архивы вебинаров.jpg




  

Зрительные диктанты

зрительные диктанты2.png
 
2000 предложений
4 уровня сложности
автоматическая проверка
300 рублей
 

  Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуРусский языкСплошная теорияОбразование страдательных причастий прошедшего времени от глаголов на -еть.Образование страдательных причастий прошедшего времени от глаголов на -еть.
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.
SimpleXMLElement Object ( [returncode] => SUCCESS [meetings] => SimpleXMLElement Object ( [meeting] => Array ( [0] => SimpleXMLElement Object ( [meetingName] => Как сделать уроки захватывающими. Вебинар 1. [meetingID] => webinarvzrosl_plrussrii_Rik [internalMeetingID] => 3a806a1d699ae00c751a55549d8847b9a1fc760b-1542724092354 [createTime] => 1542724092354 [createDate] => Tue Nov 20 15:28:12 CET 2018 [voiceBridge] => 20597 [dialNumber] => 613-555-1234 [attendeePW] => userpass [moderatorPW] => modermg [running] => true [duration] => 500 [hasUserJoined] => true [recording] => true [hasBeenForciblyEnded] => false [startTime] => 1542724092373 [endTime] => 0 [participantCount] => 8 [listenerCount] => 5 [voiceParticipantCount] => 2 [videoCount] => 1 [maxUsers] => 0 [moderatorCount] => 2 [metadata] => SimpleXMLElement Object ( [admin] => Рик Татьяна Геннадиевна [time] => 18.00 ) [isBreakout] => false [attendees] => 8 ) [1] => SimpleXMLElement Object ( [meetingName] => Русский язык: стратегии обучения [meetingID] => webinardlya-vsekh [internalMeetingID] => 3398aaf98a069cbb1c6aa67aa531be9bbe14146c-1542726752203 [createTime] => 1542726752203 [createDate] => Tue Nov 20 16:12:32 CET 2018 [voiceBridge] => 25640 [dialNumber] => 613-555-1234 [attendeePW] => userpass [moderatorPW] => modermg [running] => true [duration] => 500 [hasUserJoined] => true [recording] => true [hasBeenForciblyEnded] => false [startTime] => 1542726752223 [endTime] => 0 [participantCount] => 82 [listenerCount] => 79 [voiceParticipantCount] => 1 [videoCount] => 1 [maxUsers] => 0 [moderatorCount] => 2 [metadata] => SimpleXMLElement Object ( [admin] => Фишман Юлия Петровна [time] => 18:11 ) [isBreakout] => false [attendees] => 82 ) [2] => SimpleXMLElement Object ( [meetingName] => Правописание НИ и НЕ [meetingID] => webinarvzrosl_plorfo_prepod [internalMeetingID] => 0a13aeafa90d5c488a309571f13ecb53aaca7d62-1542723998210 [createTime] => 1542723998210 [createDate] => Tue Nov 20 15:26:38 CET 2018 [voiceBridge] => 16156 [dialNumber] => 613-555-1234 [attendeePW] => userpass [moderatorPW] => modermg [running] => true [duration] => 600 [hasUserJoined] => true [recording] => true [hasBeenForciblyEnded] => false [startTime] => 1542723998227 [endTime] => 0 [participantCount] => 6 [listenerCount] => 5 [voiceParticipantCount] => 1 [videoCount] => 1 [maxUsers] => 0 [moderatorCount] => 1 [metadata] => SimpleXMLElement Object ( [admin] => Гузаевская Светлана Николаевна [time] => 18:00 ) [isBreakout] => false [attendees] => 6 ) ) ) )

Прямо сейчас идут следующие вебинары

Вебинар Ведущий Начало (мск.) Количество Участников Доступ
Как сделать уроки захватывающими. Вебинар 1.18.00купить
Русский язык: стратегии обучения18:11
Правописание НИ и НЕ18:00купить


Страницы: 1
RSS
Образование страдательных причастий прошедшего времени от глаголов на -еть., Морфемное членение страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов на -еть.
 
