Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуБлог Анны МаслобойщиковойО терминах в преподавании русского языка
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

О терминах в преподавании русского языка

Недавно мой пятилетний сын, придя с занятий в художественной школе, увлечённо рассказывал о том, что в этот день у них сработала противопожарная сигнализация (очевидно были учения). Учитель их построил парами и спокойно вывел из школы. "Вот только я не понял,  - добавил мой сынуля, - кто такой Паника и почему Ксения Михайловна сказала, чтобы мы шли без него?"
Мы тоже хохотали долго. А меня этот случай заставил вспомнить, как придя в школу после университета и попав  сразу на 9-й класс, я, повторяя с детьми пройденное, увлечённо рассказывала им про инфинитив. И только урока с четвёртого меня осенило, что ученики не понимают меня, они ведь знали только про неопределённую форму глагола.
А теперь вопрос: "Как вы считаете, коллеги, в какой мере и когда нужно вводить научную терминологию на уроках русского языка?" Вопрос не случаен. Дело в том, что в некоторых учебниках для10-11 классов приставки вдруг называются префиксами, окончания - флексиями и т. п. Как вы считаете, нужно ли это вообще в школе?
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
28 сен 2015 03:38:25
Имхо, только в классах с гуманитарным уклоном. Зачем технарям голову забивать?
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
28 сен 2015 15:03:37
Я всегда уточняю у учеников, какими терминами пользуется их учитель. На уровне "слышали, что это такое" - никому не повредит знать про префиксы, хотя бы потому, что где и как дети дальше будут, мы не знаем. У нас фотоцентр по соседству назывался ПРЕФИКС. Знали ли его хозяева, что это??
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
28 сен 2015 19:01:10
Мне кажется, нужно называть. Не нужно проверять, знают ли (раз этого нет в программе), но сказать (а потом и иногда повторять, как бы мимоходом) нужно. Чтобы уже взрослыми они не "пугались" "непонятных" слов.
Двоечники и середнячки не только это не запомнят, но и то, что обязательно по программе, а вот отличникам/хорошистам (в целом интересующимся культурой) лучше слышать еще в школе. И чем раньше -- чем лучше (ну не в начальной школе, конечно).  
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
28 сен 2015 19:04:18
А вообще, и 4-летний ребенок вполне себе усваивает и понимает термины -- как и другие слова. Например, что такое синонимы, омонимы, антонимы.  Без напряга -- проверено :)
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
19 окт 2015 13:42:32
Соглашусь с Эсмирой. Память у детей ее хорошая, слова запомнятся легко, если у ученика есть мотивация отражать, что говорит учитель. А вообще, не вижу здесь особой проблемы, имеющий мотивацию ребенок может и сам, готовясь к уроку, "загуглить" или посмотреть в словаре непонятное ему в учебнике слово, благо с получением информации сейчас проблем нет.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет