Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какого человека можно назвать ответственным?

  • Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду

    (1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.

    (3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».

    (7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.

    (12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…

    (14)Завуч вздохнул и развел руками.

    — (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.

    (16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.

    — (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.

    (23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.

    (30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…

    (33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.

    (39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».

    (41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...

    По А.А. Беляеву

    Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.

10.05.2021 19:54:25
Автор: Иван Дядькович

         Какого человека можно назвать ответственным? Над этим вопросом А.А. Беляев размышляет в предложенном для анализа тексте.
         Автор пишет о Кузьме Куроптеве, который не проходил по росту в мореходное училище, в приемной комиссии его не хотели брать по этой причине, но он сказал: «Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. На училище одна надежда была». В качестве исключения его взяли на учебу. Этим автор показывает читателю: Кузьма поступает в училище не только ради своих интересов, но и ради своей семьи, для того чтобы в будущем материально обеспечивать её.
        Затем Беляев описывает ситуацию, произошедшую на учебном корабле: «…случилась у них в рейсе авария очень серьезная. В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. Вы представляете — в раскаленную топку лезть? А Кузьма полез. Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо». Данным примером писатель хочет продемонстрировать то, насколько был ответственен этот мальчик, он не мог простоять в стороне и ничего не сделать. И даже ценной своего здоровья он все починил.
         Примеры дополняют друг друга. Из них читатель действительно понимает, что Кузьма готов брать на себя ответственность, он не боится трудностей, которые перед ним возникают, а смело идет навстречу им и справляется.
         Позиция автора ясна. Ответственным можно назвать человека, который не боится брать на себя обязанности, заботиться о близких ему людях и прикладывает к этому много усилий.
         Я согласен с автором. Действительно, ответственные люди – это очень трудолюбивые, всегда готовые помочь личности. Именно такие люди делают прорывы в науке, становятся главами государств, строят частные детские дома и в целом помогают миру. Без них, возможно, у нас не было бы сейчас всех благ, без которых представить нашу жизнь уже невозможно.
         В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, трудолюбивые и ответственные люди движут наш мир на новые ступеньки эволюции
Количество слов - 307

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Иван!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована несколько некорректно. Дело в том, что Ваш вопрос содержит логическую ловушку, поскольку в нем уже есть ответ. Какого человека можно назвать ответственным? Ответственного. Никакие другие ответы сюда не напрашиваются. Рекомендую перестроить проблемный вопрос:

Должен ли человек быть ответственным?

На данный вопрос мы можем ответить по -разному, что и делает его проблемным.

K2 - Комментарий + 6 баллов.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Один балл Вы потеряли из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

И даже ценной своего здоровья он все починил.
Описка. Верно: ценой.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Автор пишет о Кузьме Куроптеве, который не проходил по росту в мореходное училище, в приемной комиссии его не хотели брать по этой причине, но он сказал: «Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны.
Такие длинные предложения следует разбивать на отдельные для лучшего восприятия. После слова "училище" нужно поставить точку.  Если после слова "училище" поставить точку с запятой, предложение тоже будет выглядеть лучше. Это не ошибка, а рекомендация.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. На училище одна надежда была». В качестве исключения его взяли на учебу.
1) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла (отца взяли на учебу). Будьте внимательны.
Этим ПРИМЕРОМ автор показывает читателю: Кузьма поступает в училище не только ради своих интересов, но и ради своей семьи, для того чтобы в будущем материально обеспечивать её.
Здесь недостает слова "пример". Этим примером автор показывает. Однако за ошибку не считаю.
Данным примером писатель хочет продемонстрировать то, насколько был ответственен этот мальчик, он не мог простоять в стороне и ничего не сделать. И даже ценной своего здоровья он все починил.
2) Данный - канцеляризм.
Вместо "мальчик" все-таки корректнее использовать слово "юноша". Мальчик - это подросток, ребенок мужского пола. Студента училища мальчиком назвать никак нельзя.
3) Неоправданный повтор. Используйте синонимы.
Действительно, ответственные люди – это очень трудолюбивые, всегда готовые помочь личности. Именно такие люди делают прорывы в науке, становятся главами государств, строят частные детские дома и в целом помогают миру.
4) Неоправданный повтор.
Шероховатость отмечена лиловым цветом. Лучше: совершают научные открытия.
Без них, возможно, у нас не было бы сейчас всех благ, без которых представить нашу жизнь уже невозможно.
5) Тавтология.
 В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, трудолюбивые и ответственные люди движут наш мир на новые ступеньки эволюции
6) Несочетаемость. Все слова между собой не сочетаются. Не старайтесь писать красиво - сначала научить формулировать мысли четко, ясно. Исправим.
В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, трудолюбивые и ответственные люди делают мир лучше, прекраснее.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью. Убирайте сомнительные конструкции. Если смысл не понятен вам, он не будет ясен эксперту.  Убирайте повторы. Русский язык богат синонимами. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку