Запомни!

   Не пишутся буквы Д и Т в словах:
   поскользнуться
   пощёчина
   почерк
   поручик

На главную страницуПоследние сообщения блогов
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

О терминах в преподавании русского языка

Недавно мой пятилетний сын, придя с занятий в художественной школе, увлечённо рассказывал о том, что в этот день у них сработала противопожарная сигнализация (очевидно были учения). Учитель их построил парами и спокойно вывел из школы. "Вот только я не понял,  - добавил мой сынуля, - кто такой Паника и почему Ксения Михайловна сказала, чтобы мы шли без него?"
Мы тоже хохотали долго. А меня этот случай заставил вспомнить, как придя в школу после университета и попав  сразу на 9-й класс, я, повторяя с детьми пройденное, увлечённо рассказывала им про инфинитив. И только урока с четвёртого меня осенило, что ученики не понимают меня, они ведь знали только про неопределённую форму глагола.
А теперь вопрос: "Как вы считаете, коллеги, в какой мере и когда нужно вводить научную терминологию на уроках русского языка?" Вопрос не случаен. Дело в том, что в некоторых учебниках для10-11 классов приставки вдруг называются префиксами, окончания - флексиями и т. п. Как вы считаете, нужно ли это вообще в школе?

Сочинения для анализа к вебинару о стиле сочинения

Оба сочинения были присланы на проверку выпускниками прошлого года. Стиль, орфография и пунктуация школьников сохранены. Поучимся на ошибках отважных авторов, которые не побоялись попробовать! И спасибо им.

Скачайте и распечатайте тексты. Постарайтесь перед вебинаром найти стилистические ошибки.

Сочетания знаков. Часть 2

По просьбе коллег, выкладываю вторую часть темы СОЧЕТАНИЕ ЗНАКОВ  в прикрепленном файле victori1

Речь там о
сочетаниях  точки, многоточия, :?: и :!: с кавычками и скобками.

----

А еще здесь добавлю несколько слов о знаках в заголовках и в подписях к рисункам.

1. В подписях под рисунками точки не ставятся.
2. В заголовках вопросительный и восклицательный ставятся (это знают все :) )
3. Также все (вроде бы) знают, что в заголовках точка не ставится. ОДНАКО когда заголовок состоит из двух (и более) предложений — почему-то возникают вопросы...
Так вот: в заголовках, состоящих из нескольких предложений, точка после последнего НЕ СТАВИТСЯ! Внутри есть -- а в конце нет.  :D

Что случилось с сайтом Прошколу?

Кто-нибудь знает, почему нет доступа на Прошколу.ру почти целую неделю? У меня там куча материала выложена.  

Учите ли шаблоны к сочинению?

Коллеги, практикуете ли вы с учениками заучивание вариантов вступления, заключения для выпускного сочинения? Даёте ли детям шаблоны? У меня некоторые иначе вообще ничего написать не могут. Но понимаю, чтто метод неправильный.

Речь как характеристика: задание на ОГЭ

Несколько примеров заданий части 3 ОГЭ, ориентированных на понимание учеником социолингвистического аспекта изучения языка (материал прошлого года):
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (И.А. Гончаров0
«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». (М.А. Кронгауз)
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Г. фон Габеленц)
«Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя…» (П. Рикер)
«Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». (Д.С. Лихачев)

Во вложении — текст блогера Остромира, на основании которого ребенку было дано задание написать сочинение-рассуждение по высказыванию Д.С. Лихачева (последнее в списке).
На что обращать внимание в подготовке к работе? Ученик 9-го класса абсолютно не понимал. Пришлось задавать массу наводящих вопросов.
Например:
Какие черты характера можно предположить в натуре автора, исходя из сюжета? (поверил в сон — склонность с мистике, поехал за игрушкой на дачу — сентиментальность, не побоялся насмешек товарищей — независимость и твердость, поставил цель и уверен, что достигнет ее — целеустремленность, сам починил игрушку и т.д.)
Умный или не очень герой? Из чего можно сделать вывод? (Обращаем внимание на грамматический строй языка — разные по структуре предложения, наличие осложняющих элементов, парцелляций, риторических фигур и пр.) Почему развернутая речь и богатый словарный запас могут свидетельствовать о состоянии ума?
Как может характеризовать автора лексика? («татухи», «подрезала», «барахло», «байк», сравнения и прочие художественные средства)
Вызывает ли текст доверие? Чем? (интонация, воспоминания, подробности)
Способствует ли такой пост доверию к его автору?
И вот теперь попробовать ответить на вопрос, ЧТО мы узнали об авторе из этого текста!

