ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуПоследние сообщения блогов
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

Всех причастных поздравляю с Днём пионерии!

Это я. 1980 год.

58.jpg

Изучение профессиональных компетенций учителя литературы

Один из пользователей сайта передал нам файлы с примерными заданиями для преподавателей литературы. Может быть, кому-то пригодится.

Подготовка к сочинению в ЕГЭ

Давайте соберём в комментариях ссылки на интересные пособия и ресурсы.

Выложили в продажу прописи не для первоклассников

Выложили в продажу прописи, о которых меня всё время все спрашивали. В пособии 100 страниц! Скачивайте https://mogu-pisat.ru/kurs/lerbuch/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=489692

ГРАМОТНОСТЬ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ?

Учим русский язык с детьми. Советы родителям.

Вот что у меня вчера произошло. Девочке (3 кл.) в диктанте попадается слово "киоск". Она спрашивает, что это такое. Начинаю объяснять: "Когда ты идёшь по тротуару, стоят такие домики, в которых продают газеты или цветы..." "Но я никогда не хожу по улице пешком, - говорит девочка, - я всегда еду на машине. Я вижу, что стоят какие-то будочки, но не знаю, что с другой стороны".

Огромная проблема, с которой сталкиваются современные педагоги, - неразвитость речи детей. Школьники не могут запомнить словарные слова и не понимают прочитанного, потому что не знают значения массы слов. А значения они не знают не потому, что имеют задержку в умственном или психическом развитии, а в силу отсутствия элементарного жизненного опыта.

Детям приходится объяснять значение не только устаревающих слов ("салазки", "колхоз", "сени", "молотьба";), но и совершенно обычных ("тяпка", "перрон", "луг" и т.п.) Многие подростки никогда не были в лесу, не ездили в поезде, не бывали на море, не читали русских сказок, не видели, как растёт картошка. И они не знают сотен слов, связанных с таким опытом. Весь их опыт виртуален. При этом они не хотят ни о чем узнавать заранее, потому что "можно погуглить, когда надо будет".

Что могут сделать родители? Подумать об опыте ребёнка в реальности. Мастерите руками, ходите в походы и на экскурсии. Если есть средства на отдых, покупайте речные круизы, конные туры, морские прогулки. Поживите у бабушки в деревне, помогите ей с огородом. Ходите в зоопарк, катайтесь на лыжах, просто гуляйте по городу. И разговаривайте с ребёнком обо всём, что видите и делаете.

Никакой учитель не сделает это за вас.

Похожие корни 3

Продолжаем работать с похожими корнями. Сегодня я не поленилась и выбрала из различных сборников и справочников слова с созвучными корнями. Их оказалось гораздо больше, чем обычно приводится в упражнениях. Скачивайте, пользуйтесь.

Вот часть этого списка, остальное в файле.


Залезать (лезть) в нору – зализать (лижет) рану
Начал облезать (облез) – облизать (лижет) леденец
Слезать (лезть) с дерева – слизать (лижет) сметану
Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство
Навевать (веять) грустные мысли – навивать (вить) волосы на плойку
Развеваться (веять) на ветру – развиваться (развитие) по возрасту
Полоскать (полощет) бельё – ласкать (ласка) кошку
Посветить (свет) фонариком – посвятить (свято) стихи даме

Карточка для работы с правилами на Н и НН

Карточка для участников вебинара о правилах Н и НН во всех частях речи.
Карточка составлена Ритой Владимировной Кошкиной.

Ложнопроизносимые согласные.

Коллеги, нигде не могу найти хороших упражнений с подборкой ложнопроизносимых согласных. Везде в диктантах одно и то же: ужасно, опасно, напрасно... Есть у кого-нибудь упражнения или хоть список таких слов? Может, в комментариях из головы напишете, так и соберём коллекцию.

Сочинения для анализа к вебинару 23 ноября

Дорогие участники вебинара!

Вам предлагается сначала самостоятельно проанализировать 10 сочинений, которые мы отобрали для анализа. Рассмотрите сочинения по критериям оценивания ФИПИ и расставьте их от худшего к лучшему.

Методика для внеклассного чтения

В поисках приема, как же ж все-таки заинтересовать моих школьников (6-7 класс), как сделать так, чтобы они читали, вышла на следующую методу. В каждом классе есть хотя бы 1-2 читающих человека. Либо они сами читают, либо не могут не прочесть, потому что это задано. Задаю им какую-нибудь увлекательную книжку, русская, зарубежная литература. Спрашиваю: "Понравилась книга?" Почти всегда слышу: "Да!" А теперь, говорю, прорекламируй ее. На уроке даю тебе 3-5 минут, создай этой книге рекламу, некую рекламную кампанию, заинтересуй читателей, продай ее.
Ну, что могу сказать. Когда однокашники видят огонек в глазах прочитавшего, видят, с каким запалом он взахлеб рассказывает о книге, то и сами потихоньку проникаются идеей: "Я тоже хочу прочитать!" Через какое-то время образуется ручеек школьников, который мне на ухо шепчет: "А я прочитал!" почему шепчут на ухо? Потому что репутация – превыше всего. Всем же уже рассказано, кто и как не любит читать. А тут такой демарш! – прочтенная книга.
Вспомнился один случай из моей школьной жизни. Учительница ярко рассказывала про прилагательное, очень вовремя привела пример с Митрофанушкой ("дверь - это прилагательное, потому что к стене прилагается";)). Я почти сразу после урока помчала в библиотеку искать этого митрофанушку. Вот только почему-то, то ли плохо услышала название, то ли учительница оговорилась, в библиотеке я на руки получила "Горе от ума". Прочла взахлеб, но разочаровалась, что не нашла тот самый пример с прилагательным. Уже много позже нашла его все-таки в "Недоросле".

Сочинения для анализа к вебинару для преподавателей о логографах

Скачайте файлы для анализа, распечатайте или откройте у себя на экране, чтоб вам было удобно работать.

Похожие корни 2

Нашла ещё одно задание, которое я составила давно, но в связи с той же проблемой: дети не понимают, какие слова брать в качестве проверочных. Здесь надо выделять корни и вычёркивать лишние слова (синонимы или с похожими корнями). Слова подобраны так, чтобы заодно фоном осваивались удвоенные согласные в корне и запоминались некоторые корни с О и Ё после шипящих. Все зайцы бьются.

Похожие корни

В этом году замучилась с двумя учениками (оба дисграфики) искать проверочные слова для проверки безударных гласных. Мальчик из 7 класса упорно называет не однокоренные, а синонимы. Девочка из 3 класса подбирает созвучные слова с похожими корнями.

Вчера сделала такое задание. Кучу слов надо разложить по группам (объединить однокоренные). При этом среди слов много с созвучными и очень похожими корнями, есть чередование в корне, есть синонимичные корни. В общем, целая головоломка получилась.

На всю работу с ребенком уходит час. По-моему, очень помогло.

Прикладываю файл. Распечатайте, разрежьте слова и предложите разобрать карточки на уроке. В классе можно раздать наборы на каждую парту.

Словами или цифрами?

Часто возникает вопрос, как писать числа в тексте — словами или цифрами?
Нужно запомнить всего пару правил :)

Правило 1. В художественной литературе — только словами!
Правило 2. В научных, деловых, рекламных текстах предпочтительна цифровая форма.

НО!
Правило 3. Различать однозначные и многозначные числа.
В цифровой форме двузначные и многозначные числа схватываются читателем быстрее. Они не переводятся мысленно в словесную форму, а именно схватываются взглядом, что упрощает и ускоряет восприятие текста.
А вот однозначные числа в косвенных падежах в цифровой форме, наоборот, усложняют чтение.

Однако и однозначные числа (особенно в именительном падеже) иногда предпочтительны, если нужно акцентировать внимание именно на цифре.
Почему? Потому что цифровой форме число заметнее. Младшие школьники, например, по наблюдениям психологов, не замечают в условии задачи арифметическое данное, если оно обозначено не цифрой, а словом.

umnik1

О бедном гусаре, то есть внутренней форме слова замолвите слово…

«Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки». Высказывание знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева, предложенное для сочинения-размышления (15.1) в 9 классе, вызывает у учеников вполне ощутимый ступор. Морфемика, разбор слова по составу к этому моменту для них давно ушедшее прошлое, а уж связать приставку и предложение — задача непосильная… Сказать правду, и объяснить это дольно сложно. Так что возникает непреходящее желание рассказать об особенностях внутренней формы слова.
Алгоритм довольно прост: внутренняя форма слова — это тот буквальный смысл, который складывается из значений морфем, образующих слово (т.е. из значений его корня, приставки и суффикса). Берем слово — смотрим: летун — «тот, кто летает»; незабудка — «та, которая не забывает или не забывается»; желток — «нечто желтое». Внутренняя форма делает значение слова мотивированным. Конечно, не все (даже русские) слова имеют эту обусловленность. Так, вездеход — «тот, кто везде ходит» — могло бы подойти не только к машине-вездеходу, но и к обозначению туриста, бродяги. Однако в языке слово закреплено только за машиной. Тем не менее внутренняя форма — это ощущаемый говорящим способ представления значения слова, его «образ». Вот такие слова и нужно найти в предложенном для анализа тексте. Это первый шаг.
Шаг второй — показать, как помогает эта внутренняя форма слова («ближайшая этимология», как ее называл А. Потебня) раскрыть какие-то нюансы смысла в тексте. Вот у нас есть слово «смородина» и есть словосочетание «смрадный запах». Вспоминаем: название «смородина» — чисто русское, происходит от древнерусского слова «смородить» — издавать сильный приятный запах. А вот слово «смрад» уже маркировано негативно, хотя имеет то же самое происхождение. Смрад — тоже сильный запах. Значит, смрад могут издавать даже духи — если автору неприятен их запах.
Процесс развития языка и его словаря ведет к тому, что внутренняя форма может тускнеть, забываться или даже вступать в противоречие с лексическим значением слова. Так, чернила возможны не только черные, а белье — не только белое, подосиновики растут не только под осинами, атом давно делим и антибиотик — не против жизни. Но «ближайшее этимологическое значение» оказывает влияние на семантику производных слов. Это своего рода историческая память языка. Соприкасаясь с современным лексическим значением слова, она создает своеобразную «стереоскопичность» словесного представления мира, вызывая ассоциации и порождая смысловые оттенки.
Вот только когда все это богатство показывать на уроке?

Корректорские байки

Думаю, многие читали в том или варианте на просторах Интернета эти истории.
А я собрала их тут вместе — поулыбайтесь... ;)

Сегодня нам в подспорье есть программы — пусть неидеальные, но все же помощники — встроенная в Microsoft Office или ОРФО… Гораздо выше была вероятность опечаток (ошибок) в текстах, когда корректорам приходилось полагаться только на свой зоркий глаз. Недаром ведь в советских газетах/журналах и издательствах в штате было по нескольку корректоров. Но и это не всегда спасало от курьезов.
Если же учесть, что цензурные органы НКВД никаких опечаток не признавали, работа наша была даже опасной! Не знаю, насколько правдивы эти байки, давно гуляющие по Сети, но уверена, что не все в них придумано.

Рассказывают, что за одну-единственную опечатку был арестован (а затем и расстрелян) главный редактор центральной махачкалинской газеты. Правда, надо добавить,  что опечатка была не абы какая, а в фамилии самого вождя — самая ужасная из возможных: вместо буквы «т» черным по серому была напечатана буква «р»… За «Салина» уфимского корректора «всего лишь» посадили на пять лет, а за «Стадина» и вовсе легко отделались: редакцию одной из областных газет уволили в полном составе…

Сотрудникам туркменской газеты «Коммунар», допустившим опечатку в слове «главнокомандующий», тоже, можно сказать, повезло — вся редакция была уволена без права заниматься печатной деятельностью в течение пяти лет. Видимо, их спасло, что получившееся «нехорошее» слово должно было бы «правильно» писаться с «о». А у них ободряющие слова в адрес советского водного транспорта произносил«гавнокомандующий».

Иногда после допущенной опечатки невозможно даже дать опровержение. Сами посудите… Газета «Смена» в 1973 году, публикуя рассказ из серии «Ребятам о зверятах», допустила небольшую ошибку. Речь шла о тушканчиках, которых автор умиленно именовал «маленькими длинноухими зверьками». В слове «длинноухими» местами поменялись буквы «у» и «х», и в таком виде эти биологические факты были представлены ленинградской детворе. Редактор как следует выгреб по партийной линии.

Самые опасные опечатки для редакторов — это когда невольная нецензурщина пробирается в описание деятельности власть имущих. Так, в весьма либеральные годы начала ХХ века под суд за оскорбление царской семьи попал редактор газеты «Киевская мысль». Дело, правда, замяли, когда стало ясно, что любое  публичное разбирательство лишь усугубит ситуацию. А причиной дикого скандала стала заметка, озаглавленная «Пребывание вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Финляндии». В «пребывании» «р» коварно заменилась на «о», и получилось чудовищное безобразие.

Еще одна смешная опечатка сделала саратовского водителя-дальнобойщика всесоюзной знаменитостью. В хвалебной статье рассказывалось, что товарищ Костылев без аварий, серьезных ремонтов и нарушений наездил сто тысяч километров. А фотография улыбающегося героя была помещена под заголовком: «100 тысяч километров — не пердел!»  :D

..

Короли и королевы. Или как разъяснить, что такое члены предложения

Ситуация. Сидит напротив меня очаровательный ребенок, 6 класс (!), и на вопрос "что такое члены предложения и какие они бывают?" хлопает глазками. Попытка прочесть правило, пояснить на примерах – ноль, контакта не происходит. В глазках, которые обаятельно-красивы, если не обращать внимания на стену непонимания, пустота.
В общем, что такое главные и второстепенные члены предложения поясняла так:
Есть король и королева. Без них предложение, то есть королевство, существовать никак не может. Может быть либо одна королева, либо один король. Но вот чтоб не было ни короля, ни королевы, быть такого не может. – О! вот тут глазки зажглись, про короля и королеву – понятно. Так вот, король – подлежащее, королева – сказуемое. Пока все понятно.
У короля и королевы есть своя свита, подчиненные, слуги. Тоже понятно. Так вот, у короля они свои, и у королевы свои, собственные. Огонек понимания становится все ярче. Эти слуги – это второстепенные члены предложения. Есть те, которые зависят от короля, подлежащего, и от королевы, сказуемого.
Всё! Ребенок понял и выучил то, над чем мы до этого бились несколько уроков.

Склонение числительных

Все чаще и чаще слышу от людей уверенное "пятиста" или "трехста", и тоска берет! Это же очень просто! ;)
Склонение собирательных числительных, например, "оба", "обе"
ПадежМужской и средний родЖенский род
Иоба школьника, стула, полотенцаобе школьницы, раскраски
Робоих школьников, стульев, полотенецобеих школьниц, раскрасок
Добоим школьникам, стульям, полотенцамобеим школьницам, раскраскам
Вобоих школьников, оба стула, полотенцаобеих школьниц, обе раскраски
Тобоими школьниками, стульями, полотенцамиобеими школьницами, раскрасками
Поб обоих школьниках, стульях, полотенцахоб обеих школьницах, раскрасках

Склонение количественных числительных
B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: книжка с тремястами пятьюдесятью пятью страницами.
Но: в книжке триста пятьдесят пять рисунков (пятьдесят два рисунка).

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Падеж50-80200-400500-900
Ипятьдесятдвестипятьсот
Рпятидесятидвухсотпятисот
Дпятидесятидвумстампятистам
Впятьдесятдвестипятьсот
Тпятьюдесятьюдвумястамипятьюстами
По пятидесятио двухстахо пятистах

Склонение числительных 40, 90, 100.

Падеж4090100
Исорокдевяностосто
Рсорокадевяностаста
Дсорокадевяностаста
Всорокдевяностосто
Тсорокадевяностаста
По сорокао девяностао ста

Слово "тысяча" склоняется как существительное женского рода на -а; слова "миллион" и "миллиард" склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

Часто ли вы рассказываете о ситуации общения?

Выполняли с учениками работу по стилистике, ситуация как в том анекдоте: «А что не так с этими фразами?» (Анекдот. Бородатый. Преподаватель по матану про филологов:
— Да плюньте в лицо тому, кто говорит, что филологи — это нежные фиалочки с горящими глазами! Я вас умоляю! На самом деле они мрачные желчные типы, готовые язык собеседнику вырвать за фразы типа «оплатите за воду», «мое день рождение», «дырка в пальте»...
Голос с последней парты:
— А что не так с этими фразами?
Преподаватель, поправив очки:
— А на вашем трупе, молодой человек, они бы еще и попрыгали.)
Понимание того, что такое ситуация общения (речевая ситуация: где? с кем? зачем?), минимально. Но ведь без этого и канцеляризмы, и просторечие из своей речи не искоренить, потому что языкового опыта мало, чутья нет, знаний недостаточно… Как вы выходите из положения? Эффективно ли простое выполнение заданий (составленных, кстати, по материалам тех же сочинений на ЕГЭ)?
Самое сложное неожиданно оказалось в работе с логическими ошибками: дети их не видят… И когда учитель отмечает на полях сочинения нарушение логики, они искренно недоумевают: что не так? Абзацы же есть! Когда начинаешь раскладывать по полочкам, комментируя каждое слово и его восприятие читателем, соглашаются… Это все к той же проблеме незнания/непонимания слов или все же проблема глубже? Мозаичность восприятия информации — проблема, выходящая за рамки школьного курса языка и литературы…

Примеры заданий в прикрепленном файле: чтобы уровень заданий был нагляднее.

Краткий орфографический справочник

Мы часто просим детей на уроках обводить слова в рамочки. Вспомните: сверстник - ровесник, шорох - шёпот и т.п. Я собрала такие слова в один файл. Можно распечатать и выдать детям. И потом пусть учат всё разом! umnik1

Почему Воркута? Я там сидел...

Проверяю вчера сочинение 11-классника на тему "Ответственность художника перед обществом", в качестве аргумента приведён "Господин из Сан-Франциско" Бунина. Вот герой гнался за богатством, а потом умер несчастным. Спрашиваю, почему привёл этот пример. Мне, говорит, рассказ этот понравился, и я решил о нём написать. А при чём тут ответственность художника??? :o

Дорогие мои ученики! Обращаюсь сразу ко всем. Не надо так делать. Не каждый пример подходит к заданной вам теме. Думайте, о чём пишете.

Дети читающие vs дети понимающие?

Сегодня на просторах Интернета обнаружила статью, настолько созвучную местами с моими мыслями, что решили поделиться наблюдениями.
Мы сетуем, что дети не читают. Но я прекрасно помню свои ощущения, когда ребенок прочитавший текст (Достоевского или Маяковского — неважно), нес такую ахинею, что оценить его ответ больше чем в три балла рука не поднималась. А он оскорбленно недоумевал: я же прочитал! А в голове крутилось: лучше б не читал, не надо грязными руками за вещи, мне дорогие… Потому что он прочитал — но ничегошеньки не понял! С высоты своего отсутствующего кругозора, небольшого словарного запаса и мизерного опыта он давал оценки духовным исканиям Болконского или Мелехова, поучал героев Чехова или объяснял поступки Онегина… И дело не в глупости — дело действительно в непонимании слов!
«Причина «нечтения» у детей (а потом — и у взрослых) одна: они не знают слов. То есть просто их не понимают. Представьте себе, что вы пишете в своем компьютере слово «заяц». Через «тс» и «ю». Что-то вроде «заютс». Редактор не распознает это слово, нет его такого в редакторе. И компьютер его «помечает» – подчеркивает и, бывает, еще пищит. Исправляете (если понимаете, что не «заютс», а «заяц») и пишете дальше. Пока снова не напишете «кульбадос» вместо «самогон». Но если это происходит при написании каждого или хотя бы каждого второго слова, если эти в принципе не понимаемые вами слова упорно подчеркиваются и пищат дурным компьютерным голосом, вы быстро бросите безнадежное и бессмысленное писательство. То же самое происходит и с чтением: ведь что такое чтение, как не переписывание текста на другой носитель и последующее его воспроизведение. Вот и не переписывают дети в сознание непонятные слова и не могут их воспроизводить. А потому отказываются от участия в этом бессмысленном процессе». А.А. Фролов
И еще (оттуда же):
«Проследить за «уплыванием» у детей способности думать можно следующим образом. Прежде всего, это неузнавание слов. Оно проявляется в неправильном словообразовании, то есть в непонимании норм языка и в неумении этими нормами пользоваться. Если в каком-либо связном тексте человек допускает хотя бы одно несогласование в управлении (например, неправильное падежное окончание), то это означает полное непонимание ВСЕГО текста. Пример – из школьного сочинения (журнал «Знамя», 1962 год): «Отелла рассвирепела и задушило Дездемону». Дети интуитивно чувствуют эту «ловушку» и начинают «прятать» окончания, в которых они не уверены. Речь становится достаточно невнятной. Это уже сигнал о необходимости вмешательства. А далее — дети столь же интуитивно ощущают несостоятельность своей речи и потому замолкают совсем. «Достать» их из этого состояния уже сложно».
Вчера в работе 11-классницы(!) читаю: «…использование слов вежливости — признак культурия человека». Занавес! Тут уже даже комментировать выбор слов для сочинения не хочется… По заданию нужно было выбрать три важных слова и по образцу рассуждения в учебнике (под ред. Бабайцевой) написать собственное размышление. Девушка выбрала слова «спасибо, пожалуйста, не за что»…
И если даже только один из корней существующей проблемы в непонимании слов, то это уже предмет для очень серьезных размышлений… Школе с этим не справиться. Как считаете, коллеги?

Наращения у числительных

Эта тема постоянно вызывает вопросы, а запомнить-то нужно всего одно правило! ;)

При написании числительных в цифровой форме:
  • у количественных НИКОГДА не ставят наращения;
  • порядковые ВСЕГДА пишут с наращениями
    ™(исключения:
    – римские цифры (20-й век, но ХХ век);
    – случаи, когда год обозначается четырехзначным числом (45-й год, но 1945 год);
    – даты (5 января, 7 марта, 8 Марта).
Примеры
К: Познакомилась с тридцатью тремя богатырями.
= Познакомилась с 33 богатырями.

П: Больше всего мне понравились седьмой и тринадцатый!
= Больше всего мне понравились 7-й и 13-й!

Особое ВНИМАНИЕ: 7-й, 7-го, 13-й, 13-м. :!:

НЕ  7-ой, 7-ого, 13-ый, 13-ым. :evil:

.

История и литература. Я одна вижу проблему?

Дети нынешнего выпуска пошли в 5 класс, когда ввели ЕГЭ. Т.е. учить их, можно сказать, не пробовали. Их всю дорогу готовили к тестам. Кто историю сдавать не планировал — совсем её не учил. Не знаю, как вы, дорогие коллеги, а я в прошлом году заметила качественный скачок. Правда, скачок вниз. Выпускники 2015 года не знают историю совсем. Я за голову хваталась со своими учениками. Когда готовились к сочинению, читали Лермонтова (так некоторые узнали о Лермонтове!). Читаем "Бородино" — они не знают, о какой войне идёт речь, не знают, кто такой Наполеон. Надо ли говорить, что о том, почему сдали Москву и чем это закончилось, тоже никто не знал. Пришлось всё это рассказывать, хотя я не историю преподаю. Читаем "Предсказание" — они не знают о факте революции, о том кто такой Сталин. Опять рассказываю об истории страны, иначе стихотворение не понять. И так по каждому тексту. Вот проинтерпретируйте строчку "Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт", если не знаете, куда собственно подевались у нас цари. Это вообще мой завальный вопрос. Что стало с монархией в России? Кто был последним царём и куда он делся? Никто не знает!!! Эти дети живут в Екатеринбурге! Одна девочка после ряда наводящих вопросов вскрикнула: "Точно! Я вспомнила! На экскурсии нам рассказывали, что царица ночью пошла гулять в лес с дочерми, там на них напали разбойники и всех убили". Так династия, мол, и прервалась. Зачем царица пошла ночью с дочерьми и без охраны в лес под Екатеринбургом?  Нет ответа. Тема войны на сочинении помогла поговорить о войне. Сначала никто не мог сказать не то что даты — годы начала и конца ВОВ! Но не так давно вышел фильм о Сталинградской битве. Поэтому я получала такие рассказы: "Война шла со Сталинградом", "Немцы решили напасть на Сталинград". Где находится Сталинград и как туда попали немцы — никто не знал. Т.е. дети считали, что немцы воевали не с СССР, а конкретно со Сталинградом. Про блокаду Ленинграда рассказывают со слезами на глазах, но не могут ответить на вопрос, кто взял город в блокаду. Враги. Какие враги? Во время какой войны? Это уже тонкости какие-то я спрашиваю. Никто не ответил на вопросы, какого числа и года Гагарин полетел в космос, что случилось с СССР, кто был первым президентом России. Взяли "Крохотки" Солженицына (надо же литературные примеры как-то набирать). Девочка пересказывает "Вязовое бревно": "Дровосеки пилили ветку...". Простой вопрос: "Как они стали дровосеками? Почему писатель оказался на лесоповале?" Ноль! Она не знала о репрессиях ни-че-го!

Вот берёшь такую нулевую девочку, зовёшь её на митинг или в какую-то партию, показываешь, кто враг, выдаёшь оружие, наделяешь некоторой властью. Никаких проблем. Причём не важно, кто это сделает. Кто первый успел — того и девочка. Сама она не скоро задумается о происходящем. Хоть революцию можно повторить, хоть репрессии, хоть войну начать. Мои ученики не из простых школ. Гимназисты и лицеисты. Одна даже говорит, что увлекается историей. Это общая картина. Мы получили поколение, не знающее об ужасах 20 века.

Сейчас готовимся к темам Путь, Время. Эти темы подразумевают рассуждение об исторических процессах. Коллеги, вы видите описанную мной проблему при подготовке к этим направлениям?

Пост-просьба о литературной помощи

Уже не первый раз от родителей поступает запрос такого плана: "приучите наших детей к чтению". С такой просьбой обращались родители учеников 1-3 класса, 7-8 и 10-11. Если 10-11 я еще могу что-то порекомендовать, в их возрасте меня как раз нельзя было оторвать от книг. Здесь и русская литература, и зарубежная – классика, беллетристика, романы, детективы, фантастика, документалистика. Но вот 1-3 и 7-8 класс! В этом возрасте усадить меня за чтение книг было вообще невозможно. Что им порекомендовать? Чем заинтересовать? Кто из современных авторов пишет интересно и увлекательно?
Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | След.