ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуЯзык и обществоПочему выпускники не смогли дать речевую характеристику персонажу...
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Почему выпускники не смогли дать речевую характеристику персонажу...

Подготовка к ЕГЭ выявила довольно неожиданную для меня проблему: дети не только не знают, о чем писать сочинение, но и не могут сформулировать то, что думают. Им сложно подобрать примеры даже к очевидным проблемам, потому что они не видят связей между вещами и не умеют это назвать. Таким образом, социальная лингвистика стала для меня почти краеугольным камнем для размышлений о языке…
Собственно, и блог хотелось бы посвятить вопросам взаимоотношений между языком и обществом: язык и культура, язык и история, язык и этнос, язык и массовая коммуникация, и школа, и т.д. и т.п.
Социолингвистика, хотим мы того или не хотим, определяет и ситуацию выбора говорящим того или иного элемента (единицы) языка: в общении постоянно возможны варианты — говорить на литературном языке или на диалекте, предпочесть книжную форму или разговорную, употребить официальный термин или его просторечный синоним… Старшеклассники часто даже не замечают категоричности или двусмысленности собственных высказываний, т.к. просто не подозревают о существовании вариантов! В условиях индивидуальной подготовки (репетитор) этому аспекту подготовки можно уделять достаточное количество времени, в рамках урока, подозреваю, — не приходится рассчитывать.
Насущность же этой темы подтвердили и задания, включенные в ЕГЭ и ГИА, в которых от учащегося требовалось развернутое размышление о персонаже по его речи. В памяти засели два: 11-классника просили охарактеризовать автора блога по его посту, 9-класснику достался вариант посложнее, ему надо было дать речевую характеристику персонажу, который произнес пару реплик в диалоге. При этом ни тот, ни другой с понятием «речевая характеристика» не были знакомы! А значит, просто не понимали, на что им надо обращать внимание и как строить собственное высказывание… Так что актуальным становится и понимание социальной лингвистики как изучения особенностей языка разных социальных и возрастных групп говорящих.
Об этом и постараюсь поговорить.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
16 сен 2015 17:23:18
Интересная тема, давайте.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
16 сен 2015 20:13:40
Слова: "Я не понимаю, о чём это текст. Что значит это слово?", - теперь приходится слышать от учеников постоянно. Они не то, что мысль сформулировать не могут, они слова не опознают. Совершенно обычные слова. Проблема глубже, чем Вы видите. Это результат клипового мышления. Нужна картинка и короткая подпись, тогда всё понятно, а если много букв, это мало кто вообще поймёт.
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
17 сен 2015 16:13:36
Юлия, но связь то все равно есть. Дети из разных семей по-разному разговаривают. И словарный запас может существенно разниться. Особенно заметно на детях 5-7 лет.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
16 сен 2015 20:15:18
А не характеристика (кого?) персонажа?
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
17 сен 2015 22:20:11
и персонажУ,  и персонажА ))
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
17 сен 2015 01:17:33
Недавно лежала в больнице с сынишкой. В палате с нами лежали три девочки разного возраста. Отбой - все в соцсетях. За все время, пока мы там были, ни одной строки прочитанной из книг у них. Спрашиваю, читают ли они. Удивленно на меня: "А зачем?" И как же они характеризовать персонажа будут? Это очень печально все.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 1 Да / 0 Нет
17 сен 2015 21:57:18
Выражу, наверное, крамольную мысль...  (работающие учителя, простите!)
Но вот с колокольни уже стороннего наблюдателя: мне кажется, что все эти ЕГЭ вместо старых добрых экзаменов -- ерунда :(. Мне кажется, дети разучиваются ДУМАТЬ... Я не права?
Переубедите -- буду рада признать, что ошибалась :|
Ссылка Это нравится: 1 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
17 сен 2015 22:17:50
Уважаемая Эсмира, Вы, как всегда, зрите в корень! Разучились думать - ДА! И клиповое мышление тут очень причем... Мы живем в эпоху мозаичного мышления, но ведь курс литературы и нужен для этого - учить размышлять и формулировать свое мнение. А вовсе не скачивать бесконечные анализы стихотворений из сети... Я видела эти работы! Спрашиваю: а для чего ты проанализировал все эти детали? где вывод? И в ответ: Я СДЕЛАЛ ПО ЦИФЕРКАМ... Только ли ученик повинен в бессистемном подходе?..
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
17 сен 2015 22:29:44
Нет-нет... Я как раз не учеников виню. Мне кажется порочной сама система.
Подождем ДРУГИХ мнений :)
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 14:16:35
Систему просто не обкатали еще, потихоньку наладят. Новое время - новые требования.
Вы же не будете утверждать, что единственно верным было оставить все программы и нормативы, которые применяли для обучения еще наших мам?
Нужна была модернизация - ввели. Посмотрели работает плохо, ага, давайте доделывать. Например, вот сочинение в программу вернули.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 17:26:59
Да, наверное, Вы правы... Но в чем ПРОГРЕСС этой системы? (Прошу прощения за банальный вопрос, просто я, как говорится, не в теме 8)  )
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 10:45:33
Когда начинаем читать новый текст, я каждый раз вспоминаю про "пушистых браздов". Помните? Когда деток попросили нарисовать, как они понимают это стихотворение. Бедный Пушкин, явно ему там икалось. иногда приходятся разжовывать элементарные, казалось бы, понятия. Зато потом оп - и видишь какую-то осмысленность в глазах )
Эх, как бы научить думать?
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
20 сен 2015 16:56:53
РазжОвывать?
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 15:35:25
Знаете, я не сторонник ЕГЭ. НО нельзя сказать, что этот вид экзамена не заставляет думать учеников. Даже для того чтобы найти нужный ответ на вопрос, например, выделить слова с суффиксами, ребенок должен проанализировать многое.
И это нельзя сделать, не умея думать.
А в самом сочинении - написать 2 аргумента. Их ведь тоже просто так не напишешь, нужно уметь видеть, анализировать.
Учит ЕГЭ думать учеников. Тут многое еще зависит от самих учителей.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
18 сен 2015 17:22:12
О -- спасибо за ответ )) Обнадеживает... Просто я сейчас далека от школы, могу только издали наблюдать :)
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
19 сен 2015 01:32:08
ЕГЭ учит писать по шаблону. Думать там не надо - надо уметь жонглировать словами. Разодрать "Войну и мир" на аргументы (могуч был Лев Николаич) - и все! Примеры практически на все случаи жизни... Увы. А остальное можно придумать. Тут хоть фантазия нужна - соглашусь )) Но и брюзжать, как ЕГЭ плохо - бессмысленно.
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
19 сен 2015 01:49:58
Согласна с Еленой. ЕГЭ и ГИА   - учат "строчить" по шаблону. И для меня загадка, как дети находят правильный ответ в тестах. Огромное количество раз просила объяснить: "Почему ты выбрал этот вариант ответа?" Молчат, как партизаны. Скоро и говорить разучатся. Я от своих у доски требую подробно проговаривать выбор орфограммы, знака препинания и т.п. Времени правда много уходит, но считаю, что это того стоит.
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
20 сен 2015 00:10:24
о! По поводу "Почему ты выбрал этот ответ?" По-моему, гениальный ответ: "А я вычислил схему ответов (!). С вероятностью в 60% вот это должен быть правильный ответ". И угадывает же! в 60-ти случаях из ста
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
22 сен 2015 01:12:30
Значит всё-таки думают!!!
Ссылка Это нравится: 0 Да / 0 Нет