Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
12.01.2018 22:00:15
Павел Петрович вышел, а Базаров постоял перед дверью и вдруг воскликнул: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют. А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда... (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.) Тогда пришлось бы задушить его, как котенка». Он возвратился к своему микроскопу, но сердце у него расшевелилось, и спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй? Тут что-нибудь другое есть. Ба! да не влюблен ли он сам? Разумеется, влюблен; это ясно как день. Какой переплет, подумаешь!.. Скверно! — решил он наконец, — скверно, с какой стороны ни посмотри. Во-первых, надо будет подставлять лоб и во всяком случае уехать; а тут Аркадий... и эта божья коровка, Николай Петрович. Скверно, скверно». День прошел как-то особенно тихо и вяло. Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке. Николай Петрович имел вид озабоченный. Ему донесли, что в его пшенице, на которую он особенно надеялся, показалась головня. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол. «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Он велел Петру прийти к нему на следующий день чуть свет для важного дела; Петр вообразил, что он хочет взять его с собой в Петербург. Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он все-таки должен был драться. Петр разбудил его в четыре часа; он тотчас оделся и вышел с ним.
8. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте? Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» представил к общественному вниманию острую проблему взаимоотношений между старым и новым поколением. Представителей обоих их них автор изобразил очень детально, показав тем самым читателю всю глубину их внутреннего мира. Для осуществления этого писатель прибегнул к различным средствам психологической характеристики персонажей, которые заметна даже в небольших фрагментах текста. В первом абзаце приведенного отрывка И. Тургенев показывает характер Базарова благодаря такому средству как монолог. Он позволяет понять личное отношение героя к произошедшим ранее событиям, а именно к вызову Павлом Кирсановым его на дуэль. Например: «Фу ты, черт! как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали! <…>». Подобная речь говорит о том, что Евгению Васильевичу не приятна произошедшая сцена, он не видит в нем необходимость, поэтому называет комедией. Далее с помощью внутреннего монолога автор показывает размышления героя над случившемся: «Он нас увидел сегодня, — думал он, — но неужели ж это он за брата так вступился? Да и что за важность поцелуй?». Данное средство передает также внутренние переживания Базарова: «Умру, — подумал он, — узнают; да я не умру. Нет, я еще долго на свете маячить буду». Внутреннее состояние персонажей автор показывает также благодаря различным тропам. Например, для изображения страха и тревоги Фенечки И. Тургенев использует сравнение: «сидела в своей комнатке, как мышонок в норке». Беспокойство Евгения Базарова и Павла Кирсанова автор показывает с помощью эпитетов: «беспорядочные сны», «леденящею вежливостью». Подытоживая, можно сказать, что И. С. Тургенев не говорит напрямую о переживаниях, тревогах своих персонажей, а передает их внутренние беспокойство с помощью различных средств, они же позволяет ему показать подлинное отношение героев к тем или иным явлениям, которые создают целостный психологический образ персонажа. 9. В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя? Особенность психологизма И. С. Тургенева заключается в изображении внутреннего мира героев и их характера через систему различных художественных средств. То есть автор не говорит о чувствах персонажей напрямую, а раскрывает их душевное состояние и подлинную натуру через эти средства. Подобное изображение героя близко многим русским писателям. Например, Льву Николаевичу Толстому. Для рассмотрения можно взять роман – эпопею «Война и мир». В данном произведении стоит выделить в первую очередь внутренний монолог Александра Болконского при Аустрелицком сражении, когда он смотрит на небо и понимает бессмысленность всего того, что происходило раньше перед огромной вселенной. Это средство раскрывает душевное состояние героя и показывает его подлинные мысли. В данной же битве при описании Наполеона 1 автор использует деталь «жирные ляхи», которые передают некую безобразность и отрицательность этого персонажа. Т. е. Л. Толстой, как и И. Тургенев, не показывает сразу всю душу и сущность своих героев, а делает это благодаря различным художественным средствам. В качестве следующего примера может послужить роман Ф. М. Достоеввского «Преступление и наказание». В данной работе автор мастерски показывает психологическое состояние своих героев, используя для этого различные литературные средства. Однако я бы выделила среди них сон Родиона Раскольникова. Перед совершением убийства ему снится его детство. Он видит, как все бьют лошадь и испытывает по отношению к нему сильную жалость. Этот сон показывает истинный характер Раскольникова, который является человеком с горячим сердцем, способным сострадать. Однако его жестокие действия противоречат духовному состоянию персонажа. Т.е. опять же не столько действия и речи персонажа показывают его истинную сущность, а сон, который отражает всю полноту его внутреннего мира. Таким образом, можно сказать, что психологизм многих русских классиков заключается в изображении внутреннего мира героев через систему монологов, снов и других литературных средств. 15. Как соотносятся финальные строки с названием стихотворения? «Знамя с Куликова» (Юрий Кузнецов. 1977) Сажусь на коня вороного — Проносится тысяча лет. Копыт не догонят подковы, Луна не настигнет рассвет. Сокрыты святые обеты Земным и небесным холмом. Но рваное знамя победы Я вынес на теле моём. Я вынес пути и печали, Чтоб поздние дети могли Латать им великие дали И дыры российской земли.
Последние строки стихотворения Юрия Кузнецова отражают в себе основной смысл названия работы – «Знамя с Куликова». Для писателя рваное знамя, которое он сумел вынести, является главным признаком победы русских на Куликовской битве. Но он также является важным показателем того, что следующие поколения сумеют благодаря этой победе продолжать свою счастливую и беспечную жизнь на великой «российской земле». Я думаю, для писателя эта победа является неким элементом надежды и веры народа. Она позволит «поздним детям» вспоминать геройство своих предков и выносить все тяжести и невзгоды жизни. То есть именно в последних строках стихотворения выражена вся суть названия данного произведения.
16. В каких произведениях русской классики звучит обращение к историческому прошлому нашей Родины и как эти произведения можно соотнести со стихотворением Ю. Кузнецова «Знамя с Куликова»? Ю. Кузнецов в стихотворении «Знамя с Куликова» обращается к историческому прошлому своей Родины и использует победу в Куликовской битве для отражения своих мыслей. Многие другие русские классики также нередко обращались к данной теме в своем творчестве. Например, в стихотворении А. А. Блока «На поле Куликовом» рассматривается именно эта тема. Данное произведение, как и работа Ю. Кузнецова, опирается на события Куликовской битвы. Но Александр Александрович в отличие от предыдущего поэта ведет параллель между событиями прошлого и настоящего. Он пишет: «Опять над полем Куликовым, /Взошла и расточилась мгла». То есть писатель считает, что прошедшие военные события опять могут повториться, однако уже не в виде битвы с чужим врагом, а в форме гражданской войны. В качестве следующего примера может послужить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В данной работе писатель также отражает историческое событие – Бородинское сражение. Для поэта оно представляется в виде страшной битвы. Автор пишет: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром/Москва, спаленная пожаром, французу отдана/ Ведь были схватки боевые/ Да, говорят, еще какие! / Недаром помнит вся Россия/ Про день Бородина!». Для поэта, как и для Ю. Кузнецова, в битве в некоторой степени сражались для спасения следующих поколений, ведь не просто так в стихотворении показан маленький мальчик, спрашивающий о прошлом у дяди.
Подытоживая, можно сказать, что многие писатели обращаются к прошлому своей Родины и нередко мотивы таких работ бывают схожи.
|
|
|
|
14.01.2018 23:35:16
17.3. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».) Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург 19 века. В своем творчестве он уделял большое внимание вопросам судьбы помещиков на рубеже веков. С данной темой связана его пьеса «Вишневый сад», которую сам писатель считал комедией, однако в литературных кругах данное жанровое определение вызвало большой резонанс, так как в тексте работы больше трагического, нежели комического. Оно связано в первую очередь с горем главных героев пьесы. Основными персонажами произведения, вокруг которых разворачиваются события, являются Л. Гаев и Л. Раневская - брат и сестра, представители дворянского сословия. Все действия пьесы разворачиваются вокруг их разорившегося имения и великолепного вишневого сада. Свое излюбленное место, свой родимый дом герои не смогли уберечь, хоть безумно этого хотели. В связи с этим возникает вопрос: «В чем же беда и в чем же вина владельцев сада?» Ведь если они настолько дорожили им, то почему позволили себе продать его. Попробуем найти ответ на этот непростой вопрос. Итак, разберемся же, в чем вина и беда героев. Л. Раневская приезжает в свой отчий дом спустя несколько лет пребывания за границей. Она с трепетом и бережностью обходит свое имение, каждый уголок которого напоминает ей безмятежные годы детства. Раневская с горечью узнает от Гаева, что дом, а вместе с ним и сад, необходимо продать из-за нехватки денежных средств. Владельцы сада, не желая терпеть утрату, хотят спасти то, что по праву принадлежит им. Однако на деле никаких существенных действий не предпринимают. Им даже купец Лопахин, деловой и предприимчивый человек, дает полезный совет: срубить деревья в саду и построить дачи, которые будут пользоваться у людей спросом. Данный вариант не устраивает наших героев, поэтому они вообще ничего не осуществляют для его спасения. На протяжении всей пьесы и Леонид, и Любовь Андреевна страдают по поводу предстоящей разлуки со своим имением, как будто это уже неизбежно. Вот в чем состоит основная вина героев: они не попытались сделать что-либо для спасения сада. Поэтому в конечном счете его приобретает Лопахин, который без замедлений рубит вишневый сад для реализации своих идей. Почему же Гаев и Раневская ничего не сделали? Ведь если все было предопределено, то что им стоило вырубить сад, лишь быне лишится родимых мест навсегда? Ответ на эти вопросы показывает основную беду героев: владельцы сада – дворяне. Они привыкли жить роскошной жизнью, без забот и проблем. А тут надо было принять серьёзные меры, к которым персонажи не способны в силу своего воспитания и положения. Только такие люди, как Лопахин, выбившийся в люди из мужиков, способные к делу, могут решиться на отчаянный шаг. Гаев и Раневская, как и все их сословие, остались в прошлом, именно поэтому они вечно размышляли о прошедших годах, в то время как Лопахин, передовой человек, своими советами возвращал их в суровую реальность. Таким образом, опираясь на вышеизложенные рассуждения, можно сделать следующий вывод: основная вина владельцев сада заключается в том, что они не сумели принять верное решение, чтобы сохранить свой излюбленный вишневый сад. А беда героев связана с тем, что в них не было заложено умение осуществлять серьезные меры для решения проблем, ведь, являясь представителями дворянского сословия, Гаев и Раневская привыкли к счастливой и легкой жизни, которая ничем бы не обременяла их. |
|
|
|
16.01.2018 12:59:08
Дорогие старшеклассники и преподаватели!
Приглашаем вас на курс [URL=/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=2193776]Подготовка к ЕГЭ по литературе[/URL] с Аллой Баландиной! 8 двухчасовых вебинаров с Аллой Баландиной, материалы, презентации и проверка сочинений.
С уважением, Юлия Фишман
|
|
|
|
31.03.2018 14:35:11
Почему намерение Манилова отдать души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?
В приведённом отрывке поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» есть небольшой фрагмент разговора главного героя с Маниловым. Чичиков был крайне впечатлён предложением помещика отдать «мёртвые души» даром ,потому что он не ожидал такого поступка от другого человека,так как сам он никогда ничего не отдал бы бесплатно.Ведь Павел Иванович всегда твёрдо следовал наставлениям отца.Он берёг копейку,везде искал выгоду,делал все что в его силах ,чтобы обогатиться. Кроме того,Чичиков «чуть не произвёл даже скачок по образцу козла» и «наговорил благодарностей» , потому что Манилов был первым помещиком , которого он посетил ради приобретения «мертвых душ», это был его первый шаг на пути к успеху .К нему пришло осознание того ,что его намеченные цели могу воплотиться в жизни.
Изменено: |
|
|
|
01.04.2018 16:56:43
Софья, ответ точный, отсылка к тексту есть, можно еще поцитировать, чтобы передать ту силу впечатления героя, о которой в тексте говорится. Логических, фактических и речевых ошибок нет.
|
|
|
|
25.06.2018 21:42:51
Здравствуйте! Я начал писать сочинения, но не знаю, к кому обратиться за проверкой. Итак, вот фрагмент:
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей. Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение. К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют... Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было. |
|
|
|
25.06.2018 21:43:42
Вот сочинения:
8. Какую роль в приведённом фрагменте играет мотив весеннего обновления жизни? В данном фрагменте Шолохов описывает картину наступления весны. Природа оживляется, пробуждается после зимней спячки, и вместе с природой просыпаются и людские чувства. «Фоминцы» понимают, что в дальнейшем сопротивлении нет никакого смысла, они убеждаются в «бессмысленности борьбы», поэтому идут сдаваться. Члены банды очарованы красотой весенней природы, в них просыпается потребность возделывать землю, «пахать и сеять». Земля их «зовет»
|
|
|
|
28.01.2019 16:21:14
Здравствуйте! Не знаю, проверяют ли до сих пор сочинения, но на всякий случай попробую:
8)Какие черты «обломовщины» можно проиллюстрировать приведённым фрагментом?
Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада — картины, которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта. Нет, этого ничего не было в нашем краю. Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались. Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо. Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага. Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять. Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати. Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.
Сочинение: С помощью приведенного фрагмента можно проиллюстрировать такие черты «обломовщины»,как лень, закостенелость, отстраненность от мира и безразличие к тому, что в нем происходит. Во-первых, в Обломовке есть люди, которые живут на «обрыве оврага», в избе, которая «висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями». Также в деревне тихо и сонно – «не видно ни души». Если зайти в избу и позвать кого-нибудь, то ответом будет лишь «мертвая тишина». Во-вторых. население Обломовки проживает далеко относительно других деревень: «Обитатели этого края далеко жили от других людей». Крестьяне «иногда ездили на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели». Интересы жителей Обломовки сосредоточены лишь на них самих и на чем более. Таким образом, можно сделать вывод, что чертами такого явления как «обломовщина» являются апатия, лень, отстраненность от всего происходящего в мире. Из-за этого родная деревня Обломова-это застывшее во времени место. |
|
|
|
15.03.2019 17:48:37
Первое сочинение по тексту Грибоедова. Буду благодарна за отклик! Сон в пьесе тесно относится с реальными событиями, происходящими в ней, он показывает опасения героини об общественном мнении после признания. Софья прибегает к выдуманному сну, чтобы выведать мнение отца о Молчалине, не открывая тайны о любовных отношениях. Софья говорит, что к ней во сне является «молодой человек», с которым она уже как будто «век знакома», он мил ей, но «в бедности рождён». Фамусов, однако, желает богатого и знатного жениха для дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Главная героиня чувствует, что бедность избранника и критичность отца - главная преграда в отношениях с Молчалиным, она предвидит реакцию Павла Афанасьевича. Поэтому вторая часть сна наполнена мрачным настроением, перед героиней появляется пугающий образ отца, который не даёт влюблённым быть вместе:«хочу к нему - вы тащите с собой», вместе с ним являются жуткие чудовища («не люди и не звери»), олицетворяющие собой толпу. Таким образом, в данном фрагменте мы видим связь сна и действительности - последствия признания Софьи в любви. Она осознаёт, что московское общество с его предрассудками не одобрит её отношений с Алексеем Степановичем.
Изменено: |
|
|
|
16.03.2019 01:36:23
Ребята, извините, в этой ветке сочинения пока не проверяются.
С уважением, Юлия Фишман
|
||||
|
|
|||