   Здравствуйте, уважаемые специалисты.
  В учебниках по русскому языку и учебных пособиях нахожу противоречивую информацию, а именно: страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -еть образуются или от усеченной основы инфинитива/формы прошедшего времени с помощью суффикса  -енн-, как и другие глаголы не на -ать/-ять, или от неусеченной основы с помощью суффикса -нн-, как  глаголы на -ать/-ять. Для правописания гласного перед -нн/н это не принципиально, а вот для правильного морфемного членения хотелось бы владеть точной информацией. Прошу помочь в решении этого вопроса.
Заранее благодарю.
С уважением,
 Наталья Николаевна.  
Изменено: Наталья Слуцких - 07.04.2017 10:57:16 (пропуск слова)
 
Страдательные причастия  прошедшего времени образуются не от основы инфинитива (усеченной или неучеченной) , а от основы ПРОШЕДШЕГО  времени с помощью суффиксов НН, ЕНН, Т, поэтому для правильного разбора надо составить схему:  постро/и/ть - постро/и/л - постро/енн/ый, рассе/я/ть - рассе/я/л - рассея/нн/ый, напис/а/ть - напис/а/л - напис/а/нн/ый, увид/е/ть - увид/е/л - увид/е/нн/ый, унес/ти - унес - унес/енн/ый, раскол/о/ть - раскол/о/л - раскол/о/т/ый.

Надо отметить, что на некоторых сервисах в Сети предлагется разбор: увид/енн/ый, что не является корректным. Вероятно, здесь образование делается с использованием усеченной формы инфинитива, которая совпадает с основой настоящего времени: вид/е/ть - вид/ит.
 
   Благодарю за интерес, проявленный к теме. Дело в том, что основа инфинитива совпадает с основой формы прошедшего времени, так как форма прошедшего времени и образуется чаще всего путем прибавления суффикса -л- к основе инфинитива. В Вашем примере: постро/и/ть - посто/и/л - постро/енн/ый мы находим подтверждение тому, что страдательное причастие прошедшего времени от глаголов на -ить образовано от усеченной основы инфинитива/формы прошедшего времени, о чем и говорится практически во всех учебниках и пособиях. Как видим, суффикс -и- исчез. Вопрос был о причастиях от глаголов на -еть. В одних пособиях вообще нет информации конкретно об этих причастиях, в других нахожу противоречивую информацию: написано, что они образованы с помощью суффикса -нн-, и тут же в примере выделен суффикс -енн-. Не знаю, ошибка это или опечатка. Перебрала множество учебников и пособий, дошла до исторической грамматики, но так и не обнаружила необходимой мне информации. В любом случае спасибо.
Изменено: Наталья Слуцких - 09.04.2017 01:12:50
 
Добрый день. Страдательные причастия  прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -НН-, -ЕНН-, -Т-. Выбор суффикса зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано. Если слово образовано от основы инфинитива на гласный, выделяется суффикс -НН-: разыграть - разыгра-нн-ый, увидеть - увиде-нн-ый, потерять - потеря-нный. Если суффикс присоединяется к основе инфинитива на согласный, то выделяется суффикс -ЕНН-, обычно это слова, относящиеся ко II спряжению (на -ить): выносить - вынес-енн-ый, привозить - привез-ённ-ый. В глаголах на -СТИ и на -ЧЬ обычно происходит чередование: украсть - украд-енн-ый (чередование т/д), запрячь - запряж-ённ-ый (ч/ж), изобрести - изобрет-ённ-ый (с/т). Чередование наблюдается и при образовании причастий от глаголов 5-го класса (с основой инфинитива на -И- и основой на мягкий согласный т, шипящий): покрасить - покраш-енн-ый, истратить - истрач-енн-ый, скосить - скош-енн-ый, нагрузить - нагруж-енн-ый. Суффикс -Т- присоединяется к основе  и суффиксу -НУ-: обмануть - обма-ну-т-ый, закинуть - заки-ну-т-ый, а также к некоторым непродуктивным глаголам с основой инфинитива на гласный: мыть - мы-т-ый, бить - би-т-ый, основой на -ЕРЕ-/-ЕР- в прошедшем времени: запереть - запер-т-ый (запереть - запер - запертый).
 
