архивы вебинаров.jpg




  Перейти на сайт учителя-словесника А. Тихонова 

   Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуЭффективное обучениеМастерская педагога-словесникаКак писать комментарий к литературному тексту (ЕГЭ, русский язык)Как писать комментарий к литературному тексту (ЕГЭ, русский язык)
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.
SimpleXMLElement Object ( [returncode] => SUCCESS [meetings] => SimpleXMLElement Object ( ) [messageKey] => noMeetings [message] => no meetings were found on this server )


Страницы: 1
RSS
Как писать комментарий к литературному тексту (ЕГЭ, русский язык), Есть два разных подхода к написанию комментария. Какой выбрать
 
Здравствуйте, коллеги. У меня возник заочный спор со школьным учителем по поводу того, как писать комментарий сочинения по русскому языку. Речь идет о сочинении по литературному тексту.
Вот, например, текст сочинения, по которому они в школе писали сочинение.
В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постели.
Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, --привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
-- Мурочка! Все в порядке, --известил он даму и присел к столику.
Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: "Вот как он меня любит!"
Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, подтвердил: "Вот как я ее люблю!"
Потом они перепирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила:
-- Ну, хорошо, хорошо! --Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку -- не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки: не потревожил ли ее?
-- Да ложись ты, ради Бога, ложись! Что ты возишься? --строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил.
Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся, чтоб не потревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

                                                                      В.Астафьев

Ученица выбрала проблему "Что такое настоящая любовь?" Школьный учитель их учит писать комментарий так:
Проблема раскрывается на примере взаимоотношений семейной пары . Муж-инвалид обслуживает свою вполне здоровую жену. Мелкие детали сразу дают мне понять, как автор относится к этой ситуации. Женщина ему неприятна. Называет он ее "молодящейся дамой", добавляет такие штрихи, как "пальчик", которым она поправляет постеленную мужем постель, победный взгляд, говорящий "вот как он меня любит", снисходительный тон в разговоре с мужем, выговор ему за нерасторопность. Но и супруг ее вызывает у автора не симпатии, а скорее жалость. Он смотрит на жену "по-собачьи преданно", принимает ее взгляд "слово брошенную корку", смущается, возится.

Я же учу писать по-другому:
Каждый человек мечтает о любви, считает ее одной из важнейших ценностей. Однако все понимают это чувство по-разному, вкладывая в это понятие свой особый смысл. Наверное, одним из главных признаков настоящего чувства является отсутствие эгоизма, способность думать не только о себе, но и другом человеке, сочетающаяся при этом с чувство собственного достоинства. Но не все так считают. Например, для героини данного для анализа тексте В.Астафьева любовь к  супругу проявляется в том, что она, вполне здоровая дама, снисходительно принимает заботу своего мужа-инвалида, которому большого труда стоит заправить ей постель в купе поезда. А для ее мужа любовь выражается в собачьей преданности, он с радостью принимает взгляд жены, как "брошенную корку".  
Рассудите нас, пожалуйста, наш спор. Какой вариант вы считаете более соответствующим требованиям экзамена?
 
Татьяна Соловьева, маловато информации. Это сочинение для ЕГЭ или для ОГЭ? Вообще, это сочинения или части сочинений, касающиеся анализа выданного текста?

В любом случае, использовать можно оба отрывка. Неплохо написано. Я бы их соединила.

А чтобы говорить о соответствии критериям, надо больше знать о работе.
С уважением, Юлия Фишман
 
Исходный текст вчера заставил меня задуматься. Кроме шуток. Автор явно даёт понять, что недоволен женщиной. Я поставила себя на её место. Разве не должна она показать своему мужчине, что он - сильный мужчина и может о ней позаботиться? Разве должна она всё время унижать его, напоминая об инвалидности? Может быть, он и любит её за то, что может быть с ней мужчиной. Мысль не касается конкретных работ, но я бы заставила детей задуматься. В классе можно и дискуссию устроить.

К сожалению, Татьяна пока не написала, что это за сочинения. Предположим, это сочинение ОГЭ 15.3. Тогда в первом сочинении нет определения любви, комментария к нему (-2 балла) и своего примера (-1 балл). Вообще, это неплохой для девятиклассника анализ текста, но только анализ. Ни вступления, ни пояснений, ни вывода. Сочинение в таком виде соберёт балла 4.Второе сочинение даст больше баллов. Но в нём тоже нет своего примера и завершённости.
С уважением, Юлия Фишман
 
Мне в голову пришла та же мысль. Инвалиды терпеть не могут, когда их жалеют. Его жена, как мне показалось, подыгрывает ему. ("...и победительно взглянула на меня: "Вот как он меня любит!" ") То есть сцена была рассчитана на зрителя, им обоим это важно, взгляд со стороны.
И еще хотела бы уточнить у автора вопроса, в чем конкретно возникли разногласия у них с коллегой.
 
Если честно, не увидела разницы между этими текстами. По сути, в них любовь представлена одинаково: один унижает, другой принимает унижение. А насчет оформления говорить совсем сложно. Аргументы словно вырваны из контекста, ни начала, ни вывода. Особой разницы, извините, не увидела.  
 
Это сочинение в формате ЕГЭ (написала в заголовке темы об этом). Это не все сочинение, это только один абзац - комментарий. Разногласия возникли по поводу оформления текста. Стоит ли так подробно анализировать исходный текст вплоть до деталей, по сути дела ограничиваясь отношением автора к героям сценки.
Поскольку это комментарий текстуальный, то давать другую оценку (в ключе: жена - молодец, дает своему мужу почувствовать себя героем) невозможно, только если в своей позиции, если знание соответствующих аргументов позволит.  
 
Цитата
Татьяна Соловьева пишет:
Стоит ли так подробно анализировать исходный текст вплоть до деталей, по сути дела ограничиваясь отношением автора к героям сценки.
А, теперь ясно, что это не целые сочинения. Но тогда первый вариант мне нравится больше. Я учу детей так: если вы рассказываете о том, что делают герои, - это пересказ, если вы рассказываете о том, что и как делает автор, - это анализ. Вот в первом варианте сочинения анализ, а второй, на мой взгляд, ближе к пересказу. Начало второго отрывка из сочинения - обобщение. Оно нужно. И его не хватает первому отрывку. Мне кажется, тут не спорить нужно, а соединить обе версии.
С уважением, Юлия Фишман
 
Спасибо, Юлия. Подумаю, как это лучше сделать.
 
Здравствуйте, коллеги. У меня тоже возник спор с учителем об употреблении цитат в комментарии (сочинение ЕГЭ). Я учу детей вставлять в комментарий две цитаты, а коллега говорит, что вполне достаточно обращение к тексту, без цитат. Кто прав?
 
Цитата
Юлия Синягина написал:
Здравствуйте, коллеги. У меня тоже возник спор с учителем об употреблении цитат в комментарии (сочинение ЕГЭ). Я учу детей вставлять в комментарий две цитаты, а коллега говорит, что вполне достаточно обращение к тексту, без цитат. Кто прав?
С этого года новое требование. Пусть Ваша оппонентка почитает новые критерии оценивания. Нужно 2 цитаты обязательно.
С уважением, Юлия Фишман
Страницы: 1
Читают тему