Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуАнализ текста

Анализ текста. Как построить урок
Автор изображения PDPics. Ссылка на страницу автора https://pixabay.com/users/pdpics-44804/

Анализ фрагмента романа «Профессор Вильчур»

Предлагаю вариант построения урока, посвящённого анализу текста.

Дидактическая цель урока: учить анализировать, интерпретировать, понимать и оценивать текст.

Примерная возрастная ориентация: 7-9 класс


Ход урока


ž Прогнозирующий этап (если у текста есть заглавие).

— Сегодня мы познакомимся с фрагментом романа польского писателя Тадеуша Доленго-Мостовича (1898–1939) «Профессор Вильчур». Как вы думаете, о чём и о ком эта книга? Почему профессор Вильчур вынесен в заглавие? (Далее синим выделены предположительные ответы детей).

Возможно, это главный герой произведения, известный учёный, имеющий большой авторитет, выдающиеся способности и профессиональные достижения. Об этом может говорить указание на то, что он профессор.

Но возможно, что профессор Вильчур — вполне рядовой учёный без особых достижений, в самом названии не содержится чётких признаков того, что он выдающаяся личность. Например, в рассказе А. П. Чехова «Учитель словесности» главный персонаж вовсе не мастер своего дела.

ž Этап восприятия.

— Прочитаем фрагмент романа (выразительное чтение учителем или подготовленным учеником).

Вильчур остановился, уже держась за ручку двери, и оглянулся. — Что вы хотели мне сказать? Ведь вы же сами, как хирург, все хорошо понимаете. — Да, пан профессор, я согласен, что вы не смогли бы взяться за проведение этой операции самостоятельно. И не только этой, но даже и более легкой. Но… здесь речь идет не об операции, проводимой лично вами. Здесь нужно только ваше присутствие, точный диагноз, инструкции, указания во время самой операции. На губах Вильчура появилась усмешка. — И вы верите, что такая операция по доверенности может удаться? Кольский не уступал. — Я слышал о случае, когда корабельный механик в открытом море проводил ампутацию ноги матросу, не имея понятия об анатомии, но пользуясь указаниями хирурга, передаваемыми из какого-то порта по радио. Операция удалась… Пани Нина, всхлипывая, продолжала повторять шепотом: — Умоляю, профессор… Умоляю… Вильчур стоял какое-то время нахмурившись. — Подобные операции иногда могут удаваться, если они несложные. Я еще раз вас спрашиваю, пан Кольский, верите ли вы в то, что здесь можно воспользоваться такой системой? — Нет, пан профессор. Я вообще не верю, что эта операция может быть успешной. Состояние больного, по моему мнению, безнадежно. Но… Его прервали рыдания пани Добранецкой. — Но, — продолжал он, — моя вера или неверие не могут повлиять на факт существования возможности спасти пациента. Профессор Колеман определил ее как один шанс из ста тысяч. Если пациент говорит, что убежден, что в случае проведения вами операции он может надеяться на этот единственный шанс, я думаю, вы не откажете. Я думаю, что вы не должны отказать. Вильчур, несколько озадаченный, посмотрел ему прямо в глаза. — Почему же вы думаете, что я не должен? Кольский убежденно ответил: — Потому что я был вашим учеником, пан профессор.

— Какие чувства вызывает у вас доктор Вильчур? Кольский? Что отличает этих персонажей в их репликах?

Вильчур демонстрирует неуверенность и снимает с себя обязанность принимать решение, он хочет убедить, что исход ситуации зависит не от него, а от обстоятельств. Он находится в неопределённости.

Кольский проявляет искренность, говоря, что не ручается за успех в операции, но его речь о необходимости использовать шанс убедительна, он демонстрирует решимость к этой попытке.

ž Аналитико-синтетический этап

Композиционный анализ

— Как вы думаете, какое событие предшествовало этому фрагменту, а какое произойдёт после этого эпизода? Откажет ли доктор Вильчур в проведении операции? Что сыграло ключевую роль в этой ситуации?

По первому предложению видно, что перед случившимся эпизодом Вильчур уже собирался уходить, но его остановило намерение Кольского что-то сказать. Скорее всего, доктор Вильчур уже не откажет в операции, убедительная речь Кольского играет ключевую роль в его решении.

Речеведческий анализ

— Что было целью речи Кольского? Какие средства он для этого использует? Было ли целью Вильчура без обсуждений отказать в операции? Он не согласен сразу, потому что не может или не хочет? Как это видно по фрагменту?

Произошло что-то, что не позволяет Вильчуру провести операцию. Но Кольский хочет провести её по одним только указаниям, и его цель — убедить доктора, что операция без прямого участия врача возможна. Для этого он приводит пример такой операции из истории медицины. Видно, что Вильчур не задаётся целью отказать, потому что в начале эпизода он сам останавливается, «уже держась за ручку двери», чтобы выслушать доводы Кольского. Значит, он не хочет отказать, но не может выполнить операцию сам (может, у него больны ноги или руки?).

Структурно-семантический анализ

— Выделите в речи Кольского тезис, аргументы и вывод. Оцените, как сильно меняется отношение Вильчура к ситуации от начала фрагмента к концу (почти не меняется, меняется немного или значительно, в лучшую или худшую сторону).

Тезис Кольского: операция без прямого участия врача по его указаниям возможна.

Аргументы: 1) в истории есть пример такой операции, 2) любой шанс нужно использовать, когда речь идёт о жизни человека.

Вывод: операцию нужно провести.

Отношение Вильчура немного меняется в лучшую сторону: в конце эпизода он уже осознаёт, что операция возможна.

Лингвистический (лингвостилистический) и содержательный анализ

— Проследите по тексту за употреблением слов, однокоренных глаголу верить? Какой смысл вкладывает в веру в успех Вильчур, а какую Кольский?

Вильчур вкладывает в веру Кольского в успех решающее значение: он сначала спрашивает, возможна ли операция по доверенности; затем «ещё раз» спрашивает, верит ли Кольский в положительный исход попытки.

Кольский отвечает, что не верит, но от его веры или неверия в успех не должна зависеть жизнь человека, и шанс нужно использовать.

— Найдите в отрывке пример необособленного деепричастного оборота. Попытайтесь определить причину необособления (сравните с другими деепричастными оборотами в отрывке).

Иногда в художественных текстах деепричастные обороты и одиночные деепричастия не обособляются. В нашем случае: стоял какое-то время нахмурившись. В этом примере отсутствие запятой отражает одновременное отношение обстоятельства времени какое-то время и к глаголу-сказуемому, и к деепричастию.

— Какой смысл придаёт употребление Кольским слова должен в конце фрагмента? Как оно меняет ситуацию?

В начале разговора Кольский убеждает Вильчура, что врач может помочь в операции. После этого профессор всё равно остаётся в нерешимости. Говоря Вильчуру, что он «не должен отказать», Кольский взывает к профессиональному долгу и личному благородству доктора. Он также напоминает доктору, что был его учеником, и это показывает, что эти личные качества ему хорошо известны. Это меняет ситуацию в лучшую сторону.

Элементы частотного анализа

— Обратите внимание, что в одних случаях перед прямой речью персонажей в конце предложения стоит точка, а в других двоеточие. Сравните число первых случаев и вторых. Как постановка знака зависит от предшествующего сказуемого?

Двоеточие стоит, если сказуемое называет действие по произнесению речи: продолжала повторять шёпотом, ответил (2 примера).

Точка стоит, если сказуемое называет другое действие: оглянулся, появилась усмешка, не уступал, стоял, посмотрел (5 примеров).

Элементы культурологического анализа

— Какие обращения к мужчине и женщине используются в Польше? Проследите, как они используются автором?

В Польше к мужчине обращаются пан, а к женщине пани. В отрывке автор называет Нину Добранецкую пани, а мужчин по фамилии. Сами Вильчур и Кольский обращаются друг к другу, используя слово пан (пан Кольский, пан профессор).

ž Интерпретационный, смыслообразующий этап:

— Вернитесь к заголовку романа. Можете ли вы дополнить его значение после прочтения и анализа фрагмента? Оправдались ли ваши предположения до чтения фрагмента? Как бы вы озаглавили отдельно прочитанный фрагмент?

Если предположение было о том, что профессор Вильчур — выдающийся учёный, то оно оправдалось: в отрывке ему хотят доверить тяжёлую операцию, в которой он сможет помочь только указаниями. Предположение , что он рядовой профессор, не оправдалось. Из фрагмента стало ясно, что Вильчур — хирург. Фрагмент можно озаглавить «Тяжёлое решение», «Серьёзная операция», «Последний шанс» и др.

ž Этап рефлексии, оценки

— Захотелось ли вам прочитать роман целиком? Чтобы вы хотели узнать о судьбе героев? Какие события вас больше интересуют? До или после этого фрагмента?

Ответы детей

ž Этап продуктивной деятельности

— Какой текст вам хотелось бы создать на основе прочитанного фрагмента? Выберите из вариантов или предложите свой.

· Собственный пересказ эпизода фрагмента (изложение).

· Пересказ эпизода с дополнением эпизода в начале или конце фрагмента (изложение с элементами сочинения).

· Авторский текст, основанный на впечатлениях от прочитанного (сочинение).

· Авторский текст с отражением мыслей одного из героев фрагмента (сочинение на основе текста)

· Текст из вопросов, оставшихся к эпизоду или его автору (диалог с текстом, интервью).

— Продумайте композицию вашего будущего текста. Сколько частей или микротем будет в вашем тексте? О чём будет начало текста, основная часть, заключение? Если в вашем учебнике есть памятки написания текстов разных жанров, воспользуйтесь ими.

Ответы детей.


Теги: анализ текста, понимание, ключевые слова, основная мысль текста, Профессор Вильчур
Автор:  Евгений Бикмаев
Свидетельство о публикации № 3277020 от 16 окт 2018

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений