Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуМетоды преподавания русского языка
книги.png

Эти и многие другие материалы обсуждаются в группе Методы преподавания русского языка на сайте "Одноклассники". Присоединиться к группе.

Орфографическая сказка
Изображение lukinIgor с сайта https://pixabay.com/

Орфографическая сказка

«Не приведи Бог учить русскую орфографию, бессмысленную и беспощадную», — наверное, многие бы так, перефразировав классика, охарактеризовали свой опыт встречи в школе с этим разделом русистики. Действительно, орфография в школе — дело довольно скучное (хотя если смотреть на все эти вопросы с исторической точки зрения, то оказывается, что этот раздел может быть одним из самых увлекательных, но сейчас речь не об этом), поэтому, чтобы как-то развлечь и своих учеников-десятиклассников, я придумал задание по орфографии, которое облёк в сказочную форму и разместил на платформе https://onlinetestpad.com



Саму эту сказку я сочинил раёшником, то есть такой разновидностью народного стиха, строки в котором рифмуются попарно, но какого-то определённого размера в них нет: любой строгий стихотворный размер не позволил бы в такой большой мере начинить текст словами с трудным написанием, как это удалось сделать в раёшнике. Задача учеников — восстановить текст сказки, выбрав из предлагаемых вариантов верное написание пропущенных слов.

Уже с самого начала сказки становится понятно, что этот текст проверяет в основном орфографию тех слов, написание которых не поддаётся порой никакой логике и не определяется никакими алгоритмами (хотя есть в ней и слова с другими орфограммами). Именно такие слова встречаются нам в задании №14 Единого государственного экзамена по русскому языку. Например, чтобы догадаться, где писать Н, а где НН в прилагательных и причастиях, нам достаточно применить довольно простой алгоритм, зиждущийся на морфологических и синтаксических основаниях. А именно: если у слова есть приставка, суффикс ОВА или если это причастие совершенного вида, то следует писать две Н. Точно так же надо поступать, если причастие имеет синтаксические связи с другими словами в предложении, являясь при этом главным в словосочетании (иными словами, если у причастия есть зависимое слово). А еще не забывать о том, что две Н пишется на стыке морфем (камен-н-ый, стар-ин-н-ый и проч.) и в некоторых суффиксах прилагательных (революци-ОНН-ый, солом-ЕНН-ый). В остальных случаях надо писать одну Н. И останется запомнить горстку исключений типа «нежданный», «негаданный», «стеклянный», «оловянный», «деревянный», «названый (брат)», «посажёный (отец)» и т. п. То есть это правило очень логично и хорошо поддаётся алгоритмизации.

В отличие от написания Н-НН орфография наречий и так называемых. наречных выражений, а также производных предлогов и союзов совершенно не поддаётся объяснению. Вернее, поддаётся, но слабо, и, как правило, в каждом случае эта логика своя. Сравним:

С ХОДУ — пишем раздельно (ну, наверное, потому, что существует слово ХОД?)

С ЛЁТУ — тоже раздельно (вроде пока наша логика работает?).

Но давайте посмотрим на слова СРАЗУ, СНАЧАЛА, а еще: ПОНАЧАЛУ, ПОУТРУ, НАУТРО, НАВЫЛЕТ, НАВЫНОС... — и мы увидим, что эти слова ломают сформулированное нами правило. Ведь есть же слова РАЗ, НАЧАЛО, УТРО, ВЫЛЕТ и ВЫНОС, почему же мы пишем предлоги С, НА и ПО слитно, превращая их в приставку?

Слова НАСМЕРТЬ и НА СМЕРТЬ пишутся по-разному. Вероятно, оттого, что у них разный смысл и разное ударение? Попробуем алгоритмизировать это правило: «НАСМЕРТЬ пишем слитно, если это наречие и ударение падает на приставку. НА СМЕРТЬ пишем раздельно, если это существительное с предлогом и ударение падает на корень». Применим этот алгоритм в жизни, посмотрим на примеры из Национального корпуса русского языка:

1) Только потом Глебов сообразил, что отец НАСМЕРТЬ перепугался (Ю.Трифонов. Дом на набережной). Насмерть = сильно, значит, это наречие, ударение на приставке, следовательно, пишем слитно. Правило работает.

2) Так рождаются герои, так совершаются подвиги, так бросают бомбы в скачущие кареты и идут НА СМЕРТЬ. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей). Выражение «на смерть» употреблено в прямом значении, а значит, это существительное с предлогом. Кроме того, ударение падает на корень, следовательно, пишем раздельно.

Здесь наше правило работает. Но возьмём то же самое слово («смерть»), и посмотрим, как оно себя будет вести в сочетании с другим предлогом:

1) Мы всегда будем вместе. ДО СМЕРТИ. (В. Токарева. Своя правда). Это существительное, ударение на корне, значит, пишем раздельно.

2) "Это он мышей ДО СМЕРТИ боится", ― ухмыльнулся Пал Палыч. (О.Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней). Это наречие, ударение на предлог, но пишем мы его тоже раздельно. И так с каждым случаем. Поэтому-то и приходится почти индивидуально запоминать, как все эти слова пишутся и чем может объясняться их орфография.

Надеюсь, сказка доставит вам удовольствие и поможет запомнить пусть небольшую часть таких слов. 

 

СКАЗКА ОБ ИВАНЕ(ДУРАКЕ),

О БИТВЕ С ЧУДИЩЕМ НА РЕКЕ,

А ТАК(ЖЕ) О ТОМ, ЧТО БЫЛО (В)ПОСЛЕДСТВИ…

(В)СЛЕДСТВИ… ЭТОГО БЕДСТВИЯ

 

Как (во)время да во прежнее на Руси —

всякий помнит, кого н… спроси, —

в одном селе, (в)дали от дороги,

(жил)был старичок убогий.

Коротал свой век (кое)как,

была у него жена и сын Иван(дурак);

жили они в домишке с (не)мудре(н,нн)ым барахлишком

тридцать лет, почитай, (с)лишком.

 

Шли однажды тем селом кали́ки,

сказывали про страсти вели́ки —

такое передавали известие:

завелась, мол, (по)близости бестия,

жрёт всех (под)ряд (на)проп…лую

(н…)что не берёт гадину злую,

и от чудища того схоронит…ся

можно разве что (за)границей.

 

А (на)кануне, (в)(за)прошлую ночь,

оно похитило царскую дочь.

Царь н… ест, н… пьёт н… кофею, н… чая —

сидит в печали, (н…)чего (во)круг не замечая.

И уже, говорят, (на)готове награда

храбрецу, что избавит землю от гада:

кто чудище победит (в)одиночку,

получит (пол)дворца и царёву дочку.

 

Как узнал про то (дурак)Иван,

(тот)час говорит: «Маман!

Собирайте меня в дорогу —

пойду царю (на)подмогу».

Съел (в)торопях коврижку,

взял узелок (под)мышку,

на красный угол перекрестился

и (в)скорости в путь пустился.

 

Шагал (на)пролёт дни и ночи,

утомился Иван — нету мочи:

обошёл едва(ль) не (пол)мира,

а (по)пути (н…)одного трактира.

Вдруг (от)куда н… возьмись терем вырос,

(с)верху вывеска: «Кофей (на)вынос.

Кто бы (н…)был ты — конный аль пеший —

(За)всегда угостит тебя Леший».

 

Вошёл Иван, узелок — в уголок

да (на)взничь на лавку лёг.

Лежит (за)мертво (в)виду усталости.

Подсел к нему Леший из жалости.

(Не)смотря что не было у Ивана н… гроша, тем не менее

накормил его Леший (за)счёт заведения,

квасом овся(н,нн)ым угостил,

(по)порядку про всё расспросил.

 

А (за)тем говорит: «Слышал в детстве я,

как избавиться от этого бедствия,

да только припомнить вря…(ли) смогу —

расспроси(ка) ты бабу Ягу.

А (по)скольку путь до неё далёк,

то вот тебе, Ваня, волшебный уголёк:

ступай (в)след за ним да попробуй вытрясти

из старой Яги все её хитрости».

 

И (с)нова Иван — узелок (под)мышку

да пустился за угольком (в)припрыжку.

