Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуПоследние сообщения блогов
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Материалы к теме Подлежащее

Коллеги, предлагаю небольшой материал по теме Подлежащее для старшеклассников.
Тексты специально составлены таким образом, чтобы подлежащие в предложениях были выражены как-то необычно. Сделано в виде презентации для демонстрации на электронной доске или на дистанционном уроке.
Задание: подчеркнуть основы предложения.

Коллеги, скажите, если готовите выпускников к ЕГЭ, по каким учебникам и пособиям вы это делаете?

Коллеги, меня всегда интересовал вопрос, по каким учебникам готовят другие учителя своих выпускников к ЕГЭ?

Обучение детей русскому языку

А у кого есть опыт обучения РКИ на обычных уроках? У меня в классе несколько человек совсем плохо по-русски говорят. Как их учить?

Поздравляю всех с началом учебного года.

На день раньше поздравляю, но "кто празднику рад - за неделю пьян".

Коллеги! Давайте проведём этот учебный год с пользой: освоим новые эффективные методы преподавания русского, приведём на этот сайт учеников и насладимся процессом. Главное - учить грамотно писать и делать это качественно, а ЕГЭ как-нибудь переживём.

Дорогие ученики! Никому не верьте. Грамотное письмо важно!

Что мне не нравится в ЕГЭ по русскому языку

На одном из учительских форумов меня попросили высказать мнение о ЕГЭ по русскому. Хочу обсудиить этот вопрос и здесь.

После введения ЕГЭ по русскому языку общая грамотность выпускников стала потихоньку снижаться, т.к. тест с практической грамотностью имеет мало общего, а учителя переориентировались на тесты. В прошлом году выпускались школьники, которые пошли в среднюю школу в момент введения ЕГЭ. Т.е. учить их во многих школах вообще не пробовали. Тесты, тесты. И тут все заметили, что выпускники чудовищно безграмотны. Волна публикаций в СМИ, обсуждения на форумах и т.д. Случился качественный скачок.
В прошлом году минимальный балл по русскому был значительно снижен ПОСЛЕ проверки экзаменационных работ, иначе аттестаты не получили бы тысячи школьников (точное число до сих пор не объявлено, но, слышала цифру 30%).
Год назад ФИПИ значительно упрощает экзамен, убрав все самые сложные вопросы по синтаксису. Разумеется, средний балл в этом году стал выше. Всеобщая радость, ликование. Зимой я где-то нашла ссылку на статью об эксперименте. Новый ЕГЭ по русскому предложили пройти дошкольникам. Справились 30% и ещё 30% не хватило 1-2 баллов, чтобы сдать экзамен.

Теперь о самом ЕГЭ по русскому.

Критерии оценки и таблица перевода первичных баллов в тестовые таковы, что самые слабые ученики могут легко набрать порядка 15% не за знания, а за отсутствие оскорблений в сочинении, умение угадывать и т.п., а умным каждый балл после 50% даётся нелегко. Действительно сложные, нужные и интересные задания (их мало), например, с запятыми в сложном предложении оцениваются 1 баллом, а за задание 1 на понимание прочитанного можно получить 2 балла. Система построена так, чтобы результаты усреднялись.Слабых вытягивают, умных валят. Поэтому результаты теста не очень показательны.

За безупречную грамотность в сочинении (орфография+пунктуация) ученик может набрать всего 6 первичных баллов. За 6-8 ошибок эти баллы снимаются и далее уже не теряется нисколько. Будь в сочинении 100 ошибок, проверяющий не сможет снизить оценку сильнее. При удачном стечении обстоятельств такой выпускник может получить за тест 50-60%

Критерии оценки сочинения превратили сочинение в задание по заполнению бланка. Ученику приходится использовать жёсткий шаблон, иначе он может потерять баллы. О творчестве и выражении своей мысли здесь не может быть и речи. Давайте не будем называть это сочинением. Это такое упражнение по риторике. Не более.

Тексты для анализа часто вызывают недоумение. Проблемы может и не быть, а мы учим учеников высасывать её из пальца, потому как шаблон велит. Иногда автор сам себе противоречит, а ребенок должен согласиться или не согласится, а рассуждать шаблон не позволяет. Это не анализ теста.

Рекомендуемый размер сочинения/задания по риторике 300 — 350 слов не позволяет нормально проанализировать текст и порассуждать о нём.

К старому школьному сочинению нужно было начитывать литературу, а теперь достаточно ознакомиться с 1-2 романами.

