архивы вебинаров.jpg




  

Мини-курс  "Безударные гласные"

безударные гласные.png
65 интерактивных упражнений
15 текстовых диктантов
240 корней
упражнения озвучены
автоматизация навыка
400 рублей
 

Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуРусский языкСплошная теорияАдъективированные причастияАдъективированные причастия
Начав общение на форуме, вы автоматически соглашаетесь с договором оферты и Правилами форума.
SimpleXMLElement Object ( [returncode] => SUCCESS [meetings] => SimpleXMLElement Object ( ) [messageKey] => noMeetings [message] => no meetings were found on this server )


Страницы: 1
RSS
Адъективированные причастия
 
Здравствуйте. У меня вопрос по морфологии, связанный с различением отглагольных прилагательных и причастий. Изучая орфографическое правило написания одной и двух н, я обратил внимание на эту проблему. Причем само правило вопросов не вызывает. Все понятно, когда и сколько н нужно писать. Но попутно заинтересовался, какая часть речи в каких случаях используется. На многих сайтах указано, что отгл. прил. образуются только от глаголов несов. вида, и только от бесприставочных глаголов и пишуться с одной н.

Кошеный луг - прил. Т. к. косить - несов. вид.

Решенная задача - прич. Т. к. решить - сов. вид. Хотя, я полагаю, что на самом деле это неверно.

С глаголами несов. вида все ясно. Если есть управляемые слова, в таком случае используется причастие. Если нет управляемых слов, тогда - прилагательное. При этом соответствующие прилагательные и причастия различаются написанием. А вот как с глаголами совершенного вида? По многим источникам выходит, что если проверяемое слово восходит к глаголу сов. вида, то это причастие. Я же думаю, что это чушь. У глаголов сов. вида, так же бывают причастные формы и отгл. прил., только эти прилагательные полностью совпадают с причастиями и пишутся с двумя н.

Правильно ли считать, что мы постоянно используем отгл. прил., происходящие от глаголов сов. вида и полностью совпадающие с их причастными формами? Иными словами - это адъективированные причастия, превратившиеся в прилагательные. А собственно причастия, как форма глагола, употребляется как и в случае глаголов несов. вида, только вместе с управляемыми словами.

Он показал мне решенную задачу. (решенную - прил., нач. форма - решенный)

Он показал мне решенную Петровым задачу. (решенную - прич., нач форма - решить)
 
Спасибо, что подняли эту тему. У нас в группе ВК она всплывала уже несколько раз. Иногда трудно определить часть речи. Для себя я решила так: при изучении темы Н и НН не стоит углубляться в такие тонкости.Правило и без того сложное. Если смотреть только на формальные признаки (приставка, зависимое слово, вид, ованн/еванн) и взять за скобки значение и часть речи, то получается удобная табличка. Тут есть подлог, но НН дети осваивают быстро. Мне кажется, ради грамотности масс можно пренебречь мало кому понятной научной правдой.

А Вы как считаете?

Что же касается существа вопроса, я с Вами согласна. Думаю, "решенный" без приставки и зависимого слова - отглагольное прилагательное. Но это по ощущению. Хорошо, если ответит кто-то, кто хорошо разбирается в морфологии.
С уважением, Юлия Фишман
 
Хм... Не соглашусь. Можно упростить, можно создать таблицу-памятку по формальным признакам, без привязки к частеречной принадлежности. Но нельзя делать подлог. Нельзя давать искаженные, неверные сведения, которые не соответствуют действительности. Бездумно упрощая, совершая подлог, мы подменяем обучение натаскиванием. Это не есть хорошо.

Можно определять количество н по приставкам, по ованн/еванн, по виду. Это будет правильным. Но нужно выбирать корректные формулировки. Нельзя говорить, что в причастиях следует писать две н, а в прилагательных одну, и при этом причастия определять наличием приставки, ованн/еванн и видом. Это ложь. Прилагательные пишутся как с одной, так и с двумя н. Приставка, ованн/еванн и вид не делают прилагательное причастием и наоборот.

Я задал этот вопрос, дабы не впасть в противоположенную крайность. Похоже на то, что причастия в принципе могут существовать и употребляться только при наличии управления. А как только причастие употребляется без управления, оно тотчас адъективируется и становится прилагательным. Вот этот момент я бы хотел уточнить.

На полке стояли банки с консервированными огурцами. Прил., хотя ованн
На полке стояли банки с консервированными на зиму огурцами. Прич.

Это был предвиденный результат. Прил., хотя приставка.
Это был предвиденный мною результат. Прич.

Это же касается слитного и раздельного написания не.

Это был непредвиденный результат. Прил, не - приставка.
Это был не предвиденный мною результат. Прич, не - частица. Ведь приставка не не употребляется с глаголами, а причастие - это глагол.
 
Цитата
Ulysses написал:
Бездумно упрощая, совершая подлог, мы подменяем обучение натаскиванием. Это не есть хорошо.

Да, тренинг - это натаскивание. С этим я не спорю. Вопрос только в том, хорошо это или плохо. Почему сразу "натаскивание" - это плохо? Быстро выбирать Н или НН при письме нужно каждому носителю русского языка, но далеко не каждый будет филологом, которого будет волновать вопрос определения части речи. С гуманитарным классом в лицее можно поговорить о том, что и у прилагательных, и у причастий может быть Н и НН, потому что там цель другая: не формирование моторного навыка, а знакомство с филологической наукой.
С уважением, Юлия Фишман
 
Цитата
А как только причастие употребляется без управления, оно тотчас адъективируется и становится прилагательным.
Теория же такая штука, что всегда остается всего лишь одной из теорий. Невозможно сказать: да, это так, потому что истинно. Мне кажется, в гуманитарных науках вообще не может быть верных ответов. Любой ответ верен только с т. з. некой теории. Так что в любом случае Ваша точка зрения имеет право на существование. :)

Но мне всегда казалось, что приставка тоже придаёт слову оттенок значения, связанный с действием.
Если мы говорим "консервированные огурцы", нам не важно, как они стали такими. Нам важно, что огурцы обладают особым вкусом (признаком). А в словосочетании "законсервированные огурцы" уже есть небольшая история о том, как огурцы приобрели такой признак. Некто их законсервировал (сделал действие). Не люблю жареный лук. Мне важно, что лук обладает неким набором признаков. Это прилагательное. Поджаренный лук - история о том, как признак появился. А поджаренный на сковородке - это просто более подробная история появления признака.
С уважением, Юлия Фишман
 
1) Чтобы определить часть речи, надо понять значение слова. Если слово обозначает постоянный признак предмета, то это отглагольное прилагательное. Если речь идёт о каком-то конкретном предмете и называется его признак по какому-либо конкретному действию, то слово относим к причастиям. Например: сушёные яблоки - сушённые под навесом яблоки, маринованные огурцы - маринованные мамой огурцы и т.п..

2) С одной "н" - отглагольные прилагательные.
Стриженый мальчик, раненый солдат, конченый человек, посажёный отец и пр.

3) С двумя "нн" - а) отглагольные прилагательные и б) причастия.
Например:
а) рассеянный взгляд, подержанный автомобиль, консервированные фрукты, решённая задача и др.;
б) подержанная в руках книга, консервированные на заводе грибы, решённая учеником задача и др.
 
Цитата
Ulysses написал:
Хм... Не соглашусь. Можно упростить, можно создать таблицу-памятку по формальным признакам, без привязки к частеречной принадлежности. Но нельзя делать подлог. Нельзя давать искаженные, неверные сведения, которые не соответствуют действительности. Бездумно упрощая, совершая подлог, мы подменяем обучение натаскиванием. Это не есть хорошо.

Можно определять количество н по приставкам, по ованн/еванн, по виду. Это будет правильным. Но нужно выбирать корректные формулировки. Нельзя говорить, что в причастиях следует писать две н, а в прилагательных одну, и при этом причастия определять наличием приставки, ованн/еванн и видом. Это ложь. Прилагательные пишутся как с одной, так и с двумя н. Приставка, ованн/еванн и вид не делают прилагательное причастием и наоборот.

Я задал этот вопрос, дабы не впасть в противоположенную крайность. Похоже на то, что причастия в принципе могут существовать и употребляться только при наличии управления. А как только причастие употребляется без управления, оно тотчас адъективируется и становится прилагательным. Вот этот момент я бы хотел уточнить.

На полке стояли банки с консервированными огурцами. Прил., хотя ованн
На полке стояли банки с консервированными на зиму огурцами. Прич.

Это был предвиденный результат. Прил., хотя приставка.
Это был предвиденный мною результат. Прич.

Это же касается слитного и раздельного написания не.

Это был непредвиденный результат. Прил,  не  - приставка.
Это был не предвиденный мною результат. Прич,  не -  частица. Ведь приставка  не  не употребляется с глаголами, а причастие - это глагол.
Не надо грамматику  изучать  по орфографическим правилам,  так как  орфография основана на грамматике, а не наоборот.

Грамматика
По определению,  глагол обозначает действие (время и вид – основные грамматические значения), прилагательное обозначает постоянное качество предмета, а вот причастие, как и глагол,  обозначает признак как действие, то есть протекающий во времени признак, и в этом его главное отличие от прилагательного.
Образованная от глагола признаковая форма  потенциально является причастием. В то же время причастия могут переходить в прилагательные, и этот переход называется адъективизацией.  Адъективизация бывает постоянной и временной (что случается чаще), и одно и то же слово в разных условиях может быть то причастием, то прилагательным.
Когда же  причастия становятся прилагательными, то есть утрачивают признак действия и приобретает постоянный (качественный) признак? Практически это бывает в следующих случаях.
  Прежде всего,  это утрата зависимых слов для страдательных причастий прошедшего времени, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида. Пример: кошеный луг как результат действия (луг без травы), только качество, и никаких временных характеристик. Кошенный в прошлом году луг – это уже причастие, причем зависимые  слова обозначают дополнительные обстоятельства действия.  Скошенный луг – это тоже причастие, обозначение завершенного во времени процесса.  
Переход причастия в прилагательное возможно также в случае   переносного значения слов, например: образованная (умная) девушка, выдержанный  (спокойный) человек – всё это тоже прилагательные, утратившие значение действия, хотя они образованы от глаголов совершенного вида.
Решенная задача – это причастие, обозначает признак завершенного действия, наличие зависимых слов уже не может изменить  статус слова. А консервированные огурцы – прилагательное  (как и соленые огурцы), это качественный признак. Итак, принципиальное различие причастий и прилагательных следует из их определения: признак как действие или качественный признак, всё остальное – это дополнительные факторы, помогающие нам различить прилагательные и причастия.

Итак, если вы хотите считать глагольную форму  прилагательным, а не причастием, укажите причину ее адъективизации.

ОРФОГРАФИЯ
Грамматический анализ – вещь сложная, поэтому при выборе Н и НН пользуются формальным правилом 4-х  признаков:  две буквы  НН пишутся при наличии приставки, зависимых слов, при образовании от глаголов совершенного вида и  глаголов с суффиксом  ОВА/ЕВА.  Правило помогает быстро сориентироваться в ситуации, но может иметь исключения,  и главное,  оно не претендует на  определение грамматического статуса слова (то есть оно не различает причастия и прилагательные).
Правило используется и при написании слов «образованный, выдержанный» в полной форме (причастий или прилагательных), а вот различать их приходится в краткой форме по смыслу: девушка умна и образованна – для расследования была образована специальная комиссия.
 
Изменено: Natalia Kireeva - 25.12.2016 12:56:06 (дополнение)
Страницы: 1
Читают тему