момент.

Этого я добиваюсь разными способами.

Задания и порядок работы

1.       Ищем слова на правило. Учимся на слух находить их в текстах. А можно их просто и на улице искать. На седьмом уроке отпустила пятиклассников с тетрадками парами на улицу. Задание найти пятьдесят проработанных ранее слов и записать словосочетания. Погода хорошая. Не все нашли пятьдесят, но повторили слова отлично. Ещё искали все слова с - ян- (просто придумывали и записывали), обнаружили закономерности со словами с - ин- от слов, называющих насекомых, зверей, птиц. А потом искали двадцать слов, образованных с помощью суффикса - н- от основы на - ин: те, которые можно спутать со словами с суффиксом - ин- (старинный, былинный, овчинный и т. п.) - в два столбика. Тут здорово помог грамматический словарь Зализняка, когда идеи иссякли.Как запоминать словарные слова

2.       Играем на эту тему в бомбочку из "Тик-так-бума". Слова нужно произносить при этом орфографически, проговаривая, как пишутся. Это один из лучших стимулов для детей иметь в памяти кучу таких слов. Бомбочка тикает неопределенное количество времени, потом издает звук взрыва. К ней прилагаются задания, карточки со словами или картинки, но я использую только саму бомбочку. Нужно делать так, чтоб она не взорвалась у тебя в руках, быстро передавая другому. Передать можно только если говоришь слово, соответствующее условию. Следующий передает следующему со своим словом, и так по кругу. Я играю против класса. Даю каждому бомбочку по очереди, называя тоже слова, они мне её возвращают. Если у меня взорвалась, выиграли они, если у них - то я.

3.       Работаем с рисунками. Раздаю рисунки, где нужно найти как можно больше слов на правило и подписать рисунки этими словами (кто больше). Иногда для учеников послабее даю список слов или прошу пользоваться учебником, искать их в упражнениях. Тогда просто нужно найти на картинке то, что можно подписать найденным словом (проверяю, исправляю ошибки, прошу заново подписывать). Детей постарше прошу нарисовать картинку и зашифровать как можно больше слов на орфограмму. Например, нарисуешь "окно", и это и "оконный", и "стеклянный", и "оловянный" (ручка), и "деревянный" (подоконник), и "оконный" (проём), а с каменного дома в ветреный день ураганный ветер сносит соломенную крышу и ломает лиственные деревья и т. п. В ресторане блинный день, клюквенный соус, серебряные приборы, глиняные кувшины, травяной чай. Рисуют школьный двор, а там петушиные крики, звериные визги, утиный шаг, безбашенные одноклассники. Причём мы много обсуждаем, пока рисуем, подаём друг другу идеи, что нарисовать и как расшифровать, пользуемся всем подряд: можно искать слова в учебниках, в тетрадях, в обратном словаре. Например, кто-то нарисовал операционный стол, а рядом чумного доктора, так у него кожаная маска с грачиным клювом, а внутри клюва полотняный льняной мешочек с лекарственными травами. Или рынок, магазин, где можно кучу всего зашифровать. Да и пейзаж какой-нибудь или комната с игрушками. Так вот, на одном листе рисуют, на другом пишут словосочетания с прилагательными с Н/НН. На дом можно задать составить текст по своей картинке. А потом поменяться рисунками с одноклассниками: задача найти на рисунке больше слов, чем там зашифровано, и интерпретировать рисунок можно как угодно. Например, в магазине можно предположить сенсационные сезонные скидки, даже если там этого не нарисовано. Потом сесть и рассказать, что на рисунке увидели у соседа и проверить заодно правильность написания слов друг у друга. 

Как запомнить слова на правило

Скачать файл для такой работы

4.       Составляем с этими словами собственные тексты. Дала задание шестому классу составить диктанты на повторение причастий и деепричастий, н-нн, причастных и деепричастных оборотов, обращения, прямой речи и диалога, правописания местоимений. Вот шестиклассник  составил отличный текст. Делюсь. Актуальный. И с орфограммами неплохо тоже.

Карантину посвящается

Однажды спокойным зимним вечером семейство Грипповых, собравшись за длинным столом, ужинало. Во главе стола сидела Испанка, справа от неё располагался Свиной грипп, а слева - прибывшая в гости Чума.
Неожиданно распахнулась дверь, и в комнату ворвался некто, неуловимо похожий на сидящих за столом. Ни с кем не поздоровавшись, он попросил подвинуться Свиной грипп и сел около Испанки.
- Товарищ! - возмутилась Испанка. - Кем будете?! Никто не предупредил меня о вашем прибытии.
- Точно! Забыл представиться: посол семьи Коронавирусов, COVID-19, будем знакомы. Я, собственно, к вам, Испанка, кое с какими вопросами.
- Что желаете знать?
- Было время, когда вы наводили ужас на людей.
- Мы с Чумой готовы дать вам несколько дельных советов, не правда ли, Чума?..

(автор Матвей Кондрашин, публикуем с его разрешения)

5.       Собираем слова-рекордсмены, в которых больше всего народа в классе ошибается. Можно рейтинг вести, статистику. Рейтинг можно повесить на стену, а можно вместо работы над ошибками попросить написать эти слова большими буквами каждого, кто в них ошибся, и развесить в классе: пусть повисят недельку.

6.       Работаем с морфемами. Например, в теме Ъ собираем все приставки на согласный и все корни на е, ë, ю, я (конечно, не все, но на самом деле частотных корней на эти буквы до смешного мало) и составляем из них слова (кто больше). И тоже играем в бомбочку, тут еще присоединяется игра, где я говорю слово, а дети должны ответить, твёрдый знак или мягкий. В "Непроизносимых согласных" собираем корни, к каждому корню придумываем значок и зашифровываем слова ребусами - и тоже отгадываем друг у друга.

7.       Запоминаем стишки со словами на правила.

Евгения ХолодоваВедьма в ступке бьёт коренья,
Жижу льёт в котёл большой.
Этой ночью, без сомненья,
Будет пенье, крики, вой!
С замков сорвались горгульи,
С привиденьем мчится пёс,
Без конца летят из ульев
Полчища мохнатых ос.
Муравьи ползут из леса,
Скачут стаи обезьян...
Ночка будет расчудесной!
Стульев хватит всем гостям!
Ходит леший странной тенью,
Вьётся в небе вороньё... <
У колдуньи День рожденья -
Все спешат обнять её!

 


На снимке Евгения Холодова. Автор фото Лариса Белясникова


Пример отработки правила во втором классе

Разделительный мягкий знак

Сначала читала тексты, где было множество слов с разделительными ь, дети слова находили на слух. Потом, конечно, все эти глаголы бьет, шьет, льет, вьет, пьет отыскали: я дала бьет и попросила, меняя только первую букву, найти другие, потом приставки, понятное дело, поприбавляли и окончания меняли. Потом слова, которые отвечают на вопросы чьë? чья? чьи? (заячьи, лисьи, волчьи)

Потом раздала рисунки и попросила найти там всë, что можно подписать словами с мягким знаком, и подписать. Тем, кому трудно, дала шпаргалки, слова для справок, то есть на картинке нужно было найти рисунки, которые можно подписать этими словами, и подписать, не пропустив ь.

Потом свои эти сумасшедшие стишки с разделительным ь прочитала (Ведьма в ступке бьет коренья...) и раздала таблички со столбиками (см. рисунок ниже), заполненными словами с разделительными мягкими знаками. По ним было задание, используя эти слова, придумать и записать свои истории, чтобы в них было как можно больше слов с разделительными мягкими знаками. А потом все свои истории читали. А остальные находили в них слова с разделительными мягкими знаками.

Цель этого всего в том, чтобы дети запомнили конкретные слова с разделительными мягкими знаками, потому что они начинают писать грамотно не когда выучивают правило, а когда набирают достаточно большой "банк слов", про которые знают, что там пишется разделительный мягкий знак. Применение правила - зачастую только повод поработать со словами ещё и ещё раз. 

На следующих уроках я время от времени просила их записать любые 10 слов с разделительным мягким знаком, напоминала про картинки, про глаголы, про их истории, и в большинстве случаев дети на 10 словах не останавливались. Или просила записать любые слова с разделительным мягким знаком, которые могут встретиться при описании леса (листья, сучья, птичье пенье, муравьи, соловьи, воробьи, вьют гнезда, ружьё, заячьи следы, медвежья берлога, беличьи запасы и т. п.) Или застолья (стулья, платье, ожерелье, колье, льется чай, варенье, печенье и т. п.)

А еще я их учу диктовать себе не просто «листь-я», а прямо проговаривать «мягкий знак», то есть диктовать себе: «листь, мягкий знак, я».

Это работает не только с совсем маленькими. С пятым и шестым классом на повторении тоже хорошо работает такое.

Как запомнить слова на правила

Как запоминать слова на правила


В результате дети могут без проблем привести кучу примеров на каждый пункт правила, просто вспомнив свои рисунки. Слова очень быстро становятся старыми знакомыми и узнаются при любой встрече в диктантах и сочинениях и в личных записях.


Материал из постов Евгении Холодовой с разрешения автора собрала Юлия Фишман


Читайте также: Работа с правильными вариантами написания


Теги: методика, слова на правила, орфография
Свидетельство о публикации № 11364187 от 5 февраля 2021

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений