Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуЯзык и обществоЯзык и общество - Сообщения с тегом "язык"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

О радужных перспективах и лакмусовых бумажках…

Когда-то с одним молодым человеком писали эссе о состоянии русского языка. Показалось любопытным взглянуть на проблему спустя некоторое время.

«…И, конечно же, современная Россия не повторяет собственное прошлое. Наше время по-настоящему новое. И не только потому, что оно течет вперед, как всякое время. Но и потому, что открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности. Такие возможности, которых не было и в помине двадцать, тридцать, тем более сто и триста лет назад». Это жизнеутверждающее положение статьи Дмитрия Медведева от 2012 года, конечно, вдохновляло, и хотелось верить, что мы семимильными шагами движемся только к светлому будущему, и мы, безусловно, справимся со всеми проблемами, встающими у нас на пути. Прошло 5 лет. Что мы имеем?

Лакмусовой бумажкой, позволяющей понять, что не все так радужно в нашем сегодня, является язык — это обоюдоострое оруд/жие, мгновенно реагирующее на все изменения жизни непосредственно и быстро.

Новые средства связи, новые способы передачи информации и общения и — о ужас — вместо великого и могучего всемирная Сеть говорит на некоем сленге, при ближайшем рассмотрении оказывающимся смесью обрусевших заимствований, опрощенной компьютерной терминологии и искаженного разговорного языка. Олбанский — это не шутливый язык чатов. Увы — это способ мышления, ибо речь формирует мысль (и наоборот). Увы, но обрисованные руководством страны перспективы воплощать придется нынешним обитателям многочисленных форумов, которые о жизни знают на уровне «юзеров», по «сабжу» ничего сказать не могут, а с собственной жизнью у них «траблы». Мир «скатиццо» в тартарары, если государство вдруг решит, что учить родному языку необязательно (а что — кругом же носители). Уже узаконенные и прижившиеся ЕГЭ в области русского и литературы лишь дискредитируют образовательную систему, ибо сдать тест — вовсе не означает уметь пользоваться языком… Медведев был прав только в том, что возможностей становится все больше, но кому достанется их использовать? Готовы ли нынешние выпускники/студенты/молодые люди хотя бы связно изложить свои цели? Или поглумиться над тем, что недоступно, все, что в наших силах?.. Абыдна…

Часто ли вы рассказываете о ситуации общения?

Выполняли с учениками работу по стилистике, ситуация как в том анекдоте: «А что не так с этими фразами?» (Анекдот. Бородатый. Преподаватель по матану про филологов:
— Да плюньте в лицо тому, кто говорит, что филологи — это нежные фиалочки с горящими глазами! Я вас умоляю! На самом деле они мрачные желчные типы, готовые язык собеседнику вырвать за фразы типа «оплатите за воду», «мое день рождение», «дырка в пальте»...
Голос с последней парты:
— А что не так с этими фразами?
Преподаватель, поправив очки:
— А на вашем трупе, молодой человек, они бы еще и попрыгали.)
Понимание того, что такое ситуация общения (речевая ситуация: где? с кем? зачем?), минимально. Но ведь без этого и канцеляризмы, и просторечие из своей речи не искоренить, потому что языкового опыта мало, чутья нет, знаний недостаточно… Как вы выходите из положения? Эффективно ли простое выполнение заданий (составленных, кстати, по материалам тех же сочинений на ЕГЭ)?
Самое сложное неожиданно оказалось в работе с логическими ошибками: дети их не видят… И когда учитель отмечает на полях сочинения нарушение логики, они искренно недоумевают: что не так? Абзацы же есть! Когда начинаешь раскладывать по полочкам, комментируя каждое слово и его восприятие читателем, соглашаются… Это все к той же проблеме незнания/непонимания слов или все же проблема глубже? Мозаичность восприятия информации — проблема, выходящая за рамки школьного курса языка и литературы…

Примеры заданий в прикрепленном файле: чтобы уровень заданий был нагляднее.