Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


07.11.2017

Текст к уроку с презентацией "Лермонтовские места".




1 слайд

Здесь, в имении Е. А. Арсеньевой, бабушки М. Ю. Лермонтова, прошли детские. годы поэта (1815—27), сюда он приезжал летом 1828 года, зимой 1835—36. Здесь были написаны поэмы «Черкесы», «Тамбовская казначейша», стихотворение «Умирающий гладиатор», драма «Два брата». Тарханские  впечатления легли в основу драм «Люди и страсти», «Странный человек», романа «Вадим», поэм «Сашка» и «Песня про царя Ивана Васильевича...», стихотворений «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина» и др..

В тарханской часовне покоится прах поэта.

«Тарханы» являются историко-культурным памятником России. Дом-музей им. М. Ю. Лермонтова открыт в 1939;  в 1969 преобразован в государственный  музей-заповедник. Указом Президента РФ от 2 апр. 1997 «Тарханы» включены в свод особо ценных объектов культурного наследия народов.

2 слайд.

В Тарханы, к стоявшему на полугоре усадебному дому в один из зимних дней 1814/15 года подъехал дальний московский обоз. Вместе с Елизаветой Алексеевной Арсеньевой вернулись в Тарханы из Москвы молодые супруги Лермонтовы, Юрий Петрович и Мария Михайловна. Они привезли с собой родившегося в Москве в ночь со второго на третье октября 1814 года своего сына. Открылась тарханская  лермонтовская хроника.

3 слайд

Отец Лермонтова , Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его – Кропотовка , Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Семейное их счастье продолжалось, по-видимому, очень недолго. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г., оставив в воспоминаниях сына много смутных, но дорогих ему образов. "В слезах угасла моя мать", - говорил Лермонтов и помнил, как она певала над ним колыбельные песни.

4 слайд

Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта.  По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым

 

5 слайд

Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы.

Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек.

6 слайд

От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу проходит по плотине Барского пруда, обсаженной ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях сирени просматриваются строения: старый арсеньевский амбар и восстановленная конюшня. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом.

7 слайд

По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное, такого не встретишь в других дворянских усадьбах.

Слайд 8

В западной части усадьбы сразу же за домом начинался "роскошный сад, расположенный на полугоре". Аллеи акаций, куртины жимолости и жасмина, заросли черемухи и сирени и теперь главное украшение парка. В 1829 году

Лермонтов писал:

Приди ко мне, любезный друг,

Под сень черемух и акаций,

Чтоб разделить святой досуг

В объятьях мира, муз и граций.

Слайд 9

Перед самым домом в парке разбиты клумбы. "Кусты сирени, жасмина и розанов окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи.

В поэме "Черкесы" юный поэт опишет родные места, усадьбу, где вырос:

 

Свод неба синий тих и чист;

Прохлада с речки повевает,

Прелестный запах юный лист

С весенней свежестью сливает.

Везде, кругом сгустился лес,

Повсюду тихое молчанье;

Струёй, сквозь темный свод древес

Прокравшись, дневное сиянье

Верхи и корни золотит.

Лишь ветра тихим дуновеньем

Сорван, листок летит, блестит,

Смущая тишину паденьем.

Слайд 10.

Эта аллея, начинающаяся у церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся вниз, носит название "темной", данное ей Лермонтовым в стихотворении "1-е января":

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

 

Слайд 11.

Аллея приводит к тому месту, где на берегу пруда в пору детства

Лермонтова, была беседка (в настоящее время восстановлена). В одном из ранних стихотворений "Цевница" он вспоминал.

 

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты

Беседку тайную, где грустные мечты

Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:

Там некогда стоял алтарь и муз и граций,

И куст прелестных роз, взлелеянных весной.

Там некогда, кругом черемухи млечной

Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой

Шутил подчас зефир и резвый и игривый.

Там некогда моя последняя любовь

Питала сердце мне и волновала кровь!..

12 слайд

По аллеям можно пройти в дальний уголок парка, где на вершине холма сохранилось место детских игр поэта. Два земляных укрепления, поросшие травой, — "траншеи". Они были устроены специально для военной забавы Лермонтова.

Лермонтов в детстве особенно увлекался этой забавой по возвращении из Пятигорска, куда бабушка возила  его для поправки здоровья и где он много слышал о войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из его сверстников.

«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну , в разбойников». 

С упоением слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя..."

13 слайд

Дорожка к "траншеям" ведет  через дамбу Среднего пруда, дремлющего в окружении ветел:

Все тихо — полная луна

Блестит меж ветел над прудом,

И возле берега волна

С холодным резвится лучом.

14 слайд

От дома на юг ведет к пруду еще одна аллея. Совсем недавно, спустившись по ней, можно было увидеть дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым. Дуб погиб во время бури в 1995 году. Рядом с этим местом расстилается фруктовый сад — Средний. В этом саду, когда Лермонтов был ребенком, стояла

"разрушенная теплица". Ныне она восстановлена

15 слайд

Лермонтов часто в своих произведениях вспоминал Тарханы. Вот так вспомнился ему далекий родной край:

 

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

 

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

16 слайд.

Лермонтов очень любил укромные уголки тарханского парка

Любил с начала жизни я

Угрюмое уединенье,

Где укрывался весь в себя,

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье...

17 слайд

И даже звуки, которые когда-то в детстве нечаянно коснулись его слуха, оживают в бессмертных строках:

Все тихо; и в глуши лесов

Не слышно жалобного пенья

Пустынной иволги: лишь там

Весенний ветерок играет,

Перелетая точно по кустам;

В глуши кукушка занывает;

И на дупле как тень сидит

Полночный ворон и кричит.

18 слайд

Дом ключника.

“На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.

Дом восстановлен на прежнем фундаменте в 1968году по проекту архитектора Дубровина. Основой при восстановлении послужила гравюра XIX в.

М. Рашевского. Рядом с домом растут несколько старых вязов, сохранившихся с лермонтовских времен.

В этом небольшом деревянном флигеле — доме привилегированных слуг тарханской барыни, ключницы и конторщика, — экспозиция "Друг! этот край... моя Отчизна".

19 слайд

Крестьянская одежда лермонтовского времени, старинный ткацкий станок, окованный железом сундук, вышитые полотенца, глиняная посуда вводят посетителей в круг забот и переживаний тарханских крестьян. В нескончаемых трудах и заботах проводил день за днем подневольный русский мужик. Лишь в редкий праздник мог он развернуться во всю ширь, забыть про беды и горести.

Таким удалым и бесшабашным выглядит русский крестьянин на рисунке неизвестного художника ХIХ века „Русская пляска".

И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов незадолго до гибели:

И в праздник вечером росистым

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков.

20 слайд

ЛЮДСКАЯ ИЗБА

По другую сторону от барского дома расположено кирпичное здание людской избы, восстановленное по аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979 году.

В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.

По произведениям поэта в людской избе создана экспозиция "Люблю Отчизну я...". В ее основе - представление романа "Вадим", стихотворений "Отчизна",

"Предсказание", "Бородино", поэмы "Песня про ... купца Калашникова".

21 слайд

Край лермонтовского детства — Тарханы, Их легко узнать в этих строках и сейчас.

Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается теперь лермонтовский музей, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж и через две лермонтовские комнаты выйти на большой балкон — и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом лег в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна.

Самый роскошный вид на Большой пруд и на село открывался со стороны барской усадьбы. В усадьбе же самое высокое место принадлежало господскому дому, а в нем—комнатам в мезонине. В них с 1818 года жил Лермонтов. Все окна этих комнат обращены на запад, на пруд и село.

22 слайд

ЗАЛА

Самая большая комната барского дома – зала обставлена роскошной мебелью конца XVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий

Петрович. Рос Лермонтов болезненным ребенком, до 4 лет не умел ходить. И часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом. Вероятно, рисунки его были довольно хороши, если именно с листом бумаги и мелком будущий поэт изображен на самом раннем из дошедших до нас портретов.