 Добрый день, уважаемая Оксана.
  Вы пишете следующее: "Если суффикс присоединяется к основе инфинитива на согласный, то выделяется суффикс -ЕНН-, обычно это слова, относящиеся ко II спряжению (на -ить): выносить - вынес-енн-ый, привозить - привез-ённ-ый". Но эти причастия образованы от глаголов "вынести" и "привезти" I спряжения, они-то как раз с основой на согласный, а не от глаголов "выносить" и "привозить" II спряжения с основой на -и(ть). Обратите внимание на вид глаголов и причастий.  
 Образование причастий от глаголов с основой на -и(ть), -а(ть), -я(ть),  -чь,  -согласный (ти), -ну(ть) у меня не вызывает никаких сомнений, везде одна и та же информация. Меня  интересуют причастия, образованные от глаголов на -еть. Так, в одном источнике читаю, что причастие "увиденный" образовано от неусеченной основы "увиде(ть)" + суффикс -нн-, а "обиженный" - от усеченной основы "обид(еть)" + суффикс -енн-, причем здесь как раз происходит чередование д/ж.
 Вы пишете, что "выбор суффикса зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано". Это, конечно, противоречит моему предыдущему примеру, где оба причастия образованы от глаголов-исключений, относящихся ко II спряжению. О зависимости выбора суффикса причастий прошедшего времени от спряжения глаголов я слышу впервые. Если Вас не затруднит, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на источник, из которого Вы почерпнули информацию.
Заранее благодарю.
С уважением,
  Наталья.
Изменено: Наталья Слуцких - 10.04.2017 21:58:08
 
Цитата
Наталия Киреева написал:
Страдательные причастия  прошедшего времени образуются не от основы инфинитива (усеченной или неучеченной) , а от основы ПРОШЕДШЕГО  времени с помощью суффиксов НН, ЕНН, Т, поэтому для правильного разбора надо составить схему:  постро/и/ть - постро/и/л - постро/енн/ый, рассе/я/ть - рассе/я/л - рассея/нн/ый, напис/а/ть - напис/а/л - напис/а/нн/ый, увид/е/ть - увид/е/л - увид/е/нн/ый, унес/ти - унес - унес/енн/ый, раскол/о/ть - раскол/о/л - раскол/о/т/ый.

Надо отметить, что на некоторых сервисах в Сети предлагется разбор: увид/енн/ый, что не является корректным. Вероятно, здесь образование делается с использованием усеченной формы инфинитива, которая совпадает с основой настоящего времени: вид/е/ть - вид/ит.
Цитата
Наталья Слуцких написал:
Добрый день, уважаемая Оксана.
  Вы пишете следующее: "Если суффикс присоединяется к основе инфинитива на согласный, то выделяется суффикс -ЕНН-, обычно это слова, относящиеся ко II спряжению (на -ить): выносить - вынес-енн-ый, привозить - привез-ённ-ый". Но эти причастия образованы от глаголов "вынести" и "привезти" I спряжения, они-то как раз с основой на согласный, а не от глаголов "выносить" и "привозить" II спряжения с основой на -и(ть). Обратите внимание на вид глаголов и причастий.  
 Образование причастий от глаголов с основой на -и(ть), -а(ть), -я(ть),  -чь,  -согласный (ти), -ну(ть) у меня не вызывает никаких сомнений, везде одна и та же информация. Меня  интересуют причастия, образованные от глаголов на -еть. Так, в одном источнике читаю, что причастие "увиденный" образовано от неусеченной основы "увиде(ть)" + суффикс -нн-, а "обиженный" - от усеченной основы "обид(еть)" + суффикс -енн-, причем здесь как раз происходит чередование д/ж.
 Вы пишете, что "выбор суффикса зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано". Это, конечно, противоречит моему предыдущему примеру, где оба причастия образованы от глаголов-исключений, относящихся ко II спряжению. О зависимости выбора суффикса причастий прошедшего времени от спряжения глаголов я слышу впервые. Если Вас не затруднит, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на источник, из которого Вы почерпнули информацию.
Заранее благодарю.
С уважением,
  Наталья.
 