Несерьёзные мысли и «дедовский» метод обучения

Тут в блогах зашла речь о том, как разнообразить урок, сделать его интересным. Конечно, на уроках используешь много способов, средств, приёмов, пляшешь и из-за печки, и из-за двери, и из-под парты. В общем, как только не выкручиваешься. Но сегодня захотелось вспомнить о «несерьёзном».
Часто, чтобы заинтересовать детей (и не только в младших классах), использую весёлые тексты. Сначала боялась, что будут только хохотать, но практика показала: смех не переходит в повальную истерию, а помогает расслабиться, не даёт детям «заснуть» над очередным предложением.
Особенно это помогло, когда я более активно стала использовать «дедовский» метод в обучении – нахождение слов с изучаемой орфограммой в тексте. Кстати, вспомнить о нём меня заставили тесты ЕГЭ и ОГЭ. Теперь я использую его не только на начальных этапах. А постоянно. Прошу найти слово с такой-то орфограммой и объяснить всё «от и до». И школьникам приходится превращаться в учителей и сотни раз повторять правило. Постепенно эти правила начинают «вязнуть в зубах». Но… Нам того и надо.
Конечно, сложно подобрать дидактический материал, где было бы сконцентрировано много слов с одной или разными орфограммами. Но вот наткнулась на книгу Марины Бройде «Русский язык в диктантах. Нетрадиционный подход». Очень выручает. И весёлые тексты там тоже есть.

Материал к вебинару о сочинении

21 сентября, в 18 по Москве, я веду бесплатный вебинар для тех, кто готовится к сочинению. Будем учиться подбирать подходящие тезисы и примеры к главной мысли. Чтобы вебинар был для вас максимально полезным, скачайте и распечатайте материалы к нему.

Литература о любви. Мой вклад.

Несколько дней назад буквально всю ночь занималась любовью. :) В смысле составила таблицу с материалами по теме Любовь для выпускного сочинения.  Материалы на тему Любовь вы можете найти в закладке Сочинение 2016.  Пока подбирала примеры, всё время вспоминала какие-то свои старые стихи и рассказы. В общем, я тоже внесла некоторый вклад в развитие темы. Делать ссылки на себя из таблицы посчитала нескромным. Даю ссылку в блоге. Почитайте, может быть, кому-то пригодится и даже понравится.

Моя страница на сайте Литвовет

Посоветуйте репетиторские сайты.

Коллеги, кризис прижал меня этой осенью. Раньше репетиторством не занималась, но теперь придётся. В нашей школе запрещено брать учеников из нашей школе (под страхом увольнения). Знаю, что есть сайты, которые помогают найти учеников. Но их так много. Подскажите, где реально работают.

Выдуманные примеры. Как поступить?

Вчера в нашей школе писали сочинение на всероссийский конкурс. Одна моя ученица написала хорошее сочинение, но потом призналась, что аргументы полностью выдумала. Тема была про ВОВ для семьи. Так вот. Она ничего не знает о прадедах, а написала душераздирающую историю. Как мне теперь поступить? Аннулировать сочинение или промолчать? Я впервые в такой ситуации. Коллеги, посоветуйте.

Задание на понедельник 11-б

В понедельник на уроке будем искать ошибки в сочинении. Скачайте его, распечатайте. На уроке расскажете мне, что не так в этом тексте.

Сочетания знаков. Часть I

Казалось бы, что может быть проще знаков в конце предложения!
Еще в ­­ 1-м классе детки учат: ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Всё!
Однако…
Трудности возникают, когда знаки приходится сочетать. Давайте посмотрим.