23 слайд.

На старинном рояле лежит женский платочек из тонкого батиста с кружевом, принадлежавший М. М. Лермонтовой, рядом — автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трёх лет, то и была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать».

24 слайд

Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года.

В гостиной собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом.

В гостиной теперь в настоящее время выставлены номера газет «Северная пчела» и «Русский инвалид» с известиями о восстании на Сенатской площади в Петербурге. На стенах — портреты Д. А. Столыпина, М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова (на его дочери был женат другой брат Арсеньевой — сенатор А. А. Столыпин, просвещённый, передовой деятель своего времени).

Всё говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий.

Гостиную украшает картина М. Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони». Это самое большое живописное полотно Михаила Юрьевича, оно принадлежит к лучшим его работам, было подарено поэтом бабушке и находилось в Тарханах с 1838 года.

25 слайд

КОМНАТА  Е.А.АРСЕНЬЕВОЙ

Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. О внуке Е. А.

Арсеньева думала постоянно. "…Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем", - писала она своей знакомой. С 1835 года в тарханском доме находился портрет М. Лермонтова работы Ф. Будкина. И глядя на него, бабушка не раз мысленно разговаривала со своим „Мишенькой".

На секретере - копии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.

В 1835 году в „Библиотеке для чтения" появилась поэма „Хаджи-Абрек".

Наверное, об этой поэме Арсеньева писала внуку: „Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные… Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я не равнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту".

26 слайд

В спальне Е. А. Арсеньевой воссоздан типичный интерьер первой половины XIX века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, ширма, прикроватная тумбочка, на ней — ночной светильник, съёмы для снятия нагара и стакан в подстаканнике, вышитые крестом шерстяными нитками ковёр и картина, поставец красного дерева, заполненный посудой.

Экспозиция комнаты рассказывает о последних годах жизни Елизаветы Алексеевны.

 

27 слайд

В комнате М. Ю. Лермонтова находится копия с одного из лучших его прижизненных портретов — работы Н. Е. Заболотского (1837). Выставленные здесь вещи характеризуют Лермонтова того времени, когда он приехал в отпуск. Трубка, портсигар, орехового дерева шкатулка — это вещи Лермонтова-гусара.

Рядом несколько портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка из той серии акварелей, что когда-то они сами заказали художнику А. И. Клюндеру. Среди этих портретов — изображения однополчан А. Г. Реми и П.П. Годеина, принадлежавшего к тем друзьям Лермонтова, которые, по словам современников, «чтили в нём поэта и гордились им».

Известно, что ещё в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стёклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения.

28 слайд

КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА

Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений

Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой „Два брата", поэмой „Сашка", стихотворением „Умирающий гладиатор".

Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко

Лермонтову. В центре - портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.

И, может быть, в этом кабинете Лермонтовым было написано письмо другу:

„Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель (здесь все время ужасные), снег в сажень глубины, лошади вязнут и соседи оставляют друг друга в покое".

29 слайд.

Печатка

Печатка изготовлена из бронзы, датируется первой третью XIX века. Сделана она весьма изобретательно: на конусообразном стержне длиной 6,8 см плоский круг с вырезанными латинскими буквами «ML», к стержню прикреплен Складной ножичек, который укладывается внутрь полости стержня, стержень вставляется в бронзовый же футляр.

 

Портсигар

Портсигар металлический, плоский, размером 18x12 см, на верхней крышке изображение (маслом) собаки — черно-белого сеттера. Внутри находятся три длинные — одиннадцатисантиметровые — папиросы.

На внутренней стороне крышки царапанная подпись по старой орфографии: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».

Ниже орешковыми чернилами: «Подарена Лермонтовым  А. Г. Рема».