Набежали вдруг чёрные (в)(пол)неба тучи.

Глядит: (в)переди лес дремучий.

И ладно попал он в рощу б,

а тут — (н…)зги н… видать, пробирайся (на)ощупь:

н… тебе тропинки, н… дороги —

(на)силу Иван передвигает ноги.

 

Устал (в)конец

наш молодец.

Вдруг видит: (по)среди чащи опушка,

а на ней — на курьих ножках избушка.

Встал (на)против избушки Иван да как заорёт:

«Повернись, изба, (задом)(на)перёд!»

(С)боку (на)бок изба покачнулась

и, как Иван велел, повернулась.

 

Вышла из избушки баба Яга,

глядит на Ивана, как(будто)на врага:

«(От)роду сюда (н…)кто не казал носу.

(За)чем ты ко мне? (На)счёт какого вопросу?».

Рассказал ей Иван о цели похода,

поведал (в)кратце о печалях народа.

Как узнала Яга, что случилось,

так (по)немногу смягчилась.

 

(И)так говорит Ивану:

«Расскажу тебе всё без обману

да, как чудище победить, раскрою секрет.

(И)так, вот (в)подробности его портрет:

голова у него петушья, а хвост крокодилий,

одолеть же его (н…)кто (н…)(в)силе,

(по)тому как того, кто окажется рядом,

чудище (в)раз испепеляет взглядом.

 

«Но так уж и быть, я тебе помогу,

да(бы) добрым словом ты вспоминал Ягу;

подарю тебе коня воро(н,нн)ого

серебр…(н,нн)ые стремена, золотые подковы,

да вот тебе зеркало, но имей (в)виду:

не разбей его, что(бы) не попасть в беду:

как покажешь ты чудищу зеркало своё,

так оно испепелит себя самоё.

 

«А (сей)час поешь да ложись (по)скорее:

утро вечера мудре(н,нн)ее».

Съел Иван весь ужин (под)чистую

да и лёг себе (на)боковую.

А проснулся (по)утру (с)(по)(за)ранку

(на)спех снарядился, взял в дорогу баранку,

и конь воро(н,нн)ой, точно на крыльях летящий,

(в)миг вынес Ивана из (не)проходимой чащи.

 

(В)продолжени… долгого времени

мчался Ваня (в)скач… — ноги в стремени.

Ехал берегом (по)над речкой Смородиной

(на)встречу со страшной уродиной.

Въехал Иван на Калинов мост,

глядь — (на)против чудище — крокодилий хвост:

очами вращает, пламя из пасти пущает —

Ивана (по)всякому стращает.

 

Загремел гром, солнце померкло…

Вынул тут Иван (из)(за)пазухи зеркало.

Чудище (в)плотную к нему подошло,

(на)миг только глянуло в отражательное стекло —

(с)разу побледнело, покрылось пятнами,

зарычало, пошло (на)попятную,

(на)бок завалилось, (во)всю задымилось

и (в)(конце)концов самоиспепелилось.

 

Остаётся сказать (в)заключени…:

спас царевну Иван из заточения,

свадьбу сыграл, (пол)дворца получил (в)придачу,

и про эту удачу (до)ныне народ судачит…

Вот и сказочке нашей конец,

А кто буквы вставлял — молодец,

(по)тому как, (по)напрасну учителю не переча,

повторил написание предлогов и наречий.


Теги: орфограия, сказка, методика, наречия, слитно или раздельно, задание 14 в ЕГЭ
Автор:  Денис Пелихов
Свидетельство о публикации № 12643040 от 16 января 2022

Возврат к списку


Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Наталья Мерзликина
Денис!!! Спасибо огромное за сказку!  Замечательно!!! С удовольствием прочитала!  С удовольствием повставляла буквы, пораскрывала скобки!!! Очень остроумно!
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Евгения Шалаева
Спасибо за сказку! А как её можно найти на указанной платформе? По ссылке я попадаю на главную страницу, а через поиск не находится.  
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Это нравится: 0 Да / 0 Нет
Галина Дёмина
Замечательно, остроумно. поучительно!
Имя Цитировать Скрыть Удалить Это нравится: 0 Да / 0 Нет
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений