архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс  "Безударные гласные"

безударные гласные.png
65 интерактивных упражнений
15 текстовых диктантов
240 корней
упражнения озвучены
автоматизация навыка
400 рублей
 

Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуПользователиНина ИвановнаНина Ивановна (Все сообщения пользователя)
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.
SimpleXMLElement Object ( [returncode] => SUCCESS [meetings] => SimpleXMLElement Object ( [meeting] => SimpleXMLElement Object ( [meetingName] => Тема вебинара [meetingID] => webinarautorfiscmancabinet_fiscman1 [internalMeetingID] => 809649ae65fff57db78e3c0d77e44901738d2512-1591293652226 [createTime] => 1591293652226 [createDate] => Thu Jun 04 20:00:52 CEST 2020 [voiceBridge] => 82502 [dialNumber] => 613-555-1234 [attendeePW] => userpass [moderatorPW] => modermg [running] => true [duration] => 400 [hasUserJoined] => true [recording] => true [hasBeenForciblyEnded] => false [startTime] => 1591293652237 [endTime] => 0 [participantCount] => 2 [listenerCount] => 0 [voiceParticipantCount] => 2 [videoCount] => 0 [maxUsers] => 0 [moderatorCount] => 1 [metadata] => SimpleXMLElement Object ( [test] => 1 [admin] => Фишман Юлия [time] => 21:00 ) [isBreakout] => false [attendees] => 2 ) ) )


Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Добрый вечер!Спасибо большое за проверку сочинений.Проверьте,пожалуйста,ещё одно моё сочинение.С уважением,Марина.

Текст

В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей. Шли годы, ребятишки учились, взрослели и расходились из лесного пристанища по своим неизведанным дорогам. И вот настала минута, когда она распрощалась с последним из младших и осталась в этом доме одна. Она не жалеет о своей нелёгкой судьбе, которую во многом определила её доброта, проявившаяся в трудный час. Всё дальше уходит война в невозвратное прошлое, эта самая большая война, но шрамы от её страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. Минуло столько лет, а память о ней жива в сознании народа, в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, понесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом! Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием. Но память человека ограничена в своих возможностях. То, что недавно ещё было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения, и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боёв, названия сёл и урочищ , которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям. Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, прошедшего всю войну от первого её дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц. Это искренний и правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайшей из войн, увиденной глазами её рядового участника, но пока ещё не нашедший своего издателя. Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме. Мы, литераторы, а также издатели, журналисты должны помочь тем, кто не имеет достаточных для того возможностей. И старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом ими в лихую годину. Но всё необозримое многообразие народного подвига в огневые годы войны, героизм сражавшихся миллионов, полная не меньшего героизма и самоотверженности работа советского тыла таят в себе немало неосвещённых, а то и забытых страниц. В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа. Нужно как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств об этой  *  в истории войне, рассказанных по радио и телевидению, написанных воспоминаний, очерков, статей.

(По В. В. Быкову*) Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Сочинение


     Какова роль искусства и литературы в сохранении исторической памяти? Над этим  вопросом предлагает задуматься советский писатель В.В. Быков в предложенном для анализа тексте.
      Рассуждая над важной проблемой , автор рассказывает о Великой Отечественной войне, память о которой должна жить всегда в сердцах народа.  Василий Владимирович Быков повествует о бывшем командире батареи Иване Григорьевиче Ущаповском и обращает наше внимание на то, что герою есть ,что рассказать, так как он прошёл всю войну, много пережил, повидал и создал «искренний и правдивейший документ» воспоминаний о великой войне, но не нашёл пока издателя,нет возможности передать  собранный им материл.  Этим примером писатель показывает, насколько важно литераторам , издателям, журналистам поддержать и не оставить без внимания тех, кто не понаслышке может рассказать о суровых годах войны, помочь им донести достоверные факты, увиденные своими глазами,будущему поколению.  Действительно, это  люди,которым нет цены, и необходимо им помогать доносить важную информацию, иначе она может  остаться на листах бумаги, затеряться, забыться  и не быть переданной потомкам.
   Развивая свою мысль, автор говорит о том, что каждый человек, побывавший на войне, испытавший жестокость и коварство злейшего врага, обязан поведать истории и человечеству о пережитом ими «в лихую годину», иначе героизм миллионов сражавшихся, самоотверженность тружеников тыла так и останется неосвещённой. Автор считает,что этого допустить нельзя ! И именно огромная ответственность должна лечь    на тех,кто связан с литературой  и искусством.Их задача  осветить народный подвиг , ведь они обладают возможностью" остановить время" и запечатлеть яркие моменты и сведения истории в очерках, статьях, художественных произведениях.
           Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть важную  роль литературы и искусства в целом, которая заключается в искренней печати истории для будущих поколений.
            Таким образом,позиция автора ясна: он считает, что роль искусства и литературы в сохранении исторической памяти огромна, так как такая форма творчества обладает способностью «остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа». Люди должны помнить о великих подвигах, невосполнимых утратах, которые были понесены предшественниками, поэтому должны  подключиться к работе СМИ и все творческие люди для сохранения народного подвига.
           Я согласна с позицией автора. Действительно, роль искусства в сохранении исторической памяти велика, ведь в книгах, кино, радио отражены яркие свидетельства о  *   истории войне, которая преподала человеку ряд жизненных уроков. Есть много  писателей, побывавших на Великой Отечественной войне и отразивших свои эмоции и впечатления в произведениях литературы. Так, В.П. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда» честно и достоверно описал жестокость и бесчеловечность  войны. Автор навсегда запечатлел великий подвиг людей, бившихся до конца за Родину. Это произведение оставляет неизгладимые впечатления после прочтения, так как описание истории - это не только слова, но и переживания, чувства человека, который воевал.
           В заключение хочется сказать, что  подвиг тех, кто отдавал свою жизнь за наше светлое будущее, неоспорим и велик,  и  главная задача общества состоит в том, чтобы сохранить имеющиеся факты, даты и события,  передать их дальше с той лишь целью, чтобы они не потеряли своей значимости и не растворились во времени. В этом и заключается,считаю, главная роль литературы и искусства.

Изменено: Нина Ивановна - 09.03.2019 23:56:54
Сочинения по тексту Л. Воронковой (про Женю и отца), Сочинения из этой ветки будем разбирать на большом вебинаре в мае.
 

Изменено: Нина Ивановна - 10.03.2019 00:01:52
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Добрый вечер!Проверьте,пожалуйста,моё сочинение.Заранее,спасибо.Марина.

   Исходный текст

(1)«Отправь голову в отпуск!» – такой призыв сплошь и рядом украшает сегодня столичное метро и пригородные электрички, страницы самых популярных газет и журналов и улицы крупнейших городов страны, звучит по радио и на ТВ… (2)Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. (3)Всё гораздо возвышеннее: «новый формат периодики покоряет Россию»!

(4)Теперь благодаря некоему российскому издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых достаточно широк. (5)Например, книжная серия «Виражи любви» «вскружит Вам голову изощрёнными сюжетными интригами, причудливым переплетением неожиданных поворотов судьбы, расставаний и встреч, переживаний и настоящих чувств, для которых не бывает непреодолимых преград…». (6)Причём новый «бурный роман» обещан читателям еженедельно, и уже есть первые три выпуска – «Звёздное кружево», «Убиться веником» и «Бриллианты из морозилки». (7)Лично меня привлекло название №2: есть в нём некая простота – и в то же время тайна… (8)Правда, аннотация разочаровала: «(9)Убиться веником – что это? (10)Любимое выражение героини или коктейль со свекольным соком? (11)Для того чтобы понять, о чём идёт речь, не обязательно иметь большой опыт общения по Интернету. (12)Умные люди считают, что настоящей любви в чате не место. (13)Какая любовь, если ни разу не видел предмет своей страсти? (14)Только голос и буквы на мониторе… (15)Именно в такой ситуации оказались герои этой истории».

(16)Да и к чему эти виртуальные надрывы, если имеется специальная серия «Дыхание страсти», посвящённая вполне земным радостям. (17)Главное – во время чтения «не сбейтесь с ритма!» (18)(Издательство предупреждает!). (19)«У Мэтта Дэвидсона и Джилли Тэйлор много общего: они не просто долго работают в одной рекламной фирме, они оба инициативны, напористы и энергичны. (20)Босс сталкивает их лбами, и они становятся соперниками. (21)Но постепенно враждебность уступает место чему-то иному… (22)И пока Мэтт и Джилли пытаются добиться победы друг над другом в карьерной борьбе, одновременно они воюют сами с собой. (23)Однако в какой-то момент они понимают, что не могут больше думать о работе…» (24)Наверное, воистину гамлетовский выбор «между карьерой и чувствами» персонажей «Соперников» кого-то действительно собьёт с ритма и даже выбьет из привычной жизненной колеи, но у меня возникло стойкое ощущение скуки. (25)И уже не захотелось ни «Дороги домой», ни «Готики», ни «По ту сторону» – так называются другие серии, предлагаемые издательством. (26)Даже по 15 рублей за книгоштуку.

(27)Охотно верю, что еженедельными темпами издатели добьются своей цели и скоро их мини-романы отправят в отпуск сотни, тысячи, десятки тысяч российских головушек. (28)Вот только слово «отпуск» не совсем точное: привыкание к подобному чтиву чревато более длительными последствиями, и головам грозит не отпуск, а пенсия. (29)Причём по инвалидности. (30)Хотя издательство об этом не предупреждает: наверное, безголовая Россия его вполне устроит. (31)А вас, читатель?

(По П. Измайлову*)

* Пётр Андреевич Измайлов – современный писатель-публицист.

Сочинение

Почему современная массовая литература не является ценной? Именно такую проблему ставит Пётр Андреевич Астафьев в предложенном для анализа тексте.

   Размышляя над важным вопросом, писатель начинает текст с такой фразы: «Отправь голову в отпуск!». Данной цитатой он показывает своё отношение к современным книгам, говорит о том, что человек не задумывается над тем, что читает. Ведь массовая литература обесценилась во всех смыслах: «любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств», не испытав при этом никакой умственной нагрузки. Думаю, не зря внимание читателя обращено именно к такому примеру, потому как общество пропагандирует литературу, которая не заставляет задуматься над действительно важными нравственными проблемами и повысить свой интеллектуальный уровень развития.

     Продолжая свою мысль, автор акцентирует наше внимание на «ощущение скуки» в современных произведениях. Писатели массовой литературы «отправят в отпуск сотни, тысячи, десятки тысяч российских головушек». Поэтому если в обществе будут актуальны книги, которые не несут никакой смысловой нагрузки, то «головам грозит не отпуск, а пенсии» и «причём по инвалидности». Действительно, в современном обществе в большей мере распространены книги, которые не позволяют читателю подняться на новый духовный уровень, такого рода литература помогает человеку лишь продвигаться к снижению своих умственных способностей.

     Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять ход мыслей автора в процессе рассмотрения поставленного философского вопроса и осознать, почему нынешние книги утратили свой авторитет в глазах автора текста.

  Позиция автора такова: массовая литература не является значимой, потому что она не несёт духовной ценности для человека, она скорее разрушает интеллектуальное развитие, нежели обогащает его и даёт умственный прогресс.

  Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, читать современную массовую литературу легко, она не требует размышлений, глубокого анализа, прочитал и замыть. Но  это же страшно,  ведь такая литература ничего поучительного не несёт, она не обогащает духовно, не даёт нравственных уроков, разрушающе действует на разум человека. Он теряет лучшие качества, которые имел, да и вовсе их не приобретает. Грустно становится, когда видишь, что люди в магазинах отдают предпочтение «бульварным «романам».  Я  считаю, не стоит забывать о классике, которая воспитывает в человеке нравственные качества, развивает вкус, учит жить.    

      Немало примеров тому, что именно классическая литература обогатила душу и проложила дорогу к творчеству.   Вспомним великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и его няню, Арину Родионовну, которая привила русскому драматургу любовь к книгам. Читая ему сказки возле колыбели, она с каждым словом располагала его доброжелательное отношение к литературе, что способствовало нравственному развитию Александра Сергеевича.

  Таким образом, можно сделать вывод, что многие современные книги оказывают разрушающее влияние на интеллектуальное и духовное развитие человека, а ведь книги созданы для того, чтобы человек задумался над важными вопросами, проанализировал свою жизнь, постарался развивать в себе лучшие качества.

Марина

   

[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Спасибо большое за ответ,Юлия!(Извините,отчество не знаю)С уважением,Марина.Я не хотела повторно,просто так получилось.Извините.
Изменено: Нина Ивановна - 09.02.2019 22:32:26
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста,вот я отправляю сочинения, а их не проверяют.Может,нужно как-то по-другому отправлять?Марина.
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 

Добрый вчер!Проверьте ,пожалуйста,сочинение.Заранее,большое спасибо.Марина

Текст

(1)     Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.(11)   Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталосьна земле. (12)Это         ощущение постоянно бывает        в ночи, но особенно гнетуще онопри виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами,   с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишкамина руках. (15)Они        плакали у развалин, вытаскивали что-то       из пожарищ. (16)Ночью укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.(18 (Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи...(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (ЗО)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

(По В. П. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — советский и российский писатель.