Точка, ? и !
Запоминаем главное правило:
знаков подряд НЕ бывает больше трех: …  !..   ?..  ?!.
Однако правило действует только при сочетании разных знаков.
Если же речь об одном — привилегия только у точки, да и то их должно быть ровно ТРИ (не две и не больше трех), и называется этот знак МНОГОТОЧИЕМ…

Многоточие не отделяется пробелом:
·   в начале предложения — от первого слова
·   в конце предложения — от последнего слова
·   внутри предложения  — от слова, после которого стоит

? и ! бывают только одиночными.
То есть, по правилам, даже два !! или три ??? подряд — ОШИБКА!

При сочетании ? и ! ставятся только в такой последовательности:  ?!   И никогда не наоборот.

Запятая и… многоточие
Увы, но довольно часто внутри предложения можно увидеть такое   …,  или ..,
Запоминаем:
многоточие и запятая НЕ СОЧЕТАЮТСЯ.
В таких случаях просто ставим    и продолжаем предложение со строчной (как после запятой).

При столкновении точки в сокращениях  (и др.) с точкой в конце предложения происходит поглощение: ставится только одна точка:  и т. д.  и т. п.
При этом: если такое сокращение в конце предложения стоит  в скобках, точка ставится и после скобки (вот так: и т. п.).

Как видите, все очень просто :)
О сочетаниях других знаков поговорим в следующий раз…

Дорогие коллеги! Как вы проводите работу со словарными словами на уроках русского языка? Успеваете ли их записывать на доске, в тетради и придумывать с ними словосочетания и предложения? Или же все отдаете учить дома?

Нас учили, что со словарными словами необходимо вести определенную работу на уроке, чтоб дети их запомнили. А как вы это реализуете? Ведь словарные слова будут необходимы и на ЕГЭ по русскому языку?

"Терпеть не могу русский язык!"

Вот так заявляет мне прямо в глаза дитятко. И я отчетливо осознаю, что с таким отношением к языку и к уроку наши занятия приведут в тупик. Оговорюсь, это частный урок, ученик четвертого класса. Можно, конечно, ходить на уроки, добросовестно вычитывать материал, но результат будет ноль или что-то около того.
Что делать?
Следующие два урока мы даже не притрагивались к школьной программе. Используя все свое красноречие, пыталась передать свою любовь к языку, объяснить его красоту, звучание, значение. Почему важно знать русский язык? Что дает знание и применение правил? Кто создает о себе лучшее впечатление? человек, который безграмотно пишет официальные письма или тот, кто умеет правильно и красиво оформлять документацию. И т.д.,  и т.д., и т.д.
И все это время чувствовала, что не могу достучаться. И все вхолостую.
Вот иду на третий урок, думаю: "Наверно, это последний урок. Лучше откажусь, не буду мучить ни себя, ни ребенка..." Начинается урок, приступаем все же к выполнению упражнений. Урок идет своим чередом. И тут дите выдает: "Вы знаете, а я люблю русский язык". Всё, занавес.
А вы встречались с такими ситуациями? что делали? Как решали вопрос?

О разделах работы по развитию речи

Неупорядоченность терминологии в учебниках и, к сожалению, в головах как учеников, так и учителей, на мой взгляд, является одной из причин сложности работы над единицами языка.
Продолжая разговор о необходимости системного подхода к изучению языка, в том числе при подготовке к сочинению, я бы хотела договориться о терминах. Всегда начинаю с этого занятия и многократно убеждалась, что это необходимый этап работы.
Что служит основанием для выделения части (разделов) из целого (развития речи)? Виды речевой деятельности, единицы речи, единицы языка? В школьном курсе — единицы языка. Следовательно, предметом работы по развитию речи становится функционирование языковой единицы — не только ее роль в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), но и применение, использование ее для передачи некоторого «интеллектуального» содержания в живом общении, взаимодействие языковых единиц в коммуникативном акте, реализация потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего/пишущего. Что тут важно? Представить систему:

