Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


07.11.2019

Конспект урока литературного чтения на родном (русском) языке. Алфавит



Урок литературного чтения на родном (русском) языке  в 1 классе            

Тема урока: «Алфавит».

Цели  урока:

Образовательная:

·   Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

·   Познакомить детей с историей Башкортостана, его достопримечательностями.

Развивающая:

·   Формировать у детей универсальные учебные действия.

·   Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи, внимание, мыслительные способности.

Воспитательная:

·   Формировать интерес к изучению родного края.

·   Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

·   Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Оборудование: презентация, проектор, карточки с заданиями, орфографические словари,  цветок курая

 

Ход урока.

 

I.  Организационный момент.   Слайд 2

    Девиз урока:   Тот, кто хочет много знать,

       Должен сам все постигать!

 

II. Фонетическая зарядка.

1)     Артикуляционная : «Лошадки», «Веселый маятник»

2)    Чтение (на доске): кра-   край   

шко-    баш-кор-тос-тАн

спу-  рес-пУб-лика

  дрУж-ба

3)     Вставь гласные и прочитай слово:    *ЛФ*В*Т  | А А И (алфавит)

  Р *Д*Н*    |О И А   (Родина)

 

4)    Прочитай пословицу и объясни:     Человек без книги, что пчела без цветка.

 

III. Сообщение темы урока. Целевая установка урока.

- Какие знания мы будем постигать на уроке, тему урока, определите по словам из фонетической  зарядки (Алфавит, наш край, дружба, трудолюбие.

Пословица: Пчела без цветка не наберет мед, а человек без книги не получит знания   

 

- Цель нашего урока -  узнать об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей; узнаем новые сведения  о нашем родном крае.

 

IV. Актуализация знаний.

1.     Разгадывание загадки.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!    (буквы)

 

- Где живут буквы? (В алфавите)   Слайд 3

 

- Что такое алфавит? (Если расположить буквы в определённом порядке, получится алфавит)

- В алфавите каждая буква занимает  своё постоянное место.

 

V. Открытие нового знания.

1.Рассказ о происхождении слова «алфавит».

- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита», в том алфавите букв было 43! -В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.  –Слово «азбука» от названия первых букв «аз» и «буки». В современном русском алфавите букв -  ? (33!) - Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. - У каждого народа свой язык и свои буквы и алфавиты. (Слайд 4) Вот, к примеру, башкирский алфавит, который вы будете изучать на уроках  башкирского языка. В нем 42 буквы!, а в английском – 26.

 

2.Упражнение на ориентирование в алфавите.

- Предлагаю, используя алфавит, отгадать  слово:

- Найди вторую букву алфавита  (Б)

- Найди первую букву (А)

- Найди  букву в алфавите, которая следует за буквой Ч (Ш)

- найди 12 –ю букву (К)

- Эта буква  10-я (И)

- Букву, которая идёт перед буквой С (Р)

- буква   следует за буквой З (И)

- это последняя буква в слове – последняя и в алфавите (Я)

- Проверьте  слово:    БАШКИРИЯ.  (Слайд 5)

- Продолжите:  Башкирия – это (республика, в которой мы живем)

- Вот так, играя,  используя алфавит, можно составлять слова.

 

3.Работа со словарем

-  Для чего, почему так важно знать порядок букв в алфавите?

- для составления различных справочников, документов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. Необходим алфавит и при составлении разных словарей (показать орфографический словарь) - Например, нам нужно написать слово «РЕСПУБЛИКА», а  мы не знаем, как правильно пишется это слово?

 - Как поступить в этом случае? (Найти слово в словаре).

- Где в таком огромном словаре найти, слово «РЕСПУБЛИКА»?

- (найти в словаре букву Р).

 

- ? - Так почему так важно знать порядок расположения букв? Где это может пригодиться в жизни? (Чтобы быстро находить нужную информацию)

 

4.Сообщение о Башкортостане.

- Мы уже начали разговор о нашем крае, Башкирии, республике Башкортостан.  В марте 2019 года отмечается 100-летие со дня образования Республики Башкортостан. Это будет настоящим праздником для всех людей, которые любят и гордятся своей родиной, необъятной красотой башкирской земли.

- как называется «круглая дата» ? ЮБИЛЕЙ.

- Давайте поздравим свою республику хорошими знаниями.

(ученик читает стихотворение)

Башкортостан мой край родной! Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля – всё это ты, любимая земля!

 

(Музыка. Курай )

- Какой музыкальный инструмент вы услышали?

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка (курай)!   (Слайд 6)

- Да, правильно – это  курай (показ инструмента). Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника: выбирают гладкий, пустой и чистый тростник и вырезают в нём 5-6 отверстий. Длина курая  57-81 см.

 

- предлагаю собрать свой цветок курая из лепестков с заданиями. Лепесток 1-й

 

VIЗакрепление. Формирование умений и навыков.

1 Коллективная  работа

 

Лепесток 2-й: «Назвать предметы на картинках» .   (слайд 7)

(курай, пчела, юрта, джигит, шихан)   

- Назовите в  алфавитном порядке слова:

джигит – башкирский воин, богатырь,

курай,       

      пчела,

      шихан - гора-одиночка из известняка, останков   морских обитателей

Юрактау   «гора-сердце»

 Слайд 8  юрта -  Башкиры в давние времена были кочевым народом, они постоянно переезжали с места на место, т. е. кочевали. Поэтому дома их были не прочными и быстро легко собирались, а назывались они юрта.

 

- объяснить значение слов.    

-составить предложения с данными словами

 

Лепесток 3-й: « Поработайте в группах и составь из слов предложения»

1) республике,   живём,  в,  мы,    Башкортостан 

2) красива,  края,  Как,  нашего,  природа      

 

    (Мы живем в республике Башкортостан.   Как красива природа нашего края! )

 

 

Лепесток 4-й: «Разгадай ребус»     (Слайд  9)

 УРА    Р=Ф    (Уфа)

- Что можете рассказать? (Уфа – столица  Башкортостана) (Слайд 10)

    (ученик читает стихотворение) 

     Новый день над городом рождается и по свету катится волна:

     С монумента Дружбы город начинается, с дружбы начинается Уфа.

 

2.  Групповая работа, работа в парах (разноуровневая работа)

 

- Предлагаю поработать в группах, получите задания:

«Прочитайте слова на карточках , расположите их в алфавитном порядке»:

 

Лепесток 5-й:

 Уфа, Мелеуз, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Туймазы, Белебей, Ашкадар.

 

Лепесток 6-й: Нордовка, Варварино, Тихоновка, Дмитриевка, Салават.

 

Лепесток 7-й:

Ашкадарская, Коммунистическая, Мира, Специалистов, Парковая, Молодежная, Заречная, Степная

 

Проверка:

 

Слайд 11.     Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Октябрьский, Стерлитамак,  

    Туймазы, Уфа

 

- что обозначают эти слова ? (названия городов Башкортостана)

- Найдите «лишнее» слово ( река Ашкадар)

- назвать другие города Башкортостана

 

Слайд 12.     Варварино, Дмитриевка, Нордовка, Тихоновка,

 

- что обозначают эти слова ? (названия сел и деревень Башкортостана, в которых живут ребята нашего класса)

- Найдите «лишнее» слово ( город Салават)

 

Слайд 13.     Ашкадарская, Гагарина, Заречная,Коммунистическая,  

Мира, Молодёжная, Парковая, Специалистов, Степная

 

- что обозначают эти слова ? (названия улиц в с.Нордовка)

- Какой улицы нет на карточке? (Гагарина)

 

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

1.- Наш урок подходит к концу. Выполняя задания, изучая алфавит, мы собрали цветок курая – символ дружбы. Он  изображен на флаге и гербе нашей республики.

 

- Почему нам удалось это сделать? (Работали все, дружно, вместе, помогали друг другу)

- Сколько лепестков составили цветок курая?

- 7 лепестков – это 7 башкирских семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.  Семь лепестков символизируют единство, дружбу народов, которые живут в Башкортостане.

- Давайте вместе прочитаем:

Слайд 14.    Тайны грамоты хранит

   Наш приятель Алфавит.

    Мы по Азбуке шагали,

   Край родной свой изучали.


2.Начиная наш урок, мы поставили цель узнать об алфавите, о своем крае.

    - Как вы считаете, мы достигли этих целей?

 

Закончите фразы:

- «Сегодня  узнал(а),  что …»  ( Алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)   

- «Было интересно….»

- Для чего вам эти знания?

- Вы довольны своей работой?

 3. - Хочу вам , ребята, пожелать:

- Изучайте свой край, любите,  гордитесь, берегите, прославляйте своими добрыми делами.

 

Ты эти буквы заучи. 
Их три десятка с лишком. 
А для тебя они – ключи 
Ко всем хорошим книжкам.
Нужно выучить алфавит!

 

Чтобы вы лучше запомнили алфавит, вам - “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

 

 

– Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

 


Теги: 1 класс, алфавит
Автор разработки:  Оксана Карпухина
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал / Скачать материал
Свидетельство о публикации № 4925669 от 07.11.2019
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.