Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуПользователиДинар КалимуллинДинар Калимуллин (Все сообщения пользователя)
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.

Прямо сейчас идут следующие вебинары

Вебинар Ведущий Начало (мск.) Количество Участников Доступ
Тренинг по пунктуации 3217:00купить
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Работа с КИМами. А.П. Чехов. "Вишнёвый сад". Часть 217:10купить


Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Сочинение

  Почему человеку иногда трудно отблагодарить своих близких за пользу, которую они приносят ему? Над этой проблемой размышляет Н. И. Пирогов в предложенном тексте.
  Бывают в жизни моменты, когда необходимо выразить свою благодарность. Именно такую ситуацию описывает автор в тексте. Н. И. Пирогов "считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой". Писатель "был принят в этом семействе как родной". Он мечтал о женитьбе на дочери профессора, но, к сожалению, этому не суждено было осуществиться. Рассказчик "поневоле остался в долгу у
незабвенной Екатерины Афанасьевны". Таким образом, он так и не смог выразить свою благодарность. Первому примеру автор сопоставляет ещё один случай из своей жизни. Он повествует о священном долге перед близкими для него людьми. Писатель утверждает, что после смерти отца, его содержали мать и две старшие сестры. Они принялись за мелкие работы: "одна из сестёр поступила на работу и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи". Работать рассказчик не мог, потому что он учился в университете. Хоть в то "время не платили за лекции, не носили мундиров", семье писателя жилось тяжело. И даже когда ввели мундиры, сёстры помогли автору, сшив для него форму из старых вещей. Н. И. Пирогов благодарен своей семье, но он считает, что не выполнил свой долг перед семьёй. Впоследствии рассказчик жалел о своём поступке.
  Позиция автора предельно ясна. Близкие люди помогают нам в беде, в свою очередь, мы признательны им. Но в некоторых случаях бывает трудно выразить свою благодарность из-за разных причин.
  Я полностью разделяю мнение автора. В моей жизни был один случай, о котором я хочу рассказать. В младших классах мне приходилось тяжело, учёба давалась с трудом. Я приходил домой в слезах. И только бабушка поддерживала меня в такие моменты. Она обнимала меня и говорила, что любую проблему можно решить, надо только стараться. Я благодарен ей за всё, что она сделала для меня. Моя бабушка была прекрасным человеком. Если бы я только мог сказать ей эти слова раньше... Но уже поздно.
  У каждого из нас есть дорогой нашему сердцу человек. В тяжёлое время, когда больно на душе, он помогает нам пережить трудные моменты жизни. Мы должны ценить таких людей и быть благодарными по отношению к ним.

Текст

Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы! На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом. Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга. Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, — но судьба не дала мне этого сделать. Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны. Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, — как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, — был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи. Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал. — Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем. Так и перебивались. К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник. Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. А содержание? А платье? Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. Сёстры работали; продавались какие-то остатки, но как этого доставало — не понимаю. Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

(По Н. И. Пирогову*) Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог.

Изменено: Динар Калимуллин - 10.05.2019 14:48:12
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
 Сочинение

Мы часто переоцениваем свои возможности. И не только возможности, но и обстановку, людей, даже саму действительность. И с этим связано много проблем В частности проблема неоправданных надежд, над которой размышляет А. Грин в предложенном тексте.
В данном тексте писатель детально описывает природу, особенно хорошо он описывает море. Автор не случайно делает акцент на описании моря, ведь море - это символ свободы. Молодой мальчишка лет шестнадцати недавно приехал в Одессу. Для него этот город казался "дверями мира", он "на каждом шагу открывал Америку". Рассказчик, "упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря", стремился к кругосветному плаванию, "имея весьма смутные представления о морской жизни". "Я жил в полусне новых явлений" - говорит рассказчик. Здесь так же уместна фраза "видеть мир сквозь розовые очки". Но один случай заставил проснуться нашего героя. В казарму привезли раненого матроса. После того как он поправился, к нему пришёл доктор от имени обидчика. Доктор просил помиловать виновного. Наш герой взволнованно ждал, что матрос всё-таки простит своего обидчика. Ведь "он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь»" для рассказчика "звучало неразделимо". Перед тем, как читатель узнает ответ, автор описывает матроса. Он был весь татуирован "фигурами тигров, змей, флагов, именами", от него веяло "океаном, родиной больших душ". Некоторое время раненый молчал, немного нагнетая обстановку. А далее прозвучал ответ: - "Пусть... уж... по закону".
Описание природы до и после случая в жизни рассказчика создаёт неразрывную связь между данными иллюстрациями.
Позиция автора мне понятна. По его мнению, человек не должен видеть в каждом только хорошее. Необходимо быть рассудительным и внимательным, а также уметь делать правильные выводы в любой ситуации.
Несомненно автор прав в своих рассуждениях. Не стоит делать поспешных выводов. Но каждый человек имеет свои надежды, поэтому каждый может ошибаться. Порой эта ошибка приносит разочарование, обиду, боль. В подобных случаях не стоит отчаиваться, нужна взять в себя в руки и правильно оценить обстановку.

Текст

Наконец я приехал в Одессу. Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни. Я проводил дни на улицах, рассматривая витрины или бродя в порту, где на каждом шагу открывал Америку. Здесь бился пульс мира. «Береговой командой» были матросы, кочегары и другие мелкие служащие, почему-либо неспособные временно находиться на корабле. Можно здесь было встретить также отставшего от рейса молодого матроса или живущего в ожидании места какого-нибудь старого служащего. Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря. Я жил в полусне новых явлений. Тогда один случай, может быть незначительный в сложном обиходе человеческих масс, наполняющих тысячи кораблей, показал мне, что я никуда не ушёл, что я не в преддверии сказочных стран, полных беззаветного ликования, а среди простых, грешных людей. В казарму привезли раненого. Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. Поссорились они или не поделили чего-нибудь — этого я не помню. У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. Рана была не опасна. Температура немного повысилась, но больной, хотя и лежал, ел с аппетитом и даже играл в карты с соседями. Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет». Доктор? Говорить? Я направился к койке раненого. Доктор, пожилой человек, по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал. Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. Он послан им, пришёл по его просьбе. У него жена, дети, сам он военный матрос. Он полон раскаяния. Его ожидают каторжные работы. — Вы видите, — сказал доктор в заключение, — что от вас зависит, как поступить: «по закону» или «по человечеству». Если «по человечеству», то мы замнём дело. Если же «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват. Была полная тишина. Все мы, сидевшие, как бы не’ слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. Что скажет раненый? Какой приговор изречёт он? Я ждал, верил, что он скажет: «По человечеству». На его месте следовало простить. Он выздоравливал. Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. От него несло океаном, родиной больших душ. И он был так симпатично мужествен, как умный атлет... Раненый помолчал. Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс: — Пусть... уж... по закону. Доктор, тоже помолчав, встал. — 3начит, «по закону»? — повторил он. — По закону. Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза. Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. Мне казалось, что у меня что-то отняли. С этого дня я стал присматриваться к морю и морской жизни с её внутренних, настоящих сторон, впервые почувствовав, что здесь такие же люди, как и везде, и что чудеса — в самих нас. (По А. Грину*) Александр Грин (настоящее имя — Александр Степанович Гриневский, 1880-1932) — русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско- психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
 Сочинение

Читать книгу, не понимая о чём идёт речь, это всё равно что смотреть на пустой белый лист. На самом деле такое чтение и чтением назвать нельзя. Но что значит по-настоящему уметь читать? Над этой проблемой размышляет советский писатель, публицист Г. Я. Бакланов.
"Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели." - говорит Гёте. Не случайно автор начинает свой текст именно со слов немецкого писателя. Г. Я. Бакланов хочет заострить наше внимание на том, что умение читать приходит с годами. Для этого необходимы большое усердие, опыт и мудрость.
Великий русский писатель А. С. Пушкин не мог не высказаться насчёт данной проблемы. Автор использует его слова, чтобы обосновать поставленную проблему в своём тексте. «Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто" - говорил Пушкин. Слова А.С. Пушкина ещё раз подтверждают, что чтение с понимаем - это процесс непростой.
Оба примера полностью раскрывают проблему, поставленную автором в данном тексте.
Позиция автора предельна ясна. Он утверждает, что читать - значит понимать себя. А чтобы разобраться в своей душе, нужен немалый жизненный опыт.
Я разделяю мнение автора. Думать, оценивать, сравнивать - всё это нужно, чтобы по-настоящему уметь читать. Книги рассчитаны для тех, кто может понять задумку автора. Они искренне сопереживают герою, волнуются за него, чувствуют все эмоции писателя. История произведения всегда заканчивается, но понимающий человек, размышляя над прочитанным, подарит творению автора вечную жизнь в своей памяти.
Таким образом, мы поняли, что вдумчивое чтение - залог правильного понимания писателя и самого себя. Книга может вызвать самые разные эмоции у читателя, если он разгадает тайну, которая в ней заключена. Но это отнюдь не простая задача. Этому учатся всю жизнь.

Текст

(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».

(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

(10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора...

(13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.