В Грамматике-80  расписаны все суффиксы. Глагол увидеть имеет суффикс НН (увидел - увиденный), он образуется от основы прошедшего времени,  а вот глагол обидеть имеет суффикс ЕНН (обидят - обиженный), он образуется от основы настоящего времени. Так же образуются причастия от глаголов на ИТЬ: носят - ношенный, купят - купленный, обратят - обращенный. Очевидно, это связано с ЧЕРЕДОВАНИЕМ согласных в основе, поэтому у/вид/е/нн/ый, но: обиж/енн/ый.
 
Наталия, добрый вечер.
Я тоже добралась до Грамматики-80 ( § 1585). Ответа на вопрос, почему причастия от префиксальных глаголов кл. X, 2, мотивированных глаголом "видеть", образуются от основы инфинитива/формы прошедшего времени с помощью -нн-, а причастие "обиженный" образуется от основы настоящего времени, я так и не нашла. Можно, конечно, предположить, что это связано с чередованием. Но тогда непонятно, как образуются причастия от префиксальных глаголов, мотивированных глаголом "смотреть" того же класса, что "видеть" и "обидеть", о них информации нет. В общем, вопросы пока остаются.
Благодарю Вас за интерес, проявленный к теме.  
Изменено: Наталья Слуцких - 11.04.2017 21:36:19
 
Добрый день. У меня "Краткая русская грамматика" 1990 года под ред. Шведовой и Лопатина, там  сказано так: Суффиксальный морф ЕНН используется при образовании страд. прич. прош. врем. от основы настоящего времени у глаголов пятого класса и группы 2. 2А, где имеют место те жеЧЕРЕДОВАНИЯ, что при образовании 1 лица ед. ч.: Получается обижу - обиженный. А вот глагол увидеть идет как ИСКЛЮЧЕНИЕ: не "увижу - увиженный", а "увидел - увиденный" . Мне кажется, что все понятно. Морф ЕНН всегда связан с изменением в основе (обиженный), если же нет изменений, то выделяется Е+НН (увиденный).
 
Добрый день, Наталия.
Нашла "Краткую русскую грамматику" под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. - М.,: 2002 - 726 п.
"Суффиксальный морф -енн- используется и при образовании страдательных причастий прош. вр. от основы наст. вр. у глаголов V кл. и гр. II, 1а, где при этом имеют место те же чередования, что и при образовании формы 1 л. ед. ч. наст. вр. (см. § 293): носить – нос-ят – ношенный, купить – куп-ят – купленный, обидеть – обид-ят – обиженный. Исключение составляют следующие глаголы V кл., образующие страдательные причастия прош. вр. без чередований: заклеймить – заклеймённый, обезлесить – обезлесенный, пронзить – пронзённый, вонзить – вонзённый, обезопасить – обезопасенный, пропылесосить – пропылесосенный".

   Значит, все-таки морф -ЕНН- не всегда связан с изменением в основе.
   И остается неясным, как делить на морфемы причастия, образованные от глаголов, мотивированных глаголом "смотреть", где вообще не происходит чередования: просмотреть - просмотрю - просмотренный.
Глагол "смотреть" относится к тому же классу, что и "видеть", "обидеть", "вертеть", и по классификации, предложенной "Русской грамматикой" -1980, и по классификации из "Краткой русской грамматики".

  Нигде нет полной информации.  В словарях путаница, в учебниках ошибка на ошибке. В одной из лучших школ Москвы в видеоконсультации для поступающих в 10-й  класс есть задание, предлагающее выписать слова с суффиксами -е- и -нн-. По мнению учителя, это слова "наверч-е-нн-ый", "недосмотр-е-нн-ый", "обиж-е-нн-ый".
Страницы: 1
Читают тему