Добрый день всем, кто пытается работать в режиме тренинга! Белла, Елена и Дарья, попробую ответить на ваши вопросы. Прошу извинить меня за то, что не успеваю сделать обещанное. Предполагаешь одно, а жизнь подбрасывает другое. Даже то, что есть, не успеваю собрать в кучку! Папка по теории все еще за мною! Я помню про нее!
Белла, отвечаю Вам:
1. Карточка "7 орфограмм" включает в себя все, что нужно для хорошей грамотности по этим 7 орфограммам. Она у Вас есть? С нее я начинаю изучение русского в любом классе, на это уходит 1-2 урока (теория+тренинг). Время на заучивание дается прямо на уроке. Не все сразу орфограммы, а по очереди, в конце проводите теоретическую атаку на все 7 орфограмм. Дома дети доучивают карточку. Принцип тренинга: все заучивается на уроке. На следующем уроке первые 5-7 минут снова теоретическая атака на эти орфограммы + вводите новые орфограммы или одну трудную орфограмму.
Еще один принцип: даете высокий уровень теории, так как главная задача - грамотность. Если берете ь знак , то все про ь знак, но на зачет можете выносить не всю теорию на правило. Экспериментируйте!
2. 25 правил вы видели на слайде вебинара, который затрагивал тему контроля. В карточке "Зачет по теории №2" еще 25 орфограмм. Да, надо все-таки доработать папку. Обещать уже боюсь. Для начала скину сюда перечень этих 25 орфограмм, но позднее, когда дойду до школы!
3. Предложения для упражнения "Один за всех..." (сейчас их чуть больше 20 штук) войдут в сборник теории, раз уж я решила это дело довести до конца, или в какой - нибудь другой. Их можно составлять самим, можно искать у классиков (это довольно непростое дело). А пока вот одно предложение Л.Толстого:
Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не
совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и
книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно
уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть
не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в
лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
А вот предложение авторское:
Михеич, в лисьей шубе и огромных валенках, был похож на лесника Якуба, и это ему льстило, так как лесник, огромный, сильный и смелый, вызывал у всех восхищение, и Михеич интуитивно перенимал манеру поведения лесника: его жесты, поворот головы, широкий уверенный шаг, который, кстати, никак ему не давался,- и старался говорить таким же сиплым голосом.
Ответы на вопросы Елены Дудиной;
1. Перечень контрольных точек у каждого учителя свой, но набор обязательных КТ существует: 3 раза в год проводятся СФГ по орфографии, 2 раза в год - СФГ по пунктуации, два зачета по орфографии, 2 зачета по пунктуации, 1 раз в месяц - тест ОГЭ или ЕГЭ, 2-3 раза в год - Н-НН, 2 раза в год - НЕ с различными частями речи. Обязательны КТ на 7 орфограмм, 56 наречий, пре-при, суффиксы прилагательных и причастий, окончание глаголов, акцентология, словарь (по всем этим темам есть теоретические карточки, по ним дети и готовятся к КТ).
2. По поводу записей - вопрос к Ю. Фишман.
3. КТП и номера тренингов - это все условно: все зависит от уровня класса, ведь это не "процессное" обучение, где результат (в принципе) не очень важен, здесь задача - поставить грамотность, поэтому все постоянно координируется, но время проведения КТ не меняется, поэтому между КТ должно быть время для тренинга.
4. Карточки на словарь, акцентологию выдаем в начале года, по ним в младших классах проводим устные зачеты на уроке, зачеты родителей по столбикам, вводим КТ тоже сначала 1 столбик, потом 2 и т.д., эта работа на все годы обучения. Также в теоретическую атаку вставляем и словарь, и безударные гласные, и акцентологию.
Теорию даете на те орфограммы, которые считаете нужными в данный период.
Только всегда помните главный принцип тренинга: за 3 урока вы должны охватить все правила орфографии и пунктуации через разные формы работы, И не спрашивать детей то, что именно ВЫ еще не давали, но что дали, то выучено на всю жизнь!
Ответы на вопросы Дарьи:
1. Главное - не бойтесь! За 4 часа можно дать все, но второстепенные вещи (которые не очень участвуют в формировании грамотности) можно пройти поверхностно. не очень углубляясь.
Темп урока д.б. очень высоким (приучите к нему детей).
Убедите детей в том, что выучить русский - это легко! И играйте в игру под названием "Русский язык".
Вы все правильно сделали, сгруппировав орфограммы таким образом; сделаете по-другому - тоже будет правильно. У Вас впереди - куча времени! Что-то не доведете до ума сейчас - доведете потом.Все остальное, что перечислили, тоже делаете, но ровно настолько, сколько это нужно для грамотности или для ВПР.
2. За 8 класс придется пройти заново всю орфографию, если дети не учились ранее в режиме тренинга, сами увидите, что знаний у детей нет, только смутные представления о том, что что-то вроде учили. Плюсом всю пунктуацию за 8-9 классы. Не сразу получится, но стремиться надо!
3. Вопрос с администрацией надо решить заранее: попросить разрешение на опробирование технологии тренинга, обьяснить принципиальные положения, но если это невозможно в силу разных причин, то делайте все тайно от администрации, конечный результат все искупит. Но с родителями и детьми нужно договариваться. мотивировать, отчитываться. ходить на все родительмкие собрания и там выступать, всегда показывая % повышения ученика и класса в целом!
Все!
ВСЕМ ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ И ЗДОРОВЬЯ!