На главную страницу Учебники Итоговое сочинение 2019
Итоговое сочинение 2019
7 / 109

Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Бесплатная проверка сочинений по направлению "Искусство и ремесло" на форуме >>>

Наши группы ВКонтакте:
Методы преподавания русского и литературы (для учителей)
Русский и литература для старшеклассников

Скачать эту таблицу

Предмет речи   Возможные формулировки темы   Возможные формулировки главной мысли   Цитаты для эпиграфа и рассуждений Примеры   
Искусство и ремесло - граница Где заканчивается ремесло 
и начинается искусство?

Когда мы можем сказать, что ремесло поднялось до уровня искусства?

Кто нужнее: ремесленники или творцы?

Нужно ли творцу сначала освоить ремесло?

Всегда ли произведение искусство должно быть совершенным?

Можно ли назвать произведение талантливым, если оно понравилось хотя бы одному человеку?

Над каким искусством время не властно?

Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

Как взаимосвязаны ремесло и искусство?
Искусство от ремесла отличается тем, что в нём всегда есть творческий элемент, элемент поиска нового.

Творец не обязан осваивать ремесло, но это крайне желательно.

Нужны и ремесленники, и творцы, но для удовлетворения разных человеческих потребностей. Ремесленники нужны для удовлетворения бытовых потребностей, а творцы - для удовлетворения потребности в прекрасном и возвышенном. Кроме того, творцы двигают прогресс, чтобы человечество не стояло на месте.

Всегда актуальными будут произведения, затрагивающие человеческие чувства.
Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная  почва, на которой расцветает и созревает искусство.

Писатель не может пренебрегать ничем, что  расширяет  его  видение  мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник, если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни, как жуют американскую жевательную резинку.

К. Паустовский

Живопись – честность в искусстве. Нет возможности обмана. Это либо хорошо, либо плохо.
Сальвадор Дали.

После достижения определенного технологического уровня наука склонна сливаться с искусством. Все величайшие ученые – художники.
Альберт Эйнштейн.
Александр Пушкин. Моцарт и Сальери

Павел Бажов. Каменный цветок

Николай Лесков. Левша

Джон Рональд Руэл Толкиен. Властелин Колец (про вещи, которые делали эльфы и люди).

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита  
Художник
Мир творца
Путь творца
Как человек осознаёт себя творцом?

Кого мы можем назвать настоящим мастером?

Что отличает талантливого человека от других?

Важно ли художнику быть высоконравственным человеком?

Всегда ли путь художника тернист?

Согласны ли вы с высказыванием Василия Качалова: "Творчество — настоящий подвиг, а подвиг требует жертв"?

Будет ли настоящий творец работать бесплатно?

Что отличает гения от людей просто талантливых?

Все ли люди в чем-то талантливы от природы?

Сможет ли настоящий творец жить без возможности творить?

Согласны ли вы со словами Чайковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Творец стремится создавать новое, что-то придумывать, а не использовать только то, что уже известно человечеству.

Талантливого человека отличает не только способность создавать новое, но и делать это быстрее или лучше. Ему что-то даётся легче, чем большинству людей.

Талантливый человек в большинстве случаев может объяснить, как у него что-то получилось, а гений не всегда. У гениев бывает озарение.

Общество не всегда может выявить таланты каждого человека, но может оказаться, что все в чём-то талантливы.

У настоящего творца желание творить как наваждение.

Настоящий творец будет искать возможность творить в любой ситуации.

Воспользоваться вдохновением может тот, кто что-то знает и умеет, а знания и умения не возникнут у ленивых людей.


Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
А. Ахматова

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
Артур Шопенгауэр

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Н. Гумилёв

Дорога без конца, она когда-то выбрала тебя,
Твои шаги, твою печаль и песню.
Только вот идти по ней с каждым шагом всё больней,
С каждой ночью всё светлее, с каждым словом всё смертельней,
С каждой песней всё трудней!
Татьяна Калинина

Искусство – это сотрудничество Бога и художника. И чем меньше в нем художника, тем лучше.
Джеймс Уистлер.

Я чувствую себя живым лишь в те моменты, когда рисую.
Ван Гог.

Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да и он сам этого не замечает.
Александр Лосев

Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас - редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример - Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке.
Б. Акунин. Азазель 

Гениальность — это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения (труда).
Томас Эдисон

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита 

Антон Чехов. Скрипка Ротшильда

Сомерсет Моэм. Луна и грош

Николай Гумилёв. Волшебная скрипка

Лион Фейхтвангер. Гойя, или Тяжкий путь познания

Владимир Короленко. Слепой музыкант

Татьяна Калинина. Дорога без конца

Константин Паустовский. Золотая роза

Жан Поль Сартр. Слова

Борис Акунин. Азазель
Произведения искусства и их влияние на людей    Делает ли искусство людей добрее/честнее/благороднее... ?

Может ли искусство сделать человека хуже?

Как искусство помогает пережить трудности?

Почему человек тянется к прекрасному?
Искусство призвано делать людей лучше.  Однако не всякое искусство выполняет эту функцию. Зависит от идеологии и религии, какое искусство признаётся дегенеративным или вредным.


Искусство помогает пережить трудности тем, что оно придаёт силы для преодоления трудностей, или заставляет человека отдохнуть от трудностей, или позволяет ощутить, что жизнь не сводится к нынешним бедам.

И опять заиграл, и слезы брызнули из глаз на скрипку. Ротшильд внимательно слушал, ставши к нему боком и скрестив на груди руки. Испуганное, недоумевающее выражение на его лице мало-помалу сменилось скорбным и страдальческим, он закатил глаза, как бы испытывая мучительный восторг, и проговорил: «Ваххх!..» И слезы медленно потекли у него по щекам и закапали на зеленый сюртук.
А.П. Чехов. Скрипка Ротшильда


Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Лебедев-Кумач
Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту

Юрий Визбор. Банка удачи

Рэй Брэдбери. Улыбка

Андрей Тарковский. Запечатлённое время

Антон Чехов. Скрипка Ротшильда

Фильм"Человек с бульвара Капуцинов"

Иван Ефремов. Таис Афинская
Назначение искусства За что мы ценим настоящих художников?

Зачем люди ходят в музеи и на концерты?

Должно ли искусство принадлежать народу?
Настоящих художников мы ценим за возможность пережить сильные эмоции, выводящие нас за пределы обыденности.

Искусство должно принадлежать народу, но труд художника должен вознаграждаться.

Целью искусства является не представление внешнего вида вещей, а раскрытие их внутреннего значения.
Аристотель


Викентий Вересаев. Состязание

Татьяна Толстая. Кысь
Предназначение творца Должен ли творец осознать высшее предназначение и следовать ему?

Должен ли творец что-то людям, кроме своего искусства? (Должен ли творец быть образцом для подражания, образцом нравственности и т.п.)?

Какова роль поэта и поэзии в жизни людей?



Вопрос не в том, должен ли творец осознать предназначение, а в есть ли это предназначение.

Творец как художник никому ничего не должен, но он может быть должен что-то как гражданин, как семьянин, как друг и т.д. (как обычный человек).

Люди скорее прислушаются к любимому поэту, артисту, писателю, режиссёру и т.д., чем к политику, поэтому на творцах лежит большая ответственность за формирование общественного мнения.



«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». 
А.С.Пушкин

Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С.А. Есенин 

Если меня спросят, что я сделал в этом мире, отвечу: я художник, и я здесь, чтобы жить вслух.
Эмиль Золя.

Для меня творчество – это возможность дать людям способ по-иному взглянуть на окружающий мир.
Майя Лин

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен,
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
А.С. Пушкин
Александр Пушкин. Разговор книгопродавца с поэтом
Талант и бездарь Как определить, есть ли у человека настоящий талант?

Талант даётся свыше или его можно развить?

Почему талантливый человек должен развивать свои таланты?

Имеют ли бездарные люди право творить?

Действительно ли бездарности могут занять место на пьедестале и оттеснить талантливых людей?

Почему талант и посредственность часто оказываются в конфликте?

Какие качества нужны талантливому человеку, чтоб стать настоящим мастером?

Всегда ли люди, не имеющие выдающихся способностей, завидуют настоящим мастерам?

Какими качествами обладает поистине талантливый человек?
Нет бездарей, есть люди, чьи таланты не были выявлены или чьим талантам не позволили развиться.

Творить имеют право все.

Недостойные люди занимают места талантов там, где ценится не талант, а другие качества и способности. --> Талантливым людям надо помогать, т.к. сами они не обладают нужными качествами, чтобы занять достойное положение.


     Иван Николаевич покосился недоверчиво, но все же пробурчал:

– Слава те Господи! Нашелся наконец один нормальный среди идиотов, из которых первый – балбес и бездарность Сашка!

– Кто этот Сашка-бездарность? – осведомился врач.

– А вот он, Рюхин! – ответил Иван и ткнул грязным пальцем в направлении Рюхина.

Тот вспыхнул от негодования.

«Это он мне вместо спасибо! – горько подумал он. – За то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь!»

– Типичный кулачок по своей психологии, – заговорил Иван Николаевич, которому, очевидно, приспичило обличать Рюхина, – и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь!» да «развейтесь!»… а вы загляните к нему внутрь – что он там думает… вы ахнете! – И Иван Николаевич зловеще рассмеялся.

***
Настроение духа у едущего было ужасно. Становилось ясным, что посещение дома скорби оставило в нем тяжелейший след. Рюхин старался понять, что его терзает. Коридор с синими лампами, прилипший к памяти? Мысль о том, что худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете? Да, да, конечно, и это. Но это – так ведь, общая мысль. А вот есть что-то еще. Что же это? Обида, вот что. Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда.

Поэт не глядел уже по сторонам, а, уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.

Да, стихи… Ему – тридцать два года! В самом деле, что же дальше? – И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. – До старости? – Да, до старости. – Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? «Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, – не верю я ни во что из того, что пишу!..»

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.

Пренебрегая словесами
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами
Лев Гольдберг
Эдуард Асадов. Талант и бездарь

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (Мастер и Рюхин)
Искусство и безумие Действительно ли настоящий гений немного безумен?

Как найти грань между безумием и гениальностью?
Гениальность и безумие - не одно и то же, но верно и то, что у гениальных людей чаще, чем у других, бывают психические расстройства. Некоторая нестандартность личности может проявляться в разных формах. В виде гениальности или в виде отклонения от психической нормы, может быть одновременно гениальность и отклонение от психической нормы.

Современная наука не установила чёткой связи между гениальностью и безумием.
Люди считают всякую эксцентричность в великих делах – гением, в малых – безумием.
Э. Бульвер-Литтон

Успех бывает часто единственной видимой разницей между гением и безумием.
Пьер Буаст 
Патрик Зюскинд. Парфюмер. История одного убийства

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство




 Месть и великодушие. Работа с понятиями, логика сочинения | Описание курса | Искусство и ремесло. Презентация Н. Ягинцевой