(17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...

(19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её "Чернобыльская молитва", — это творческий и нравственный подвиг. (ЗЗ)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.

(34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались.

(По Г. Бакланову*)

*Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Сочинение ЕГЭ 2019 русский язык.
Какова роль художественного творчества в жизни самого художника? Над этой проблемой нас приглашает поразмышлять Л. А. Тишков в данном тексте.
Почти в самом начале текста автор ведёт рассказ об удивительной женщине, которая любила рисовать. Её зовут Е. А. Керсновская, она много лет провела в лагере, а впоследствии начала изображать свою жизнь на полотнах. Автор повествует, что эта женщина  "в картинах создаёт историю своей жизни, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний", тем самым показывая нам  какую роль для неё играет творчество.
В качестве другого яркого примера автор приводит творчество Б. Свешникова, который "также долгое время находился в заточении". Его картины были написаны в неволе, но художник изображал на них не тяжёлую жизнь в лагере, а вымышленную, загадочную реальность. В дальнейшем эти работы сыграли огромную пользу для Б. Свешникова, "он выжил благодаря творчеству".
В конце текста автор начинает рассказ о другом "необыкновенном художнике". Как и в предыдущих примерах, творчество М. Соколова явилось в свет в местах заключения.
Он рисовал чем придётся, то карандашами, то их огрызками. По мнению автора его маленькие произведения "три на три сантиметра" чем-то превосходят картины, написанные художниками в тёплой и уютной комнате. Как и другие похожие на него художники он "тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве".
Все три примера связаны между собой, раскрывая проблему поставленную писателем в тексте. Они показывают насколько важно художественное творчество в жизни каждого художника.
Позиция автора довольна ясна. Он утверждает, что художественное творчество - это не просто способ выразить свою точку зрения. Оно способно спасти душу человека, изменить его жизнь к лучшему, дать свободу, даже если физически ты ограничен.
Нельзя не согласиться с автором. Люди обращаются к искусству, чтобы выразить своё мнение, найти себя, обрести свободу. Поэтому трудно переоценить его значимость.
Ещё раз хотелось бы отметить, что роль художественного творчества в жизни самого художника очень велика.


Текст
(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.
(4)Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.
(6)Вотчто она пишет маме:
(7)«Яих рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое
неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»
(12)И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.
(14)И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.
(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.
(25)Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.
(27)И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.
(28)Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

(по Л.А. Тишкову*)

*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Сочинение ЕГЭ 2019 русский язык.
Какова роль художественного творчества в жизни самого художника? Над этой проблемой нас приглашает поразмышлять Л. А. Тишков в данном тексте.
Почти в самом начале текста автор ведёт рассказ об удивительной женщине, которая любила рисовать. Её зовут Е. А. Керсновская, она много лет провела в лагере, а впоследствии начала изображать свою жизнь на полотнах. Автор повествует, что эта женщина  "в картинах создаёт историю своей жизни, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний", тем самым показывая нам  какую роль для неё играет творчество.
В качестве другого яркого примера автор приводит творчество Б. Свешникова, который "также долгое время находился в заточении". Его картины были написаны в неволе, но художник изображал на них не тяжёлую жизнь в лагере, а вымышленную, загадочную реальность. В дальнейшем эти работы сыграли огромную пользу для Б. Свешникова, "он выжил благодаря творчеству".
В конце текста автор начинает рассказ о другом "необыкновенном художнике". Как и в предыдущих примерах, творчество М. Соколова явилось в свет в местах заключения.
Он рисовал чем придётся, то карандашами, то их огрызками. По мнению автора его маленькие произведения "три на три сантиметра" чем-то превосходят картины, написанные художниками в тёплой и уютной комнате. Как и другие похожие на него художники он "тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве".
Все три примера связаны между собой, раскрывая проблему поставленную писателем в тексте. Они показывают насколько важно художественное творчество в жизни каждого художника.
Позиция автора довольна ясна. Он утверждает, что художественное творчество - это не просто способ выразить свою точку зрения. Оно способно спасти душу человека, изменить его жизнь к лучшему, дать свободу, даже если физически ты ограничен.
Нельзя не согласиться с автором. Люди обращаются к искусству, чтобы выразить своё мнение, найти себя, обрести свободу. Поэтому трудно переоценить его значимость.
Ещё раз хотелось бы отметить, что роль художественного творчества в жизни самого художника очень велика.


Текст
(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.
(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.
(6) Вот что она пишет маме:
(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое
неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»
(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.
(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.
(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.
(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.
(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.
(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.
(по Л.А. Тишкову*)
*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.
Страницы: 1