архивы вебинаров.jpg




  Перейти на сайт учителя-словесника А. Тихонова 

   Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуПользователиNatalia KireevaNatalia Kireeva (Все сообщения пользователя)
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.
SimpleXMLElement Object ( [returncode] => SUCCESS [meetings] => SimpleXMLElement Object ( ) [messageKey] => noMeetings [message] => no meetings were found on this server )


Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Еще один способ запомнить правила
 
Да, Юлия, правополушарные дети запоминают картинку и могут написать диктант на пять, не зная ни одного правила (мне такие дети встречались). Но ведь речь идет об изучении и применении ПРАВИЛ, то есть это касается  большинства детей, которым правила нужны. Постановка задачи в буквенной орфографии - это определение слабых позиций звука (это делается всегда, только называется по-разному), а вот решение орфографической задачи  делается ПО ПРАВИЛАМ  для каждой морфемы в отдельности (то есть от разбора слова по составу никуда не уйти).  Так лучше сразу  приучать школьников к поморфемному письму,  для начала в виде отдельных упражнений.
Поморфемная запись слова как один из способов обучения грамотному письму
 
Разбор слова по составу  – это не просто дополнительное упражнение на уроках русского языка: словообразовательный анализ может стать эффективным методом практического обучения грамотному письму. Пишите не слова, а морфемы, контролируя на письме их звуко-буквенный состав, – в этом  заключается  основной принцип решения буквенных орфограмм. Насколько  эффективным может быть такой метод обучения на практике и с какого возраста его можно применять? Статья по теме:https://open-lesson.net/2387/

Примечание: такую запись при обучении лучше делать с помощью косой черты (слеша), например: по/морфем/н/ая за/пись.
Еще один способ запомнить правила
 
Мне кажется, что при отсутствии грамматических знаний (неумение разбирать слово по составу, определять части речи)  получить устойчивые навыки грамотного письма просто невозможно. Изучение правописания должно следовать за изучением грамматики.
Почему не сохраняется суффикс Я?
 
Почему выровнЯть - выровнЕнный, приравнЯть - приравнЕнный, глагольный суффикс Я не сохраняется. Но: подстрелИть - подстрелЕнный, пристрелЯть - пристрелЯнный.
Адъективированные причастия
 
Цитата
Ulysses написал:
Хм... Не соглашусь. Можно упростить, можно создать таблицу-памятку по формальным признакам, без привязки к частеречной принадлежности. Но нельзя делать подлог. Нельзя давать искаженные, неверные сведения, которые не соответствуют действительности. Бездумно упрощая, совершая подлог, мы подменяем обучение натаскиванием. Это не есть хорошо.

Можно определять количество н по приставкам, по ованн/еванн, по виду. Это будет правильным. Но нужно выбирать корректные формулировки. Нельзя говорить, что в причастиях следует писать две н, а в прилагательных одну, и при этом причастия определять наличием приставки, ованн/еванн и видом. Это ложь. Прилагательные пишутся как с одной, так и с двумя н. Приставка, ованн/еванн и вид не делают прилагательное причастием и наоборот.

Я задал этот вопрос, дабы не впасть в противоположенную крайность. Похоже на то, что причастия в принципе могут существовать и употребляться только при наличии управления. А как только причастие употребляется без управления, оно тотчас адъективируется и становится прилагательным. Вот этот момент я бы хотел уточнить.

На полке стояли банки с консервированными огурцами. Прил., хотя ованн
На полке стояли банки с консервированными на зиму огурцами. Прич.

Это был предвиденный результат. Прил., хотя приставка.
Это был предвиденный мною результат. Прич.

Это же касается слитного и раздельного написания не.

Это был непредвиденный результат. Прил,  не  - приставка.
Это был не предвиденный мною результат. Прич,  не -  частица. Ведь приставка  не  не употребляется с глаголами, а причастие - это глагол.
Не надо грамматику  изучать  по орфографическим правилам,  так как  орфография основана на грамматике, а не наоборот.

Грамматика
По определению,  глагол обозначает действие (время и вид – основные грамматические значения), прилагательное обозначает постоянное качество предмета, а вот причастие, как и глагол,  обозначает признак как действие, то есть протекающий во времени признак, и в этом его главное отличие от прилагательного.
Образованная от глагола признаковая форма  потенциально является причастием. В то же время причастия могут переходить в прилагательные, и этот переход называется адъективизацией.  Адъективизация бывает постоянной и временной (что случается чаще), и одно и то же слово в разных условиях может быть то причастием, то прилагательным.
Когда же  причастия становятся прилагательными, то есть утрачивают признак действия и приобретает постоянный (качественный) признак? Практически это бывает в следующих случаях.
  Прежде всего,  это утрата зависимых слов для страдательных причастий прошедшего времени, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида. Пример: кошеный луг как результат действия (луг без травы), только качество, и никаких временных характеристик. Кошенный в прошлом году луг – это уже причастие, причем зависимые  слова обозначают дополнительные обстоятельства действия.  Скошенный луг – это тоже причастие, обозначение завершенного во времени процесса.  
Переход причастия в прилагательное возможно также в случае   переносного значения слов, например: образованная (умная) девушка, выдержанный  (спокойный) человек – всё это тоже прилагательные, утратившие значение действия, хотя они образованы от глаголов совершенного вида.
Решенная задача – это причастие, обозначает признак завершенного действия, наличие зависимых слов уже не может изменить  статус слова. А консервированные огурцы – прилагательное  (как и соленые огурцы), это качественный признак. Итак, принципиальное различие причастий и прилагательных следует из их определения: признак как действие или качественный признак, всё остальное – это дополнительные факторы, помогающие нам различить прилагательные и причастия.

Итак, если вы хотите считать глагольную форму  прилагательным, а не причастием, укажите причину ее адъективизации.

ОРФОГРАФИЯ
Грамматический анализ – вещь сложная, поэтому при выборе Н и НН пользуются формальным правилом 4-х  признаков:  две буквы  НН пишутся при наличии приставки, зависимых слов, при образовании от глаголов совершенного вида и  глаголов с суффиксом  ОВА/ЕВА.  Правило помогает быстро сориентироваться в ситуации, но может иметь исключения,  и главное,  оно не претендует на  определение грамматического статуса слова (то есть оно не различает причастия и прилагательные).
Правило используется и при написании слов «образованный, выдержанный» в полной форме (причастий или прилагательных), а вот различать их приходится в краткой форме по смыслу: девушка умна и образованна – для расследования была образована специальная комиссия.
 
Изменено: Natalia Kireeva - 25.12.2016 12:56:06 (дополнение)
Тире, двоеточие или запятая?
 
Цитата
Оксана Лисицина написал:
Добрый день! В данном случае ставится тире:  Я люблю любые ягоды - от клубники до крыжовника.  В данном случае нужно пользоваться правилом обособления приложений, согласно которому тире может ставиться после обобщающего слова перед группой однородных членов, имеющих характер приложения или уточнения, как в вашем примере:  от клубники до крыжовника.  В предложении  Я люблю ягоды: клубнику, малину, смородину, крыжовник  требуется ставить двоеточие, поскольку обобщающее слово стоит перед однородными членами, а последующее перечисление не имеет уточняющего характера.
Цитата
Оксана Лисицина написал:
Добрый день! В данном случае ставится тире:  Я люблю любые ягоды - от клубники до крыжовника.  В данном случае нужно пользоваться правилом обособления приложений, согласно которому тире может ставиться после обобщающего слова перед группой однородных членов, имеющих характер приложения или уточнения, как в вашем примере:  от клубники до крыжовника.  В предложении  Я люблю ягоды: клубнику, малину, смородину, крыжовник  требуется ставить двоеточие, поскольку обобщающее слово стоит перед однородными членами, а последующее перечисление не имеет уточняющего характера.
Спасибо большое за ответ.  И еще небольшое уточнение:  от клубники до крыжовника - это действительно однородные члены? У них же разные падежные формы.
Изменено: Natalia Kireeva - 18.11.2016 16:37:31
Еще один способ запомнить правила
 
Запомнить правило можно, если понятно, откуда это правило взялось. Например, рассмотрим выбор О/Ё после шипящих. Ученик должен понимать: 1) почему мы вообще выбираем гласные  после шипящих (шипящие и Ц - непарные по твердости-мягкости согласные, поэтому после них можно написать любую парную гласную -  О или Ё. 2) Общий принцип:  в современной орфографии после шипящих  преимущественно используются гласные первого ряда: А, О, У, Е, И, поэтому  О можно условно считать основным вариантом письма, а запомнить следует  два основных случая написания Ё: а) в корнях с чередованием Е/Ё (чернеть - черный, по аналогии с темнеть - тёмный); б) в глаголах и глагольных формах (причастиях, деепричастиях, отглагольных существительных) - ведь О в окончаниях и суффиксах глаголов вообще не пишется: унесёт, унесённый, сожжёт, сожжённый.  Вывод: надо стараться объяснить любое правило, тогда оно само запоминается.
Знаки препинания, при приложениях
 
Цитата
Ирина Бойко написал:
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с предложением. Берега Лены,оба крутые,сплошь покрыты лесом. Оба крутые это приложение? Правильно расставлены знаки препинания при приложении?
Из источника: Берега, крутые оба, сплошь покрыты лесом (Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"). Слово "оба" обычно считают собирательным числительным, но некоторые лингвисты относят его к местоимениям со значением "и тот и другой". Интересно, что в разных конструкциях "оба" действительно ведет себя то как числительное (оба друга), то как местоимение. В данном случае оборот "оба крутые" (= и тот и другой крутые) является обособленным определением (местоимение+ прилагательное). Обособляется в позиции после определяемого слова.
Тире, двоеточие или запятая?
 
Здравствуйте!  Помогите, пожалуйста, выбрать знак (запятую, двоеточие, тире)  в следующем предложении: Я люблю любые ягоды () от клубники до крыжовника. Каким правилом надо пользоваться при выборе знака?  Можно ли вообще не ставить знак препинания?

Как соотносится это предложение со следующим предложением, в котором есть обобщающее слово: Я люблю любые ягоды: клубнику, малину, смородину, крыжовник. Вместо двоеточия здесь можно поставить тире, а вот запятая не ставится.  
ПобИрушка, чередование в корне
 
Цитата
Леонид Медведев написал:
Я посмотрел запись вебинара по главным в корне с прошлой недели. Там задали вопрос, почему пишется И в слове "побирушка". Нет суффикса А, по правилу должно быть Е. Обещали разобрать слово на практикуме. Но и на практикум я не попал. Скажите, почему всё-таки И.
Цитата
Егор Алаев написал:
Цитата
Леонид Медведев   пишет:
Я посмотрел запись вебинара по главным в корне с прошлой недели. Там задали вопрос, почему пишется И в слове "побирушка". Нет суффикса А, по правилу должно быть Е. Обещали разобрать слово на практикуме. Но и на практикум я не попал. Скажите, почему всё-таки И.
На практикуме объяснили: дело в том, что "побирушка" - не глагол. Суффикс а касается только глаголов, т.к. это глагольный суффикс вообще. Побирушка - от побираться. А тут есть суффикс А. Я сам даже не думал до этого, что чередование Е - И мы видим только в глаголах.
Когда выбор гласной зависит от суффикса А? Выбор Е/И  или О/А в этом случае является  грамматическим, так как  суффикс А соотносится с формой глагола несовершенного вида: касаться, полагать (несов.вид) – коснуться, положить (сов.вид).
 Для корней с чередованием Е/И в этом случае противопоставляются следующие формы: собрать – соберу (совершенный вид) и собираю (несов.вид).
В нашем случае:  по/бир/а/ть/ся (несов. вид, суффикс А)  - по/бир/ушк/а, то есть глагольный суффикс А сохраняется в производном слове.
 
Можно ли склонять название фирмы
 
Цитата
Екатерина Касьянова написал:
Добрый день! Как правильно подписать открытку: "Сотрудники Горизонта-Фильтр" или Сотрудники Горизонт-Фильтр".
Полное название фирмы: ЗАО "Горизонт-Фильтр".
Спасибо.
Цитата
Екатерина Касьянова написал:
ЗАО "Горизонт-Фильтр",
При отсутствии родового наименования склонение названия с дефисным написанием может зависеть от его семантики, то есть нужно понять, почему фирма так названа, какое слово является главным, а какое приложением.  О компании "Горизонт-фильтр" мало информации (вероятно,  правильным будет "сотрудники "Горизонт-фильтра). А  вот "Медиана-фильтр" - это крупное предприятие, оно ориентировано на изготовление фильтров мембранной безреагентной очистки, и слово "медиана", возможно,  обозначает "центр, середину" - что-то вроде "Центр-фильтр". В этом случае  оно может являться главным: сотрудники "Медианы-фильтр".
Текст по заданным словам
 
Цитата
Юлия Фишман написал:
Придумайте рассказ, в который войдут все заданные слова. Лучшие рассказы будут размещаться в разделе  Тексты  и, возможно, даже озвучены диктором. А их авторы получат подарки (курсы, абонементы на вебинары и прочие полезности).

Итак, вот эти слова:

 Орнамент, бездельник, циновка, горяч, стежок, ломоть, жёрнов, прибыть, аккордеон, удивляться,     стирать, малышок, расстояние, зарница, рассказать, ямщик, фонарщик, блюдце,     паралич, лосось, баллон, замирать, лампада, сплошь, чартер, арбалет, розыгрыш, чествовать.  
 Вечерняя зарница гаснет, и за окном сплошь темнота. Фонарщики выходят на улицу, а бабушка зажигает лампаду, садится к ручному жёрнову: надо намолоть муки на завтра.
  Деда-рисовальщика разбил паралич, и  малышок помогает ему, составляет новый орнамент.  Он придумывает,  рисует,  стирает, а бабушка потом шьет заказчикам одежду: стежок за стежком. Дед суров, горяч, ругает его бездельником.
  Пришел сосед, Карл Иванович,  расположился у печи на циновке.  Бабушка приносит угощение: ломоть хлеба на блюдце, сушеный лосось. Сосед  раньше работал в цирке и  любит рассказывать всякие истории. Он был клоуном, устраивал смешные  розыгрыши, публика любила и чествовала его.   А однажды баллон циркового аэростата лопнул, и он едва не погиб. Дома у соседа есть аккордеон и арбалет. Малышок слушает внимательно, удивляется, сердце у него замирает.

Далеко-далеко, на большом расстоянии от них, расположен  немецкий город, и  когда-то  прибыл оттуда цирк, а потом уехал  на чартерных ямщицких повозках дальше. А Карл Иванович остался.
Страницы: 1