  • Фонетика — звук — работа над звуковой стороной речи (благозвучием, например)
  • Словообразование — части слова — работа над значащими частями слова
  • Лексика и фразеология — слово — работа над словом (словарная)
  • Морфология — словоформа — работа над морфологическими средствами речи
  • Синтаксис — словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое — работа над синтаксическими средствами речи
  • Культура речи, стилистика — все единицы языка; текст — работа над стилистическими средствами речи, связностью речи, культурой речи
Рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи (тексту) позволяет выявить их информационное значение и выразительные возможности, раскрыть роль того или иного языкового средства (синонимов, местоимений, видо-временных форм глаголов и пр., что просят в заданиях ЕГЭ) в организации текста. Изучая те или иные языковые единицы, мы показываем их речевые возможности, раскрываем их функционирование в речи. Сочинение или любое другое самостоятельное высказывание — средство проверить на практике, как освоено умение использовать определенные языковые средства в речи.
На мой взгляд, логично.

Дефис и тире. Как их различать

В школе работала давно, последние лет пятнадцать работаю корректором/редактором. Однако ж тексты, с которыми имею дело, пишут хоть и бывшие, но ученики :)
Поэтому, думается, некоторые мои наблюдения будут полезны и учащимся.

Например, часто вижу дефисы, оказавшиеся между словами, и тире, оказавшиеся внутри слова (второе реже, но бывает).
Как их различать :?:
Это элементарно :!:

Дефис — знак орфографический (как буква) (-).
Пишется внутри слов, коротенький и БЕЗ пробелов: когда-то, интернет-магазин.
Так же выглядит знак переноса.

(ВНИМАНИЕ. Если поставить с двух сторон пробелы — эта черточка (-) «читается» уже как тире.
НО! Для тире есть СВОИ значки!)

Тире — знак пунктуационный (как точка, запятая и т. д.). Пишется c пробелами.
Бывает двух видов — короткое (вот – ) и длинное (вот — ).
Не буду здесь говорить о разнице между этими тире (это уже епархия корректоров) — надо хотя бы не путать дефис и тире.

·   Тире и дефис между словами, обозначающими цифры

Когда два числа в словесной форме означают не «от такого-то до такого-то числа», а «то ли то, то ли другое число», то между числительными ставят дефис. Как правило, это цифры с разницей в одну единицу (но не обязательно). Один-два дня, восемь-девять лет. (То есть один ИЛИ два дня, восемь ИЛИ девять лет.)

В остальных случаях — пишем тире: два — четыре месяца,  пять — восемь километров. (То есть ОТ двух ДО четырех месяцев, ОТ пяти ДО восьми километров.)
 
·      Тире между словами (в качестве соединительного)

Между словами тире ВСЕГДА пишется с пробелами. Поезд Харьков — Москва.

Сколько времени вы отводите на повторение пройденного в предыдущем классе?

Уроки повторения в начале учебного года меня всегда немного ввергали в ступор. Методички рекомендовали большое количество часов на повторение, а уроки у меня как-то не получались интересными. И я стала сокращать отведенное время, потому что в течение всего года много часов пропадает.
Я стала использовать тесты по разным темам. Мы один выполняли вместе, проговаривая правила, а другой писали ученики самостоятельно.
Скажите, а как вы повторяете материал в начале года?

Можно ли делать записи в дневнике красной пастой?

Наблюдаю за тем, как учится мой сын. Приносит дневник с записями от учителя красной пастой. Коллеги, скажите, ведь еще несколько лет назад говорили о том, что нельзя писать красной пастой в дневниках. Или я уже отстала от современной методики?

Почему выпускники не смогли дать речевую характеристику персонажу...

Подготовка к ЕГЭ выявила довольно неожиданную для меня проблему: дети не только не знают, о чем писать сочинение, но и не могут сформулировать то, что думают. Им сложно подобрать примеры даже к очевидным проблемам, потому что они не видят связей между вещами и не умеют это назвать. Таким образом, социальная лингвистика стала для меня почти краеугольным камнем для размышлений о языке…
Собственно, и блог хотелось бы посвятить вопросам взаимоотношений между языком и обществом: язык и культура, язык и история, язык и этнос, язык и массовая коммуникация, и школа, и т.д. и т.п.
Социолингвистика, хотим мы того или не хотим, определяет и ситуацию выбора говорящим того или иного элемента (единицы) языка: в общении постоянно возможны варианты — говорить на литературном языке или на диалекте, предпочесть книжную форму или разговорную, употребить официальный термин или его просторечный синоним… Старшеклассники часто даже не замечают категоричности или двусмысленности собственных высказываний, т.к. просто не подозревают о существовании вариантов! В условиях индивидуальной подготовки (репетитор) этому аспекту подготовки можно уделять достаточное количество времени, в рамках урока, подозреваю, — не приходится рассчитывать.
Насущность же этой темы подтвердили и задания, включенные в ЕГЭ и ГИА, в которых от учащегося требовалось развернутое размышление о персонаже по его речи. В памяти засели два: 11-классника просили охарактеризовать автора блога по его посту, 9-класснику достался вариант посложнее, ему надо было дать речевую характеристику персонажу, который произнес пару реплик в диалоге. При этом ни тот, ни другой с понятием «речевая характеристика» не были знакомы! А значит, просто не понимали, на что им надо обращать внимание и как строить собственное высказывание… Так что актуальным становится и понимание социальной лингвистики как изучения особенностей языка разных социальных и возрастных групп говорящих.
Об этом и постараюсь поговорить.

Деление слов на слоги, 1 класс

Деление слов на слоги - первая трудность, с которой столкнулся мой первоклашка. Подскажите. как доступно объяснить?

Об индивидуальной работе на уроках русского языка

Коллеги, скажите мне, вы используете какие-то виды индивидуальной работы на уроках? Раньше разговор был о карточках, которые раздавались на уроке. Об индивидуальном домашнем задании. Я все это практиковала. А что еще можно сделать для индивидуального подхода?
Или такой подход обычно используется для нестандартных учеников, а у меня таких не было?

О методичках

Коллеги, скажите, а методические пособия на уроках вы используете? Я имею в виду полностью конспекты уроков? Я сама их не люблю, они меня просто выручали иногда. А вы как относитесь к такой литературе?

Почему причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Наверное, все со школьной скамьи помнят правило: «Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. Если он стоит перед определяемым словом, то не выделяется запятыми (за исключением случаев, когда он имеет дополнительные обстоятельственные оттенки значения)». Этому учим школьников и мы.
А кто-нибудь задумывался, почему именно так?
Мне всегда проще было что-то запомнить, если я понимала, почему это так. (Наверное, поэтому никогда не могла вызубрить физику и запомнить правило про причастный оборот). Теперь, когда мы с детьми учим обороты, то уделяем внимание прямому и обратному порядку слов в предложении. Рассказываю детям о том, что необычный порядок необходим, чтобы подчеркнуть, как-то выделить часть мысли, находящуюся на нетрадиционном для него месте.
Дальше смотрим на предложения с причастными оборотами. Любые. Например:
Торчавшая из воды палка служила ориентиром.
Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.
Во втором случае видим, что причастный оборот уточняет, поясняет основную мысль. Палка потому и была ориентиром, что торчала из воды. И так всегда. Любое определение, стоящее после определяемого слова (а это уже 8-й класс), находится «не на своём месте». А располагают его таким образом для того, чтобы подчеркнуть особую значимость определения в данном предложении, выделить эту информацию. А всё, что мы хотим выделить, на письме оформляется выделительными знаками препинания.
Согласитесь, такой значимости у определения, стоящего перед определяемым словом, нет. А если появляются дополнительные оттенки значения, то тут же появляются и выделительные знаки препинания.
Вот и вся «физика».

Как научить различать паронимы

Коллеги, у кого есть  подсказка. Ученик прекрасно понимает, что такое паронимы, но совершенно не чувствует разницу между большинством из них. Как ВЫ этому учите? Может у кого есть секретики, как обогатить словарный запас за короткое время?
Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | След.