Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуПользователиВалерия СергееваВалерия Сергеева (Все сообщения пользователя)
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.


Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Как ставить кавычки
 
Уважаемая Юлия Фишман! Подскажите, пожалуйста, как ставятся кавычки. Мы так привыкли писать вместо прописных И. Напомните, когда обе кавычки ставятся сверху, а когда одна - снизу, другая - сверху? Спасибо!
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ (задание 25), Разбор сочинений, написанных для ЕГЭ. Не присылайте сочинения без текста для анализа.
 
Скажите, как лучше оформить вступление?
Одна из самых распространённых ошибок, которая встречается уже в первой строке сочинений, следующая: «В данном тексте автор говорит о …» - пишущий принимается рассуждать, не указав природы предложенного текста, имени автора. Данная ошибка отличается повышенной частотностью, считается грубейшей
Источник: http://5-ege.ru/napisanie-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku-sovety/
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ (задание 25), Разбор сочинений, написанных для ЕГЭ. Не присылайте сочинения без текста для анализа.
 
(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил.
«(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию!
(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком».
(13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»
(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.
(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.
(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (33)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.
(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.
(35)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
Сочинение:
В данном тексте Б. Бим-Бад поднимает проблему выбора и ответственности за него.
Рассуждая об этой проблеме, педагог замечает, что группа людей более уверенно принимает решения, чем отдельно взятый ее член, так как выбор всегда предполагает определенную долю ответственности, вызывает страх перед возможностью ошибиться. В связи с этим, с сожалением пишет Б. Бим-Бад, появляются «существователи», мерно плывущие по течению жизни, боящиеся предпринимать какие-либо самостоятельные действия, раз выбрав неверный путь, нести ответственность за свои поступки.
«Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. А достойна жизнь ответственная. Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!» Вот слова, в которых заключена авторская позиция.
Я согласна с мнением писателя. Человек всегда стоит на распутье, только от него зависит, каким будет следующий шаг. Если он делает выбор осознанно, принимает на себя ответственность, это придает его жизни смысл, исключает обывательское существование.
К проблема, поднятой М.Бим-Бадом, обращался еще Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов – это герои, которые постоянно находятся в поиске истинных ценностей жизни, своего предназначения, делают выбор, отвечают за совершенные поступки. Насыщенную, полную борьбы и противоречий жизнь этих героев нельзя сравнить с жалким существованием Берга, мужа Веры Ростовой, который лишь хочет жить не хуже других, лишает себя самостоятельности в действиях и решениях, копируя образ жизни, перенимая чужие взгляды и убеждения.
Сам Лев Николаевич утверждал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать…». Эти слова – кредо писателя, который на протяжении всего жизненного пути, не раз ошибаясь, мучительно искал себя, нравственные ориентиры и идеалы. Ведение дневников помогало Л.Толстому анализировать каждый поступок, действие, мысль. Такую жизнь можно, без сомнения, назвать подлинной.
В заключение хочется сказать, что человеку необходимо преодолеть свой страх перед возможностью выбора, научиться подходить к нему ответственно, что сделает его жизнь поистине достойной.
Изменено: Валерия Сергеева - 23.05.2015 15:54:25
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ (задание 25), Разбор сочинений, написанных для ЕГЭ. Не присылайте сочинения без текста для анализа.
 
[B]Исходный текст:[/B]
(1)...На вечерних улицах светятся огни, мерцают гирлянды фонариков на клубах, кафе. (2)Позади праздники, а между тем мы все прочно входим в будни. (3)Мы нехотя прощаемся с ожиданием чудес и подарков, мы понимаем, что праздник не может быть вечным, и вот мы просто начинаем жить, работать, решать очередные и внеочередные задачи. (4)И если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. (5)Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости: сколько проблем приходится решать...

(6)Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек - это то, что доступно каждому из нас, причём абсолютно бесплатно. (7)Может быть, настало время задуматься: возможно, человек, не умеющий находить радость в простых, повседневных мгновениях бытия, опасен для общества. (8)Нерадостный человек дома, нерадостный на работе... (9)Можно, наверное, эту всеобщую нерадостность объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства, но нужно ли? (10)И важно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир? (11)Из этих детей вырастут люди с нерадостным мировосприятием, ведь их внимание сконцентрировано на грустных сторонах жизни. (12)Может быть, нам всем надо учиться находить радости среди однообразных и трудных будней? (13)И это окажется для нас самым полезным?

(14)Мы привыкли стесняться радости: вокруг так много печали. (15)Наша личная радость кажется нам эгоистичной и потому скрывается. (16)Не нужно скрывать радости!

(17)Нужно учиться культуре радости! (18)Сегодня очень часто радость подменяется удовольствием, из этого складывается стереотип жизни,
состоящей из погони за удовольствиями. (19)Не нужно лишать себя удовольствий, нужно научиться различать эти понятия. (20)Радость всегда одухотворённа, её свет озаряет лицо человека. (21)А удовольствие несёт на себе налёт суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту.

(22)...В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность? (24)Вероятно, трудности будут. (25)Как можно противостоять им? (26)Видеть вокруг только врагов? (27)Сделать шаг к агрессии и мести? (28)Мы можем выбрать другой путь - путь радости. (29)Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий - и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. (З0)Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. (31)Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком — вот основа долгой, плодотворной жизни. (По В. Никляеву)
[B]Сочинение[/B]
Почему так необходимо научиться радоваться простым вещам, окружающим нас в повседневной жизни? Вот вопрос, о котором размышляет В. Никляев.
Рассуждая о данной проблеме, автор вспоминает М. Пришвина, который благодаря светлому мировосприятию сумел прожить долгую, достойную жизнь, хотя на его время пришлись самые эпические исторические события. В. Никляев противопоставляет писателю людей, которые не замечают радостных мгновений в повседневной жизни изамечает, что такое отношение к миру не поможет в борьбе с жизненными трудностями.
Позиция автора такова: «всем надо учиться находить радости среди однообразных и трудных будней», ведь это и является «…основой долгой, плодотворной жизни».
Я согласна с мнением В. Никляева. Действительно, для поддержания своего духа необходимо находить радость в мире суеты и каждодневных забот.
Данная проблема поднималась в произведениях многих поэтов и писателей. Главная героиня рассказа В. Вересаева «Euthymia» Люся наделена редкостным даром «радостнодушия», она «умеет извлекать радость из большого и малого», что помогает ей бороться с тяжелой болезнью – туберкулезом кишечника.
Способность к радостному восприятию жизненных событий придает силы и стойкости тем, кто обладает таким миропониманием, а они, в свою очередь, оказывают помощь тому, кто нуждается в поддержке. Так, Наташа Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», восхищается каждым мгновением жизни и ценит его. Прекрасная летняя ночь, наступление нового дня, общение со своей семьей, встреча с новыми людьми – все вызывает у нее искреннюю радость и ощущение счастья, благодаря чему Наташа умеет справляться с жизненными трудностями, помогать в их преодолении другим. Именно она своим пением заражает оптимизмом Николая Ростова, проигравшего крупную сумму денег, облегчает страдания матери, обезумевшей от горя после смерти Пети.
Таким образом, чтобы преодолевать препятствия, каждый день встающие на пути, людям совершенно необходимо научиться правильно принимать события своей жизни, обращать внимание на неповторимые мелочи, уметь удивляться и радоваться.

[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ (задание 25), Разбор сочинений, написанных для ЕГЭ. Не присылайте сочинения без текста для анализа.
 
[B]Исходный текст[/B]
(1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.
- (4)Я виноват перед вами, - говорил офицер, - я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.
- (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного. (10)Подумайте, - продолжала она , как будто говоря сама с собой, - что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле. (12)Он, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15) А вам весело в Петербурге?
- (16)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, - да, мне там очень весело, слишком весело... (17)Я человек светский. (18)Только что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.
- (23)Вы были влюблены ? - спросила она едва внятно ...
-(24)Ещё бы! (25)Да и как! (26)Да что в том толку... (27)В свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.
- (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?
- (34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.
- (36)Так вы не верите в любовь?
- (37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39)Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.
(40)Он замолчал..

[B]Сочинение[/B]
   Какое влияние на человека оказывает «свет»? Вот вопрос, над которым задумывается русский писатель В. Соллогуб.
Рассуждая о данной проблеме, автор обращается к диалогу петербургского офицера и «уездной барышни». Молодой человек подавлен, сетует на скуку, «бессилие и немощь». В. Соллогубу жаль, что именно так проходят лучшие годы героя, разочаровавшегося в своей жизни.
На мой взгляд, автор считает, что «свет» губительно действует на человека, лишая его жизненных сил, энергии, возможности проявлять свои естественные чувства, навязывает ложные ценности и идеалы.
Трудно не согласиться с позицией писателя. Ведь, действительно, часто светская жизнь является «омутом», кишащем лицемерием, тщеславием, глупостью, которые умело скрыты под масками приличия. Очень трудно избежать этого влияния, «выбраться» чистым и сохранившим «душевную свежесть».
Проблема, поднятая В. Соллогубом, всегда волновала классиков русской литературы. Еще А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» указал причину «хандры» героя – праздный образ жизни, тлетворное влияние «света». Выросший в столице Евгений не знает, что такое истинная дружба, не умеет ценить ее, любовь заменяет ему «наука страсти нежной». Жизнь в «свете» опустошила героя, лишила смысла жизни, уничтожила зачатки добрых качеств.
Особенно от «света» нужно беречь людей простых, естественных, неопытных, ведь  они легко могут поддаться его влиянию.  Трудно узнать непринужденную, «живую» Наташу Ростову, героиню романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», на опере в ложе Элен Курагиной. Улыбка Наташи, вмещающая столько разных оттенков, вдруг становится похожей на застывшую улыбку Элен, «волшебница» теряет прежнюю робость и застенчивость, легко поддается интригам франта Анатоля Курагина, не может отличить истинные чувства от мимолетного увлечения.
Подводя итог, хочется сказать о том, что часто «свет» губит лучшие силы человеческой души, чему нужно противостоять, чтобы сохранить в сердце естественные, благородные порывы.
Изменено: Валерия Сергеева - 14.05.2015 18:16:31
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ (задание 25), Разбор сочинений, написанных для ЕГЭ. Не присылайте сочинения без текста для анализа.
 
Исходный текст:
(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что
чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.
– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То
переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.
(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же
всегда интересовался...
– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда!
(56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький
мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

Сочинение:

Что является неотъемлемым компонентом настоящей любви? Над этим вопросом задумывается русская писательница Н. Тэффи.
Рассуждая о данной проблеме, автор описывает взаимоотношения немолодой супружеской пары. Н. Тэффи восхищает чуткость и нежность женщины, которая, как «трепетная птица», заботится о своем выздоравливающем муже, старается скрасить его пребывание в санатории.
Позиция автора такова: истинную любовь рождает нежность, которая «не ищет своего», отдает все силы заботе о ближнем.
Я согласна с позицией писательницы. Ведь, действительно, любовь невозможна без ласки, внимания по отношению к близкому человеку, что и есть  проявление нежности, «божественный лик любви».
Когда я размышляю о вопросе, к которому обратилась Н.Тэффи, я вспоминаю историю любви В.Маяковского и Л.Брик. Даже не верится, что такой «большой», сильный, самоуверенный мужчина превращался в «щеника» рядом с Лилей, которую он обожествлял, трепетно оберегал. Во время Первой мировой войны в голодном и холодном Петрограде ему удалось достать «драгоценную» морковь и полполена березовых дров для больной Лилии Юрьевны, чему посвящены теплые, душевные строки в поэме «Хорошо». Эта любовь, искренняя, полная самоотдачи, пронзила всю жизнь поэта, в своей предсмертной записке он снова обращается к возлюбленной: «Лиля, люби меня».
К сожалению, любовь-нежность может быть не всегда понята. Так, старик, о котором повествует Н. Тэффи, не ценит заботу его внимательной супруги, отталкивает ее. Так же поступает и Павел Антипов, герой романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», отказываясь от нежной, материнской любви своей жены Лары. В одном из откровенных разговоров с Юрием Живаго Лариса замечает, что такая любовь намного сильнее, чем просто женская.
Таким образом, любовь, в основе которой лежит нежность, не имеет предела, потому что она лишена эгоизма, себялюбия. Такую любовь нужно научиться понимать и ценить.
Изменено: Валерия Сергеева - 11.05.2015 18:26:42
[ Закрыто] Сочинение для ЕГЭ (задание 25), Разбор сочинений, написанных для ЕГЭ. Не присылайте сочинения без текста для анализа.
 
Текст
1)Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже -часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... (2)Но откуда всё это вдруг берётся? (3)Да и берётся ли вдруг? (4)Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... (5)И это ставится чуть ли не в упрёк. (6)А разве только при виде горя люди становятся добрее? (7)Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? (8)Будет ли она со временем развиваться? (9)И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот... (10)Разве может возвысить человека такое «добро» - сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? (11)Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... (12)Вряд ли такое «добро» сделает добрее. (13)Скорее будет наоборот. (14)И ещё. (15)Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. (16)Детей учат музыке, рисованию. (17)Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. (18)А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. (19)Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека. (20)...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. (21)Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» (22)Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. (23)Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. (24)Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. (25)Но оправдана ли была та материнская жертва? (26)Он никогда об этом не задумывался. (27)Его этому не научили. (28)Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. (29)Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. (ЗО)Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. (31)Может быть, он не будет злым, жестоким. (32)Но и добрым он не будет. (По А. Лиханову)



Cочинение
·     Почему подростки часто лишены таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, внимательность к ближнему? Над этим вопросом задумывается известный писатель А.Лиханов.
·     Размышляя по поводу данной проблемы, автор повествует о разговоре своего сына с другом, который считает, что его мать должна посвятить всю себя именно ему, забыв о личной жизни. Писателя возмущает такой эгоизм, черствость, непонимание близкого человека, что и является, по мнению А.Лиханова,  последствием неправильного подхода к воспитанию ребенка, при котором определяющую роль играет детский школа, в то время как близкое, душевное общение родителей и детей отсутствует.
·     Позиция автор заключается в следующем: «… доброте, сочувствию, такту, ответственности могут научить только близкие люди», поэтому, чтобы вырастить «настоящего Человека», семье необходимо как можно больше времени уделять ребенку, не перекладывая ответственность за его воспитание на образовательное учреждение.
·     Трудно не согласиться с мнением А. Лиханова. Ведь детям, подросткам, личность которых еще формируется, так нужен родной, близкий человек, который заложит в его душе ростки добра, отзывчивости, чуткости по отношению к окружающим.
·     К данной проблеме обращались многие писатели.  На страницах романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» появляется Долли Облонская, мать шестерых детей. Несмотря на проблемы во взаимоотношениях с мужем, ухудшение экономического положения семьи, Дарья Александровна занимается воспитанием детей сама, не  поручая заботу о них нянькам. Долли стремится вырастить своих детей добрыми и ответственными, она искренне отчаивается, если ее «херувимчики» проказничают, и радуется, когда они совершают гуманные поступки. Трогательный эпизод, где Таня, старшая дочка, делится с наказанным братом Гришей своим десертом, подтверждает, что старания матери приносят свои плоды.
·     Вопрос, заинтересовавший А. Лиханова, часто встает в нашей повседневной жизни. Недавно моя мама, работающая в школе, рассказала мне историю об одном хулигане. Отец мальчика попросил перевести его в параллельный класс «на воспитание», для того чтобы «было кому воды в старости принести». Эти слова показывают, что в данной семье воспитание ребенка вверяется школе, а родители играют все меньшую роль в этом процессе, чем, скорее всего, и можно объяснить поведение подростка. К сожалению, на сегодняшний день так рассуждают многие семьи.
·     Таким образом, родителям нужно уделять больше времени, внимания и сил своим детям, чтобы воспитать в них лучшие человеческие качества.
Страницы: 1