30 слайд

КЛАССНАЯ

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: „Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, „Ручная математическая энциклопедия”, „Псалтырь, или Книга хвалений", „История государства

Российского" Н. М. Карамзина, „Древнейшая всеобщая история" …

Немецкому языку мальчик учился у бонны-немки Христины Осиповны Ремер, французскому его обучал гувернер, сержант наполеоновской гвардии Жан Капе, руководила курсом обучения, вероятно, „милая тетенька" М. А. Шан-Гирей.

Ведь именно ей тринадцатилетний Лермонтов сообщал из Москвы о своих успехах. „Милая тетенька! Я думаю, что Вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять: я к вам это пишу не для похвальбы, но, собственно, от того, что вам это будет приятно: в географии я учу математическую; по небесному глобусу градусы, планеты, ход их и прочее: прежнее учение истории мне очень помогло".

Среди своих сверстников, детей соседних помещиков, Лермонтов выделялся разносторонними интересами. „Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде: вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины", - вспоминал

А. П. Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова.

31 слайд

ЧАЙНАЯ

В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами.

И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка Ваську (об этом он напишет в драме „Люди и страсти"), как прямо на подворье наказывают конюха…

Именно в Тарханах Лермонтов увидел „барство дикое", а в 16 лет в драме

„Странный человек" сформулировал свое отношение к этому. „Люди, люди!..

Проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство - все куплено кровавыми слезами. Ломать руки, колоть, сечь, резать, выщипывать бороду волосок по волоску!.. О боже!… при одной мысли об этом я чувствую боль во всех моих жилах…"

32 слайд

ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ

Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской. Время пощадило памятник: внешний вид, архитектура сохранились. Это небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е. А. Арсеньевой в память дочери Марии

Михайловны на месте первого барского дома, проданного на слом.

Церковь Марии Египетской строилась с 1819 по 1820 г. как теплый придел к приходской. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь не раз бывал Лермонтов - ребенок, а 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана, действовала до 1925г.

33 слайд

По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.

В церкви Марии Египетской размещена экспозиция "Так, я помню, пред амвоном...".

Церковная обстановка и документы эпохи вводят в круг событий и лиц, с которыми знакомила церковь будущего поэта. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. В этой церкви вместе с крестьянами, их детьми присутствовал при отправлении обрядов и мальчик Лермонтов. Здесь будущий поэт впервые увидел отношение прихожан к "слову божьему", позднее, в романе

"Вадим" он напишет: "...Дьячок читал козлиным голосом послание апостола

Павла, кругом... толпа зевала в немом бездействии".

Особый интерес вызывают представленные в церкви метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 г. среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте "полугоду", а в 1821 г. семилетний

Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки; в книге за 1845 г. — запись о смерти Е. А. Арсеньевой.

34 слайд

Церковь Михаила Архистратига

В центре Лермонтово на высоком берегу Большого пруда поднимается высокий шпиль сельской церкви. Она строилась с 1826 года на средства Е. А. Арсеньевой в честь Михаила Архистратига, считавшегося покровителем Лермонтова. Новое здание сельской церкви поэт видел в 1836 году.

В «Ведомости о церкви Архистратига Божия Михаила Чембарского уезда села Яковлевское, Тархан тож, за 1836 год» говорится: «Строится тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной, за ветхостью уничтоженной. Зданием каменная с такою же колокольнею вчерне строением окончены и покрыты железом, как церковь, так и колокольня, церковь известью внутри оштукатурена: полов при них не имеется, окончины при церкви имеются; иконостас и с местными образами имеется. Престол в ней назначен один в настоящей холодной во имя Архистратига Михаила, и к ней придельная тёплая, на особом месте, построена и освящена 1820 года во имя Марии Египетской, в которой и служба навсегда совершается».

Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова, и Арсеньева добилась, чтобы в новой церкви был установлен престол в его честь вместо Николая Чудотворца, имя которого носила деревянная церковь XVIII века, построенная первым владельцем села Яковом Долгоруковым. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней.

Новая церковь была открыта в 1840 году и «освящена оригинальным образом: так было приурочено, что в день её освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника». Это записал в конце XIX века со слов тарханских жителей чембарский краевед П. К. Шугаев. Сюда 21 апреля 1842 года был доставлен из Пятигорска гроб с прахом поэта.

В 1986 году здание церкви Михаила Архистратига было отреставрировано. В ней в настоящее время открыта новая постоянная выставка «Лермонтов в памяти поколений», завершающая цикл тарханских экспозиций.

Пройдя по круговому маршруту экспозиции, посетитель снова возвращается к документам о перевозке останков поэта в Тарханы. Два дня гроб с его прахом стоял в церкви Михаила Архистратига. На третий день, 23 апреля 1842 года, он был предан земле.

35 слайд

Фамильная часовня Арсеньевых

 

Недалеко от церкви Михаила Архистратига стоит небольшая кирпичная часовня, ставшая фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевой. Она была воздвигнута Е. А. Арсеньевой в 1842 году на том месте, где когда-то перед алтарной частью старой церкви Николая Чудотворца были похоронены муж Арсеньевой и её дочь. Рядом с ними обрёл вечный покой и М.Ю. Лермонтов. У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: «Старая барыня как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть из лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один...»

Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: «Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве «Выхожу один я на дорогу...»:

 

 Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной, чтоб, вечно зеленея.

Темный дуб склонялся и шумел.

36 слайд

Внутри часовни всё хранилось так, как было задолго до открытия музея. Посредине часовни за металлическими оградами стоят три памятника. Самый большой, из чёрного мрамора, поставлен над могилой поэта. Лицевая сторона памятника украшена бронзовым лавровым венком, на ней — простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», по бокам — даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

За памятником Лермонтову в одном ряду стоят памятники М. В. Арсеньеву и М.М. Лермонтовой. Они сделаны из серого гранита. Памятник матери поэта увенчан крестом и сломанным якорем, символом разбитых надежд. Надпись на нём гласит: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24-го в субботу. Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней».

Все памятники поставлены Е. А. Арсеньевой. Сама она похоронена в этой же часовне. В настоящее время в ней висят те же иконы, что были в 1842 году, а на восточной стене — картина неизвестного художника XIX века «Воскресение Христово». С расписного купола смотрят вниз бог Саввов и Михаил Архистратиг со своим войском.

В 1974 году между часовней и церковью Михаила Архистратига появилась ещё одна могила — отца поэта. На гранитной плите выбито: «Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831). Прах перенесён в 1974 году из села Шипово Липецкой области».

 37 слайд

Тарханы были тем местом, куда Лермонтов стремился при жизни и где мечтал обрести вечный покой. Шестнадцатилетний поэт писал:

 

... я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

 

Эти стихи, как и многие другие, стали пророческими. Убитый и похороненный на Кавказе, он не остался там навечно. В апреле 1842 года гроб с его телом был извлечен из пятигорской могилы, запаян в металлический ящик и привезен в Тарханы. Здесь был перезахоронен рядом с могилами матери и деда. Надгробный памятник из черного мрамора поставлен над его могилой. На передней стенке памятника под лавровым венком высечено "Михайло Юрьевичь

Лермонтовъ". На левой грани: "Родился 1814-го года, 3-го октября". На правой: "Скончался 1841 года, 15 июля". Здесь с новой силой ощущаешь боль невосполнимой утраты, выраженную в словах Л. Н. Толстого: „Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий".

38 слайд.

Памятник М. Ю. Лермонтову

 

Справа от дороги, ведущей к центральному архитектурному комплексу, напротив одной из аллей парка, что рядом со зданием научной части музея, в 1985 году был воздвигнут памятник Лермонтову по проекту скульптора О. Комова и архитектора Н. Комовой.

Изображён момент поэтического размышления. Лермонтов, в простой одежде, а не в привычном офицерском мундире, сидит в непринужденной позе. Подчёркнута слитность его поэтических и представлений с окружающей природой и усадебной обстановкой.


Теги: 9 класс, литература, Лермонтов
Автор разработки:  Люмила Абраменко
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 1917712 от 07.11.2017
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.