Тестовая часть составлена ужасно. Для подготовки к ней не надо изучать русский в системе. Там никакой логики. Ощущение, что вопросы случайно надёрганы из каждого раздела. Важнейшие правила не проверяются (например, О и Ё после шипящих, Ь после шипящих), проверяются суффиксы и окончания (на практике такие ошибки крайне редки). От синтаксиса теперь огрызки остались. Зато зачем-то проверяется знание классификации стилистических ошибок. Этого нет в школьной программе, это программа филологических специальностей вузов. Зачем эта классификация в ЕГЭ? В тексте дети не видят таких ошибок, но по формальным признакам угадывают вид ошибки. Что в этот момент вообще проверяется??? 5 баллов, между прочим, можно получить на вопросе.

О косяках в формулировках заданий я вообще молчу. Бывают лишние правильные ответы, бывает, что ни одного. На ОГЭ есть задание, в котором надо подобрать стилистически нейтральный синоним. Там можно только угадать, потому что синонимов оказывается несколько. Я в половине случаев промахиваюсь.

Изучение раздела "Морфемика"

Когда я говорила о языке как системе систем, то думала вот о чем...
Очень люблю раздел русского языка "Морфемика". И преподавать, и сама думать при случае над разбором слов по составу.
Однако не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что многие ученики, особенно в начальном звене, где как раз и происходит знакомство с частями слова, совершенно не понимают, что такое, например, окончание.
И с этим непониманием приходят к нам в пятый класс. Что это за буквы в конце слова? И почему в одном слове буква -а - это окончание, а в другом слове - нет?
Здесь приходится еще раз показывать, как изменяется имя существительное по падежам, имя прилагательное тоже хорошо в словосочетании изменять по падежам, а глаголы меняем по лицам, числам, временам.
Помню, как в институте, когда я сама была студенткой, мы доказывали каждую морфему, подбирая слова с такими же морфемами.
Например, отлет - отъезд, отход и т.п.
И так с каждой частью слова.
Такую работу я проводила и со своими пятиклашками. Интересный вид работы. Думать приходится ученикам, головой.:))
Однако при изучении морфемики я иногда сталкиваюсь с тем, что боюсь сама ошибиться при выделении частей слова. Начинаю рассуждать при учениках вслух, доказывая свою точку зрения.
Скажите, а у вас такое бывает? Или вы всегда пользуетесь морфемными словарями на уроках русского языка?

Список литературы для подготовки к сочинению

Напомню своим любимым ученикам, что этой осенью мы пишем выпускное сочинение. Поэтому на лето я задавала читать. Если кто забыл, у вас осталась целая неделя, чтоб прочитать хоть что-нибудь из этого списка:

1. М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
2. И. Бунин. Тёмные аллеи.
3. В. Распутин. Живи и помни.
4. И. Бродский. Шествие.
5. А. Вампилов. Старший сын.
6. Ф. Достоевский. Бесы.
7. Братья Стругацкие. Трудно быть Богом.

О функциях знаков препинания

О назначении пунктуации
Если мы хотим чему-то научить, приходится доказывать, что это знание необходимо. Так и с изучением пунктуации.  Сначала рассказываем о её назначении, убеждаем в необходимости использовать в письменной речи знаки препинания. Здесь чаще всего используется такое упражнение: предлагаем школьникам прочитать предложение без знаков препинания и объяснить его смысл.
Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Какой приговор вынес суд обвиняемому?» – «Казнить нельзя помиловать». Или: прочитайте предложение и ответьте на вопрос: «Скольких человек хочет увидеть автор?» – «Я хочу увидеть дочь брата отца». Или: сосчитайте, сколько же пальцев у автора предложения: «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке столько же на другой, да на обеих ногах десять».
Затем записываем это предложение ещё несколько раз с различным пунктуационным оформлением. Делаем вывод о том, что знаки препинания помогают пишущему точнее выразить свою мысль.
Следующий шаг – показать, что пунктуация способна передавать и оттенки интонации. Для начала рассматриваем только знаки конца предложения.
Прочитайте предложения с различной интонацией: «Ты придёшь» или «Ты любишь лето». Как показать эти интонационные оттенки на письме?
Вывод – знаки препинания отражают интонацию на письме.
Как определить, какой знак препинания нужен в конкретной ситуации?
И здесь начинается рассказ о функциях знаков препинания. Анализируем различные случаи употребления знаков препинания. Наблюдаем, что одни используются в конце предложения, другие – только внутри; что знаки препинания стоят на определённом месте, регулируемом правилами и т. д. В результате составляем схему:
Знаки препинания
Завершающие________Разделительные_______Выделительные
(.!?...)_______________(,: ;-)_____________(,,"" ())

Не все знаки должны попасть сюда сразу. Схема может заполняться в течение всего учебного года или нескольких лет.
Что получает учитель, знакомя школьников с функциями знаков препинания
Мы преодолеваем существенный недостаток большинства пунктуационных правил: когда сообщаются условия, при которых ставится знак, но не обосновывается цель его употребления.
Запятая указывает на то, что с двух сторон от неё стоят равнозначные по смысловой нагрузке отрезки, поэтому мы и ставим её между однородными членами или частями ССП. И т. д.

Коллеги, готовы ли вы к учебному году?

Лето пролетело, появилась реклама школьных товаров, чувствуется приближение учебного года. А вы готовы к сентябрю?

О преподавании пунктуации как системы

О функциональной грамотности
Учителя сегодня должны обеспечить достижение выпускниками уровня функциональной грамотности. То есть научить их пользоваться всем объёмом знаний каждый раз, когда в этом возникает необходимость. Как бы банально это не звучало, школьники должны уметь «применять свои знания на практике». Функциональная грамотность предполагает и умение грамотно излагать свою мысль в письменной форме. А письменная речь немыслима без знаков препинания, о которые «препинается» большинство учащихся.
Как достичь уровня функциональной грамотности в использовании пунктуации
Для овладения функциональной грамотностью в использовании пунктуации необходимо научиться отвечать на вопрос, зачем я ставлю именно этот знак именно в этом месте. Обратите внимание, ЗАЧЕМ? А не ПОЧЕМУ? На последний вопрос школьники, кто-то лучше, кто-то хуже могут ответить:
- потому что здесь деепричастный оборот, обращение, перечисление и т. п.
А вот зачем? Ведь не для того же, чтобы выделить обращение и пр.
Задача учителя – показать, зачем нужна пунктуация вообще и каждый из знаков препинания в частности.
Пунктуация как система
Преподавать пунктуацию мы начинаем «не с того конца»: рассматриваем с учениками множество вариантов использования элементов пунктуационной системы, т. е. пугающее «море правил», и не знакомим их с основанием этой системы. Дети ещё могут перечислить её компоненты (те самые знаки препинания), но ничего не знают о:
– структуре пунктуационной системы,
– функциях знаков препинания,
– иерархии этих функций,
– внутрисистемных отношений пунктуационных знаков,
– оппозиции в отношениях знаков препинания.
А отсюда и непонимание назначения пунктуации – препятствовать неправильному, неточному толкованию текста. И здесь не помогает даже синтаксический анализ предложений. Именно потому, что он синтаксический, отвечающий на вопрос ПОЧЕМУ?, а не пунктуационный, который должен объяснить ЗАЧЕМ?
В последующих публикациях мы попробуем разобраться в том, что такое функции знаков препинания и зачем надо их знать, какова иерархия этих функций, а также постараемся ответить и на другие вопросы, связанные с преподаванием пунктуации.

Формирование грамотности как основа овладения общекультурным знанием

Функционально-коммуникативный подход в изучении русского языка

Грамотность человека складывается из многих составляющих, а именно:
  • языковые знания и умения, навыки их применения;
  • речевой опыт;
  • адаптированное ситуативное общение;
  • кругозор и страноведение;
  • понимание этнокультурной принадлежности речевых объектов.
Повышение уровня грамотности возможно при всеобъемлющем образовании, но ключевая роль, несомненно, отводится языку.

Будь то школьный предмет или курсы повышения грамотности задачей учителя будет не только дать теорию, но и отработать ее на практике. Мало знать правила, мало заучивать исключения, нужно научить детей применять эти сведения в жизни, а еще лучше – превратить в навык. Если речь идет об обучении иностранцев, дополнительно необходимо погружение в русскую среду, и здесь все средства хороши: от посещения супермаркета до экскурсий. При таком функционально-коммуникативном принципе повышения грамотности русского языка создаются предпосылки для дальнейшего применения знаний, умений и навыков в работе и повседневной жизни.

Как повышать уровень грамотности
Формирование грамотности начинается с грамотности речи. Усвоение орфоэпических норм и расширение словарного запаса достигается вовлеченным слушанием, чтением вслух, формированием навыков работы с текстом.

  Задание: попросите ребенка выписать из текста слова, смысл которых ему неясен. Работая со словарями, уточните значение слова и способы его произношения в разных формах.

Грамотность по русскому языку связывают с умением писать без ошибок. Для оттачивания этого вида грамотности разработано множество методик. Здесь важно развивать зоркость – особое качество, которое помогает увидеть трудные места заранее и вспомнить соответствующее правило.

  Задание: попросите ребенка подчеркнуть в тексте места, где предположительно он или его одноклассники могли бы допустить неверное написание.

Грамотность школьников старших классов должна включать осознание себя как носителя языка, а значит культуры. И здесь важны мостики со «смежными» дисциплинами: иностранным языком, историей, обществознанием, а также чтение зарубежной литературы – лучше в оригинале.
Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 |