На главную страницу Учебники Итоговое сочинение 2015
Итоговое сочинение 2015
20 / 120

Как написать сочинение о нравственном выборе?


Если ключевыми словами вашего сочинения окажутся слова нравственный выбор, вы должны понимать, что значат эти слова.

Что такое ситуация выбора?
В ситуации выбора у человека (мы не будем говорить здесь о ситуации выбора для животных или насекомых) есть не менее двух вариантов дальнейших действий, и человек этот вынужден выбрать только один вариант. Например, если у вас есть следующие варианты: идти по улице, говорить по телефону и жевать жвачку, для вас нет ситуации выбора: все эти действия можно делать одновременно. А если перед вами такие варианты: идти по улице или стоять, то придётся принять решение и выбрать что-то одно. В ситуации выбора мы попадаем каждый день, и не по разу, но редко замечаем это, потому что, как правило, мы не принимаем решений, которые приведут к серьёзным потерям. Герои литературных произведений часто сталкиваются с ситуациями выбора такого рода, в которых потери неизбежны.

Проблема выбора и задача.

Пока человек не принял решение, как поступить, ситуация является для него проблемной. Проблема состоит в том, что человек не может быстро выбрать между двумя равнозначными для него ценностями и равнозначными потерями. Например, трудно сделать выбор между своей жизнью и жизнью близкого человека. 
Как только выбор сделан, проблема превращается в задачу. Решение жизненной задачи связано с поиском лучшего пути к цели.

Разберём пример. Герой "Повести о настоящем человеке" Алексей Мересьев оказывается раненым зимой в лесу и много дней добирается к своим. В конце пути сил хватает только на то, чтоб ползти. Перед героем стоит очень трудная, но всё-таки задача. Автор не ставит его перед ситуацией выбора: вот лётчик один в лесу, и надо спасать жизнь. 
Ситуация выбора возникает позже. Потеряв обе ноги, Мересьев снова научился летать на самолёте с протезами и вернулся на фронт. Он мог выбрать собственную безопасность, и никто не осудил бы безногого, не назвал трусом. Но он выбирает долг перед Родиной. Долг в его понимании.

Что такое нравственность?
Если сильно упростить научное определение, нравственность - это система правил поведения человека, которая вытекает из понимания что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.
Чаще всего слова нравственность и мораль считают синонимами, однако эти термины несколько отличаются по смыслу. Мораль - это правила поведения, заданные человеку извне (родителями, школой, государством, религией), а нравственность связана с правилами поведения, которые человек вывел для себя сам.

Что такое нравственный выбор?

Нравственным выбором можно считать необходимость выбрать одну из двух почти равнозначных человеческих ценностей (как у Мересьева своя безопасность и долг). Человек осознаёт возможные последствия, понимает, что потери неизбежны в любом случае, мучительно выбирает лучшее из зол и в результате все равно оказывается предателем по отношению к одной из ценностей. Мастерство писателя заключается в образной передаче этих мучений (это сложно, потому что основное действие происходит в голове персонажа). А в сочинении о нравственном выборе желательно отразить, как мастерски писатель показал момент принятия решения и всё то, чем герой вынужден был пожертвовать.
Если автор пишет, что герой, не задумываясь, бросился в огонь, в воду, в пропасть, на амбразуру и т.д., значит, герой принял решение моментально, без мук выбора, без мук совести. Значит, у героя уже были чётко расставлены приоритеты и ему не пришлось выбирать из равнозначных ценностей. Здесь можно говорить о мужестве, отваге, чести, смелости, но не о нравственном выборе.

Что такое ценности человека?

Ценности, которые для людей могут оказаться равнозначными: личная безопасность, личная свобода, собственная жизнь, безопасность близких, свобода близких, жизнь близких, безопасность страны, жизнь или безопасность всех членов коллектива, принятие обществом, любовь, месть, честь, долг, религиозные убеждения, идеологические убеждения, гуманизм, цели революции и т.п.

Чтобы совершить выбор, человек вынужден создать некий рейтинг ценностей, выстроить то, что раньше было равнозначным, в иерархию, а потом предпочесть то, что оказалось ценнее. У каждого человека своя иерархия ценностей. Тем не менее, в обществах есть некие общие иерархии ценностей, с которыми сравниваются ценности каждого. Это и позволяет вообще говорить о нравственности и морали. То есть, другие люди могут оправдать или осудить поступок того, кто сделал выбор, имея представления об общепринятой иерархии. Например, во время Великой Отечественной войны неоспоримыми общими ценностями считались верность Родине, безопасность страны и благо коллектива. Если некто ставил выше этого свою жизнь и безопасность, комфорт, его однозначно осуждали. Те, кто принял эти ценности твёрдо и заранее, совершали смелые и верные с точки зрения морали поступки. Но в этом не было нравственного выбора. Те, кто подверг общие ценности сомнению и начал выстраивать свою иерархию ценностей, попали в ситуацию нравственного выбора, о котором мы и говорим. Писатели показывают примеры того, что отступление от общепринятых ценностей в конечном счете приводит к жизненному краху и деградации личности.

Между чем и чем приходится выбирать героям произведений? В конфликт могут вступить любые из перечисленных ценностей в самых разных сочетаниях.

Между какими ценностями выбирает герой. Пример
личная безопасность долг, любовь к Родине Мересьев отправляется на фронт на протезах (Б. Полевой. "Повесть о настоящем человеке").
личная безопасность принятие обществом Дезертир Андрей Гуськов скрывается в лесу, чтобы не попасть на фронт в конце войны, и вынужден остаться в тайге отшельником (Валентин Распутин. "Живи и помни").
собственная жизнь, жизнь своего ребёнка безопасность близкого человека Беременная Настёна Гуськова кончает жизнь самоубийством, не желая выдать место, где прячется её муж Андрей Гуськов из предыдущего примера (Валентин Распутин. "Живи и помни").
собственная жизнь долг перед Родиной Рыбак под угрозой расстрела переходит на сторону Германии (Василь Быков. "Сотников")
собственная жизнь жизнь другого человека Сотников подставляет себя, пытаясь спасти жизнь Рыбака. (Василь Быков. "Сотников") 
собственная жизнь честь семьи, идеологические убеждения Вика Люберецкая отравилась перед собранием, на котором её должны были исключить из комсомола, если она не осудит отца. (Борис Васильев. "Завтра была война").

Автор создаёт сложную, многоступенчатую ситуацию выбора. Предстоящее собрание - необходимость выбрать между двумя равнозначными для девушки ценностями: комсомол и честь любимого отца. Будучи не в силах отказаться ни от того, ни от другого, она отказывается перед другим выбором: смерть или собрание и необходимость делать выбор.




















Чем нравственный поступок отличается от не нравственного и безнравственного?

Герой мучился, но выбор сделан. Выбор может быть в пользу себя, либо в пользу других (или в пользу высшей ценности: мир во всём мире, победа коммунизма, спасение души и т.д.). Если герой выбрал что-то для себя, то его поступок не будет считаться нравственным, а если для других - это нравственный поступок. Обычно положительные герои в русской литературе совершают нравственные поступки, служа примером другим. А отрицательные герои выбирают что-то для себя, а потом их мучает совесть. И это тоже служит уроком читателю. Об этом и пишем в сочинении.

Зачем авторам тема войны (природных и техногенных катаклизмов и прочих бед)?

Ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор, ситуации конфликта базовых ценностей не возникают в обычной спокойной жизни на пустом месте. Если у вас всё хорошо, и вы, например, сидите в кафе со своей половинкой и наслаждаетесь чудным вечером, вам вряд ли придёт в голову вдруг всерьёз задуматься о том, чью жизнь бы вы выбрали: свою или его (её). Приводить равнозначные ценности в какой-то порядок, осмысленно выстраивать их в иерархию никто не станет, если есть возможность не отказываться ни от одной из этих ценностей. Потому что, нельзя доставать нижние кубики из пирамидки, на этом можно разрушить свою личность. Без особой нужды такая работа над собой делается только в рамках психоанализа. 
Иначе обстоит дело в критических ситуациях, которые создаются во время войн и катаклизмов. Поэтому показать проблему нравственного выбора писатель может, поместив героя в какие-то исключительные обстоятельства, например, в обстоятельства войны. Так автор легко может поддержать свои или общепринятые ценности, сделать произведение интереснее, показав развитие образа героя, заставить читателя покопаться в себе.

Как анализировать текст и писать сочинение?

Анализ текста.
  1. Прежде всего необходимо вычленить в анализируемом произведении ситуацию нравственного выбора героя, а если тема задана по всей литературе какого-то периода, подобрать несколько таких примеров.
  2. Разберитесь, какие именно ценности вступают в конфликт. 
  3. Выявите ценность, в пользу которой сделан выбор. Поймите, почему герой делает этот выбор.
  4. Рассмотрите, какими словами автор описал процесс нравственного выбора. Оцените мастерство писателя (средства выразительности, композиция).
Примерный план сочинения.
  1. Введение. Общие слова о том, что такое нравственный выбор. С горечью, эмоционально говорим об обстоятельствах, которые вынуждают человека делать такой выбор (в зависимости от конкретной темы сочинения, например, пишем, что война является испытанием духовной прочности человека). Можно сказать об актуальности проблемы: и сейчас многие из нас должны совершить подобный выбор, потому что....
  2. Проблема нравственного выбора - одна из центральных в творчестве такого-то автора. Автор такой-то показывает героя, который принимает непростое решение, совершая нравственный подвиг, предательство (ненужное зачеркнуть). 
  3. Характеристика героев. Анализ эпизодов с нравственным выбором (не забудьте про план выразительности и мастерство писателя). Какая описана ситуация? Между чем и чем выбирает герой? Как автор описывает муки выбора. Как герой поступает в итоге? Что с ним случается потом? Как вы относитесь к выбору героя? Как автор относится к выбору героя? Как показано отношение автора к выбору героя (автор выражает мысль прямо в ремарках, устами других героев, с помощью оценочной лексики, через поступки героев, через события)? Как вы относитесь к позиции автора?
  4. Вывод. Тема войны помогает автору раскрыть образ героя и даёт материал для постановки этических проблем (как-то так, но постарайтесь своими словами). Автор дал нам яркий пример нравственного, безнравственного (выбрать нужное) поступка и заставил задуматься о том, что ценно для меня.
Цитаты для эпиграфов и аргументов.

"Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев... (Василь Быков).

Каждый выбирает для себя 
Женщину, религию, дорогу. 
Дьяволу служить или пророку — 
Каждый выбирает для себя.
(Юрий Левитанский)

Надеемся, что шаблон поможет вам самостоятельно проанализировать произведения и поразмышлять о нравственном выборе. 


 Вопросы, заданные человечеству войной | Описание курса | Как написать сочинение на тему "Вопросы, заданные человечеству войной"