Сочинение

  «Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Люди находят в ней поддержку, воодушевление.   Какое влияние оказывает музыка на людей? Именно такую проблему ставит Виктор Петрович Астафьев в предложенном для анализа тексте. К1

  К2Для того чтобы привлечь внимание к важному вопросу, автор переносит читателя в атмосферу военной осени. В разрушенном польском городе, где, как казалось рассказчику , не осталось ничего живого,   среди горящих развалин «неожиданно в доме»    раздались звуки одинокого органа,   от которых у героя « стиснуло» и «сдавило горло», разворотило душу, «как огонь разворачивал дома». Безусловно, данный пример иллюстрирует сильное воздействие музыки на чувства человека. Думаю, повествователь не случайно акцентирует внимание на этом факте, потому что звучащая мелодия ,которую он слышал в детстве, не вызвала у него в эту минуту того «восторга» и «жалости чистой», а «повернулась к нему другой стороной»: она звучала боевым древним   кличем, призывала что-то делать, чтобы небо не подбрасывало взрывами, чтобы прекратились пожары и люди смогли вернуться в свои дома, к близким и любимым.

        Продолжая свою мысль, автор обращает наше внимание на то, что музыка, которую рассказчик хранил в сердце, словно вздох родной земли, властвовала над развалинами, «гремела над городом», глушила снаряды, гул самолёта , тем самым вызывая у него тоску по родине. И опять же мы видим ,что музыка выполняет великую миссию: облагораживает душу человека, заставляет задуматься о важном, проникнуться самым ярким и неповторимым чувством – любви к Родине.

       Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют показать неизгладимое влияние музыки на человека с различных сторон и увидеть её в действии.

       К3. Так автор невольно подводит нас к мысли: музыка способна не только вызвать в человеке чувство печали и восторга, перевернуть душу, но и вдохновить на подвиг.

       Нельзя не согласиться с писателем. Действительно, влияние музыки на человека велико. Она трогает душу. Её магическая сила вызывает самые разные чувства и эмоции, помогает задуматься о важных мгновениях жизни человека, переосмыслить некоторые моменты, вызвать воспоминания, а также способна вдохновить на подвиги. Так, например, А.В. Суворов говорил: "Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил".

      Также во времена Великой Отечественной войны боевой дух поднимали песни. Они сплачивали людей в едином эмоциональном порыве, внушали уверенность в победе, выражали радость победы, помогали пережить скорбь о погибших в бою. Вспомним песню композитора Александрова «Вставай, страна»

    В заключение хочется сказать, что музыка – это величайшая сила, она заставляет человека мечтать, вспомнить прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.

Марина

[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ по русскому языку - 2019 (задание 27), Принимаем на проверку сочинения образца 2019 года. Новые критерии оценивания!
 
Добрый день!Проверьте,пожалуйста, сочинение.С уважением,Марина.
Текст
(З)Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся
и отстреливаться. (4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой.
(18) Надо было отстреливаться.(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. (22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту.
(25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её. (30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его...» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого
белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё
простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)

Сочинение
К1. В чем заключается трагедия гражданской войны? Именно над этой проблемой размышляет Б. Л. Пастернак в своём произведении.
К2. (1 пример) Автор повествует о случае, который произошёл во время гражданской войны в России. Белые пошли в наступление на красных, «бравируя опасностью». Но все закончилось неудачно, так как в бою участвовали только «студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы». Они не прятались от пуль, шли, выпрямившись во весь рост, поэтому «пули партизан почти поголовно выкашивали их». (пояснение к 1 примеру) А ведь у этих молодых людей все было впереди: любовь, семья, счастье. Но они зачем-то пошли на бессмысленную, жестокую смерть.
(2 пример) Но самое страшное, по мнению автора, произошло тогда, когда доктор начал осматривать трупы красного партизана и студента из белых войск. Он заметил одинаковые молитвы в их ладанках, которые «содержали извлечения из девяностого псалма» и должны были спасти от смерти и пуль. ». (пояснение ко 2 примеру) Эти люди были врагами, но они были духовно близки, имели одинаковую веру и культуру, мечтали об одном и том же. (скрепа между первым и вторым примером и смысловая связь) Оба примера показывают, что война заставляет людей одной национальности убивать друг друга, проявлять жестокость и беспощадность. Это самое страшное, что может произойти в нашем мире.
К3. Позиция автора такова: гражданская война – это истребление друг друга близкими духовно людьми. Ужаснее этого ничего не может быть.
К4. (Моя позиция и ее обоснование) Я согласен с мнением автора, потому что именно из-за войны гибнут люди, наносится непоправимый урон. Человек превращается в зверя и оказывается способным на совершение любых преступлений. (мой пример) Так, в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон» также описывается гражданская война. Она проходит через судьбу каждого персонажа и показывает его цену. Одни становятся героями, а другие – предателями и убийцами.
Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что гражданская война – это целенаправленное истребление людьми, принадлежащими к одному народу и культуре, друг друга. Именно она раскрывает сущность каждого человека и является самым страшным испытанием в нашем мире.
Страницы: 1